Епископ Варлаам: «С людьми поступать по любви»

 ЕПИСКОП ВАРЛААМ: «С ЛЮДЬМИ ПОСТУПАТЬ ПО ЛЮБВИ»

 

Наступил Великий пост – самый строгий и главный из всех постов в православной жизни. Он предшествует светлому празднику Пасхи.

Сорок восемь дней духовного и физического воздержания от благ мирских, от животной пищи – вот глубочайшее очищение души и тела.

Самое время подумать о том, что в обычной суете нашей жизни проходит мимо сознания, но является главным для каждого – смысл нашего пребывания на земле, духовность, нравственность, вера.

Что делается Махачкалинской епархией для укрепления основ веры, в плане религиозного образования молодежи?

Об этом и не только рассказал епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев).

 

Досье «МИ». Родился 22 июня 1974 года в городе Изобильный Ставропольского края. 17 июля 1996 года по благословению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона принял монашеский постриг с именем Варлаам в честь преподобного Варлаама Хутынского.

В 1998 году окончил Ставропольскую духовную семинарию, в 2008 – Киевскую духовную академию.

Служил в храмах Ставропольского края, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. В июне 2012 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря города Мурома.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 года избран епископом Махачкалинским и Грозненским.

 

ОТНОШЕНИЯ СЛОЖИЛИСЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ

– Владыко, раскройте нам смысл и значение Великого поста для православного мира.

– Пост – это время для того, чтобы выйти из мирской суеты, задуматься о смысле жизни, вспомнить заповеди Божьи. Пост – воздержание от увеселений, от полноценной еды, время, когда человек призван церковью творить больше добрых дел, оказывать помощь и поддержку тем, кто находится рядом.

Пост – время, когда необходимо уделить особое внимание своей духовности.

– 3 года назад Вы получили назначение в Махачкалинскую епархию. Оправдались ли Ваши ожидания пребывания здесь? Как сложились отношения с руководством республики и города, с руководителями других конфессий, с паствой?

– В Дагестане я раньше не был, но в течение 12 лет находился рядом – в Ингушетии и Чечне. Я люблю Кавказ. Конечно, каждая республика уникальна по-своему, и Дагестан для меня – новая возможность развития, знакомство с людьми, с их обычаями и традициями.

Я прибыл сюда, как правящий епископ, чтобы утверждать православную веру, работать с верующими не только в Дагестане, но и в Чечне и Ингушетии.

У меня сложились конструктивные отношения с Главой республики, правительством, хорошие отношения с муфтием и муфтиятом.

Мы проводим совместные мероприятия, особенно хочу выделить международный межконфессиональный молодежный форум, на нем собираются представители различных конфессий со всего Северного Кавказа.

 Я не строил никаких планов, получив новое назначение. Мое дело – исполнять послушание, которое возложил на меня Господь: заботиться о пастве, о верующих.

В этом мне никто не препятствует, налажены контакты, имеется много положительных моментов. Хочу привести хороший пример: в правительственном комплексе Дагестана строятся мечеть и церковь. К Пасхе мы будем их открывать.

Хорошие отношения складываются с руководством города Махачкалы и с мэром столицы Мусой Мусаевым. Он всегда откликался на все наши просьбы, а их, замечу, было немало. Глава города лично внес пожертвования на закупку мебели в строящийся просветительский центр. Наши систематические встречи носят конструктивный характер.

 

ОБЪЕДИНИТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ

 – Вы упомянули о строительстве просветительского центра, расскажите об этом подробнее.

– За время моего пребывания в должности епископа удалось значительно расширить территорию Свято-Успенского кафедрального собора в Махачкале. Это позволило вести строительство русского просветительского центра. Пока мы только планируем, как будем использовать новое трехэтажное здание.

Обязательно разместим молодежный центр, службу, работающую с родителями: они должны знать, как правильно воспитывать детей, чтобы предотвратить нежелательные последствия ошибок в подростковом возрасте.

Найдем место для самих ребят, займемся их творческим развитием, может, будем обучать иконописи.

Русские исповедуют православие, мы, таким образом, объединим людей, проживающих в республике, раскроем русскую культуру, дадим возможность ее познавать и усваивать.

На территории церкви мы построили свечную лавку, рядом находится здание, которое городские власти нам отдали почти полностью.

 Там сегодня расположено епархиальное управление, воскресная школа для детей и взрослых.

– Кто финансировал строительство русского просветительского центра?

