ЕПИСКОП ВАРЛААМ: «С ЛЮДЬМИ ПОСТУПАТЬ ПО ЛЮБВИ»
Наступил Великий пост – самый строгий и главный из всех постов в православной жизни. Он предшествует светлому празднику Пасхи.
Сорок восемь дней духовного и физического воздержания от благ мирских, от животной пищи – вот глубочайшее очищение души и тела.
Самое время подумать о том, что в обычной суете нашей жизни проходит мимо сознания, но является главным для каждого – смысл нашего пребывания на земле, духовность, нравственность, вера.
Что делается Махачкалинской епархией для укрепления основ веры, в плане религиозного образования молодежи?
Об этом и не только рассказал епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев).
Досье «МИ». Родился 22 июня 1974 года в городе Изобильный Ставропольского края. 17 июля 1996 года по благословению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона принял монашеский постриг с именем Варлаам в честь преподобного Варлаама Хутынского.
В 1998 году окончил Ставропольскую духовную семинарию, в 2008 – Киевскую духовную академию.
Служил в храмах Ставропольского края, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. В июне 2012 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря города Мурома.
Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 года избран епископом Махачкалинским и Грозненским.
ОТНОШЕНИЯ СЛОЖИЛИСЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ
– Владыко, раскройте нам смысл и значение Великого поста для православного мира.
– Пост – это время для того, чтобы выйти из мирской суеты, задуматься о смысле жизни, вспомнить заповеди Божьи. Пост – воздержание от увеселений, от полноценной еды, время, когда человек призван церковью творить больше добрых дел, оказывать помощь и поддержку тем, кто находится рядом.
Пост – время, когда необходимо уделить особое внимание своей духовности.
– 3 года назад Вы получили назначение в Махачкалинскую епархию. Оправдались ли Ваши ожидания пребывания здесь? Как сложились отношения с руководством республики и города, с руководителями других конфессий, с паствой?
– В Дагестане я раньше не был, но в течение 12 лет находился рядом – в Ингушетии и Чечне. Я люблю Кавказ. Конечно, каждая республика уникальна по-своему, и Дагестан для меня – новая возможность развития, знакомство с людьми, с их обычаями и традициями.
Я прибыл сюда, как правящий епископ, чтобы утверждать православную веру, работать с верующими не только в Дагестане, но и в Чечне и Ингушетии.
У меня сложились конструктивные отношения с Главой республики, правительством, хорошие отношения с муфтием и муфтиятом.
Мы проводим совместные мероприятия, особенно хочу выделить международный межконфессиональный молодежный форум, на нем собираются представители различных конфессий со всего Северного Кавказа.
Я не строил никаких планов, получив новое назначение. Мое дело – исполнять послушание, которое возложил на меня Господь: заботиться о пастве, о верующих.
В этом мне никто не препятствует, налажены контакты, имеется много положительных моментов. Хочу привести хороший пример: в правительственном комплексе Дагестана строятся мечеть и церковь. К Пасхе мы будем их открывать.
Хорошие отношения складываются с руководством города Махачкалы и с мэром столицы Мусой Мусаевым. Он всегда откликался на все наши просьбы, а их, замечу, было немало. Глава города лично внес пожертвования на закупку мебели в строящийся просветительский центр. Наши систематические встречи носят конструктивный характер.
ОБЪЕДИНИТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ
– Вы упомянули о строительстве просветительского центра, расскажите об этом подробнее.
– За время моего пребывания в должности епископа удалось значительно расширить территорию Свято-Успенского кафедрального собора в Махачкале. Это позволило вести строительство русского просветительского центра. Пока мы только планируем, как будем использовать новое трехэтажное здание.
Обязательно разместим молодежный центр, службу, работающую с родителями: они должны знать, как правильно воспитывать детей, чтобы предотвратить нежелательные последствия ошибок в подростковом возрасте.
Найдем место для самих ребят, займемся их творческим развитием, может, будем обучать иконописи.
Русские исповедуют православие, мы, таким образом, объединим людей, проживающих в республике, раскроем русскую культуру, дадим возможность ее познавать и усваивать.