– Строительство велось в рамках федеральной программы «Культура России». Все остальное нам было передано городскими властями.

– Каков уровень развития православия в Дагестане?

– Православие в Дагестане существует достаточно давно, сегодня имеется порядка 20-ти действующих храмов, где проводятся регулярные богослужения.

Мы организовываем совместные мероприятия с органами власти, направленные на духовно-нравственное воспитание как молодежи, так и всей паствы.

 

СВОЙ ПУТЬ К БОГУ

– Вы родились, как и большинство из нас, в атеистической стране. Каким был Ваш путь к Богу?

– Вера к каждому человеку приходит особенным образом, когда происходят исключительные события в жизни. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. К сожалению, к вере зачастую приводят скорбные ситуации в жизни, когда мы терпим либо болезни, либо утрату близких.

Мой приход в церковь был связан с моментом смерти дедушки по линии отца. Я впервые увидел, как умирает человек, и задумался: а каков смысл жизни? Человек жил, трудился, сделал столько хорошего и вдруг его нет…

Такие вопросы меня заставили искать ответ.

Я начал ходить в храм, изучать Священное Писание, потом зародилось искреннее желание связать свою жизнь с Церковью, посвятить себя Богу.

Я окончил семинарию, принял монашество. Каждый человек стремится к идеалу, учение Христа, заповеди Божьи – это и есть идеал для верующего.

У каждого свой путь к вере в поисках истины. Все, что касается духовной жизни человека, очень сложно. Слава Богу, сегодня у каждого есть возможность проявить веру, познать религию, жить по заповедям, и никто этому не мешает.

С другой стороны, никто не мешает проявлению разгула страстей, особенно это культивируется в средствах массовой информации: бери от жизни все, что хочешь!

Эти призывы противоречат любым духовно-нравственным нормам. Человеку очень сложно: он как бы одной ногой в храме, другой – в миру. Очень серьезная борьба в душах людей: с одной стороны – беззаконие, с другой – призыв к святости.

Сегодня, к сожалению, нет таких святых, как раньше. Я не говорю, что Бог их не дает, они есть. Но если вспомнить Сергия Радонежского, Серафима Саровского – люди шли к ним толпами и получали назидание. В наше время, если такой святой появится, из него дьявола сделают: СМИ, расспросы, тиражирование, шум вокруг его имени. От его смирения ничего не останется, только гордыня.

Святые есть среди нас, но их трудно заметить. Только духовный может увидеть духовного, а грешник видит вокруг себя только грешников.

В этом вся проблема. Даже если кто-то ищет святых старцев, находит обычно только духовников, с которыми советуются: выходить ли замуж, поступать ли в вуз, принимать или нет монашество… Мы видим, что люди разучились принимать самостоятельные решения и стремятся переложить ответственность за свою жизнь на других.

Тот, кто берет на себя такую ответственность, имеет желание помочь, но не имеет того разума, какой был у святых.

Получается много проблем и искажений в старчестве и духовничестве.

Все это я говорю, чтобы подчеркнуть, как много соблазнов у человека на пути к Богу.

Человеку, стремящемуся к вере, необходимо изучить законы духовной жизни, изложенные в Священном Писании. Законы государства мы знаем – что можно, а что нельзя делать. Но существуют законы духовной жизни, человек, который их не выполняет, обрекает себя на страдания.

 

ДУХ ЕСТЬ БОГ

– Может ли религия служить основой нравственности человека или этого недостаточно?

– Мы должны сначала понять, что такое нравственность. Есть понятие духовность, а есть нравственность. Нравственность – это внешняя оболочка, чем человек кажется. Есть и такое определение: совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность может быть истинной и ложной. Человек знает, как поступать нравственно, и так поступает. Внутри же он может быть исполнен злобы и зависти.

Есть понятие духовности. Вот истинная духовность дает истинную нравственность, когда из внутренней жизни проистекает нравственность.

Составляющая духовности – это и есть закон Божий.

Эта духовность дана каждому при рождении, но в течение жизни может «замыливаться». Можно назвать это состояние совестью. Можно один раз поступить не по совести, другой… А потом мы ее уже не слышим.

Если бы мы жили по совести, мы жили бы по закону духовному.

Что такое дух? Дух есть Бог. Христос говорит: молитесь за врагов ваших и проклинающих вас. Всякая заповедь нас призывает, чтобы мы были милостивы ко всем людям и строги к себе.