На территории церкви мы построили свечную лавку, рядом находится здание, которое городские власти нам отдали почти полностью.
Там сегодня расположено епархиальное управление, воскресная школа для детей и взрослых.
– Кто финансировал строительство русского просветительского центра?
– Строительство велось в рамках федеральной программы «Культура России». Все остальное нам было передано городскими властями.
– Каков уровень развития православия в Дагестане?
– Православие в Дагестане существует достаточно давно, сегодня имеется порядка 20-ти действующих храмов, где проводятся регулярные богослужения.
Мы организовываем совместные мероприятия с органами власти, направленные на духовно-нравственное воспитание как молодежи, так и всей паствы.
СВОЙ ПУТЬ К БОГУ
– Вы родились, как и большинство из нас, в атеистической стране. Каким был Ваш путь к Богу?
– Вера к каждому человеку приходит особенным образом, когда происходят исключительные события в жизни. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. К сожалению, к вере зачастую приводят скорбные ситуации в жизни, когда мы терпим либо болезни, либо утрату близких.
Мой приход в церковь был связан с моментом смерти дедушки по линии отца. Я впервые увидел, как умирает человек, и задумался: а каков смысл жизни? Человек жил, трудился, сделал столько хорошего и вдруг его нет…
Такие вопросы меня заставили искать ответ.
Я начал ходить в храм, изучать Священное Писание, потом зародилось искреннее желание связать свою жизнь с Церковью, посвятить себя Богу.
Я окончил семинарию, принял монашество. Каждый человек стремится к идеалу, учение Христа, заповеди Божьи – это и есть идеал для верующего.
У каждого свой путь к вере в поисках истины. Все, что касается духовной жизни человека, очень сложно. Слава Богу, сегодня у каждого есть возможность проявить веру, познать религию, жить по заповедям, и никто этому не мешает.
С другой стороны, никто не мешает проявлению разгула страстей, особенно это культивируется в средствах массовой информации: бери от жизни все, что хочешь!
Эти призывы противоречат любым духовно-нравственным нормам. Человеку очень сложно: он как бы одной ногой в храме, другой – в миру. Очень серьезная борьба в душах людей: с одной стороны – беззаконие, с другой – призыв к святости.
Сегодня, к сожалению, нет таких святых, как раньше. Я не говорю, что Бог их не дает, они есть. Но если вспомнить Сергия Радонежского, Серафима Саровского – люди шли к ним толпами и получали назидание. В наше время, если такой святой появится, из него дьявола сделают: СМИ, расспросы, тиражирование, шум вокруг его имени. От его смирения ничего не останется, только гордыня.
Святые есть среди нас, но их трудно заметить. Только духовный может увидеть духовного, а грешник видит вокруг себя только грешников.
В этом вся проблема. Даже если кто-то ищет святых старцев, находит обычно только духовников, с которыми советуются: выходить ли замуж, поступать ли в вуз, принимать или нет монашество… Мы видим, что люди разучились принимать самостоятельные решения и стремятся переложить ответственность за свою жизнь на других.
Тот, кто берет на себя такую ответственность, имеет желание помочь, но не имеет того разума, какой был у святых.
Получается много проблем и искажений в старчестве и духовничестве.
Все это я говорю, чтобы подчеркнуть, как много соблазнов у человека на пути к Богу.
Человеку, стремящемуся к вере, необходимо изучить законы духовной жизни, изложенные в Священном Писании. Законы государства мы знаем – что можно, а что нельзя делать. Но существуют законы духовной жизни, человек, который их не выполняет, обрекает себя на страдания.
ДУХ ЕСТЬ БОГ
– Может ли религия служить основой нравственности человека или этого недостаточно?
– Мы должны сначала понять, что такое нравственность. Есть понятие духовность, а есть нравственность. Нравственность – это внешняя оболочка, чем человек кажется. Есть и такое определение: совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность может быть истинной и ложной. Человек знает, как поступать нравственно, и так поступает. Внутри же он может быть исполнен злобы и зависти.
Есть понятие духовности. Вот истинная духовность дает истинную нравственность, когда из внутренней жизни проистекает нравственность.
Составляющая духовности – это и есть закон Божий.
Эта духовность дана каждому при рождении, но в течение жизни может «замыливаться». Можно назвать это состояние совестью. Можно один раз поступить не по совести, другой… А потом мы ее уже не слышим.
Если бы мы жили по совести, мы жили бы по закону духовному.
Что такое дух? Дух есть Бог. Христос говорит: молитесь за врагов ваших и проклинающих вас. Всякая заповедь нас призывает, чтобы мы были милостивы ко всем людям и строги к себе.
Но милостивы не в потакании грехам, а милостивы к немощам человеческим, когда человек нуждается в нашей помощи, поддержке, в нашем участии.
Нравственность должна быть производной от правильной духовности.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ
– Каждая из существующих религий учит только хорошему, призывает к добру, милосердию, состраданию. Откуда берется религиозный экстремизм?
– Ни одна религия не дает почву для экстремизма. Просто у каждого имеется собственное толкование религиозных норм, не всегда верное.
Приведу такой пример. Христос в субботу исцеляет человека, лечит его сухую руку и она становится здоровой.
Тут же фарисеи, законоучители иудейские, говорят: ты согрешил, нарушил заповедь. Какую? День субботний нужно посвятить Господу Богу, а ты занимаешься исцелением.
Казалось бы, что по закону они правы: в субботу нельзя ничего делать.
Христос тогда сказал: а если у вас овца в субботу упадет в яму, вы ее вытащите? Говорят: вытащим! А человек не выше ли овцы, разве нельзя его исцелить?
Такое вот понимание закона. Закон можно понимать плоско, но всякий закон несет дух. Закон говорит, что этого делать нельзя, а дух, который является любовью в христианстве, говорит: а как же я пройду мимо страдающего человека?
Экстремисты придерживаются буквы закона, а духа закона они не почувствовали.
Они стараются исказить правду Божию так, как им видится. Отсюда появляется экстремизм: почему я чист, а ты нечист? А раз ты нечист, я должен очистить этот мир, чтобы он стал чище.
Люди начинают своим искаженным пониманием религии формулировать свои догмы. Если бы они с самого начала изучали, жили по закону духовному, они бы почувствовали, что такое религия.
А так получается, что человек, внешне соблюдая законы, очень жесток по отношению к близким.
– Как бороться с экстремизмом, действует ли в таком случае постулат о непротивлении злу насилием?
– Незнание порождает экстремизм, поэтому нужно духовное знание, нужно воспитывать молодежь. Взрослого человека уже ничему не научишь и ни в чем не убедишь. Когда ребенок спрашивает у родителей: а что со мной будет, когда я умру, нужно дать правильный ответ. А если родители сами толком ничего не знают, что они могут сказать?
Ребенок, не получая ответ, продолжает его искать в своей душе и приходит к каким-то определенным выводам. А какие выводы он сделает, зависит от того, с кем он общается.
Что может сделать Церковь с уже существующими экстремистами? Только призвать, объяснить, что они не правы. А для более радикальных мер существуют спецслужбы.
– Почему проводимые церковные службы охраняют силовики, поступают ли от кого-либо угрозы в адрес православной церкви?
– Церковную службу ни в одном из приходов силовики не охраняют. Единственно бывает такое на большие православные праздники – Рождество Христово или на Пасху. Но это общепринятая практика – охрана общественного порядка при большом скоплении народа. Что касается угроз, то никогда ни от кого мы их не получали.
ЗНАТЬ СВОЕ, ЧТОБЫ УВАЖАТЬ ЧУЖОЕ
– Разделяете ли Вы точку зрения, что религию нужно преподавать в светских школах с самых младших классах?
– Конечно, человек с самого раннего детства должен знать свою религию и религию тех, кто находится рядом. В познавательном плане человек может изучать все, но вначале должен изучить свое. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют право определить, какую религию в школе должен изучать его ребенок. На самом деле было решено изучать «Основы мировых религий» или «Основы светской этики».
В России четыре основные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Получается, что нужны в школе четыре преподавателя. А у нас есть возможность содержать только одного. Потому директор школы стоит перед выбором, как бы все совместить в одном предмете.
На самом деле государством предпринята попытка полноценного преподавания религии в школе, да и святейший Патриарх Кирилл об этом постоянно говорит, чтобы ввели этот предмет с первого по одиннадцатый класс.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ИСТИНА?
– А можно ли поменять свою религию, как относится к этому Церковь?
– Тут такая ситуация: если человек в своей жизни ищет истину, а истина у нас – Закон Божий, то он придет к этому пониманию. Кто-то может родиться язычником или в какой-то секте, поверьте, он придет к истинной религии.
Я общался с мусульманами, и часто бывало так, что мы говорили почти на одном языке. Такое случается, когда человек правильно воспринимает духовные понятия. Поэтому менять или не менять религию – вопрос очень сложный.
Я, как человек православный, могу сказать: да, все должны быть православными, именно здесь истина. Но как я такое скажу мусульманину, который уверен, что истина у него? Или буддисту, или иудею?
Если человек ищет истину, то Бог его к ней приведет. А если кто-то меняет религию из-за каких-то внешних обстоятельств, это уже другие моменты, можно сказать, лукавство.
– Иногда в браке с человеком другой конфессии один из супругов меняет религию, хорошо это или плохо?
– Если это делается не по убеждению, то очень плохо. Вообще Церковью запрещены смешанные браки, потому что страдают родившиеся в таком браке дети.
Даже если в семье имеется полное взаимопонимание, дети находятся на распутье: какую религию выбрать для себя.
Часто бывает так, что они не принимают религию ни отца, ни матери и остаются духовно пустыми.
ПОЛКОВЫЕ СВЯЩЕННИКИ
– Как работает епархия с воинскими частями и с пеницитарными учреждениями?
– В воинских частях, расположенных на территории епархии, служат выездные полковые священники. Соответственно мы участвуем в проводимых там мероприятиях, проводим обряды крещения, молебны, присутствуем при принятии присяги.
Задача Церкви в этом случае – объяснить воину, почему он терпит тяготы и лишения армейской службы. Есть промысел Божий: если ты воин, то должен служить своему Отечеству, но ты не один, рядом с тобой общество таких же воинов. Вы должны уважать друг друга, нужно показать закон взаимной любви. Там, где есть любовь, нет неприязни. Скопление людей в замкнутом пространстве имеет свою специфику. Особенно это относится к местам лишения свободы, где нужно объяснить, что случайностей в жизни не бывает, что ты должен понести наказание за совершенное преступление, это твой крест.
Ты должен раскаяться в совершенном преступлении и обратить свое сердце к Богу. Господь утешит тебя в местах заключения и даст силы все перенести.
Сегодня в ИК-2 в поселке Шамхал строится храм иконы Иверской Божьей Матери, в других местах лишения свободы на территории епархии оборудованы молитвенные комнаты, библиотеки с православной литературой, видеотеки с фильмами религиозной тематики и т.д.
Некоторые мероприятия мы проводим совместно с муфтиятом, например, футбольный матч среди заключенных.
ГЛАВНОЕ – ОБРАЗОВАНИЕ
– Какие направления деятельности епархии находятся в разработке, какие задачи стоят перед Церковью на ближайшую перспективу?
– Я-то планирую сделать многое. У меня есть давняя мечта построить православную гимназию, где детишки могли бы получать и светское, и религиозное образование. Не перестаю повторять, что нужно серьезно заниматься воспитанием и образованием детей. У нас в будущем должен быть потенциал, на который со временем можно было бы положиться, и кто смог бы со временем отстаивать здравомыслящие проекты и законы для нашей страны.
Хотелось бы открыть и детский сад, и приют для бездомных, много чего хотелось бы… Но чего говорить о том, что сложно воплотить в жизнь.
Давайте вернемся к тому, с чего мы начали беседу, к теме Великого поста, по окончании которого нас ждет великая радость – воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Хочу напомнить, что человек создан для вечной жизни, не для временной, вот о ней и надо позаботиться, пребывая на земле. Постарайтесь с людьми поступать по любви.
Наталья Бученко