Но милостивы не в потакании грехам, а милостивы к немощам человеческим, когда человек нуждается в нашей помощи, поддержке, в нашем участии.

Нравственность должна быть производной от правильной духовности.

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

– Каждая из существующих религий учит только хорошему, призывает к добру, милосердию, состраданию. Откуда берется религиозный экстремизм?

– Ни одна религия не дает почву для экстремизма. Просто у каждого имеется собственное толкование религиозных норм, не всегда верное.

Приведу такой пример. Христос в субботу исцеляет человека, лечит его сухую руку и она становится здоровой.

Тут же фарисеи, законоучители иудейские, говорят: ты согрешил, нарушил заповедь. Какую? День субботний нужно посвятить Господу Богу, а ты занимаешься исцелением.

Казалось бы, что по закону они правы: в субботу нельзя ничего делать.

Христос тогда сказал: а если у вас овца в субботу упадет в яму, вы ее вытащите? Говорят: вытащим! А человек не выше ли овцы, разве нельзя его исцелить?

Такое вот понимание закона. Закон можно понимать плоско, но всякий закон несет дух. Закон говорит, что этого делать нельзя, а дух, который является любовью в христианстве, говорит: а как же я пройду мимо страдающего человека?

Экстремисты придерживаются буквы закона, а духа закона они не почувствовали.

Они стараются исказить правду Божию так, как им видится. Отсюда появляется экстремизм: почему я чист, а ты нечист? А раз ты нечист, я должен очистить этот мир, чтобы он стал чище.

Люди начинают своим искаженным пониманием религии формулировать свои догмы. Если бы они с самого начала изучали, жили по закону духовному, они бы почувствовали, что такое религия.

А так получается, что человек, внешне соблюдая законы, очень жесток по отношению к близким.

– Как бороться с экстремизмом, действует ли в таком случае постулат о непротивлении злу насилием?

– Незнание порождает экстремизм, поэтому нужно духовное знание, нужно воспитывать молодежь. Взрослого человека уже ничему не научишь и ни в чем не убедишь. Когда ребенок спрашивает у родителей: а что со мной будет, когда я умру, нужно дать правильный ответ. А если родители сами толком ничего не знают, что они могут сказать?

Ребенок, не получая ответ, продолжает его искать в своей душе и приходит к каким-то определенным выводам. А какие выводы он сделает, зависит от того, с кем он общается.

Что может сделать Церковь с уже существующими экстремистами? Только призвать, объяснить, что они не правы. А для более радикальных мер существуют спецслужбы.

– Почему проводимые церковные службы охраняют силовики, поступают ли от кого-либо угрозы в адрес православной церкви?

– Церковную службу ни в одном из приходов силовики не охраняют. Единственно бывает такое на большие православные праздники – Рождество Христово или на Пасху. Но это общепринятая практика – охрана общественного порядка при большом скоплении народа. Что касается угроз, то никогда ни от кого мы их не получали.

 

ЗНАТЬ СВОЕ, ЧТОБЫ УВАЖАТЬ ЧУЖОЕ

– Разделяете ли Вы точку зрения, что религию нужно преподавать в светских школах с самых младших классах?

– Конечно, человек с самого раннего детства должен знать свою религию и религию тех, кто находится рядом. В познавательном плане человек может изучать все, но вначале должен изучить свое. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют право определить, какую религию в школе должен изучать его ребенок. На самом деле было решено изучать «Основы мировых религий» или «Основы светской этики».

В России четыре основные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм.

Получается, что нужны в школе четыре преподавателя. А у нас есть возможность содержать только одного. Потому директор школы стоит перед выбором, как бы все совместить в одном предмете.

На самом деле государством предпринята попытка полноценного преподавания религии в школе, да и святейший Патриарх Кирилл об этом постоянно говорит, чтобы ввели этот предмет с первого по одиннадцатый класс.

 

ГДЕ НАХОДИТСЯ ИСТИНА?

– А можно ли поменять свою религию, как относится к этому Церковь?

– Тут такая ситуация: если человек в своей жизни ищет истину, а истина у нас – Закон Божий, то он придет к этому пониманию. Кто-то может родиться язычником или в какой-то секте, поверьте, он придет к истинной религии.

Я общался с мусульманами, и часто бывало так, что мы говорили почти на одном языке. Такое случается, когда человек правильно воспринимает духовные понятия. Поэтому менять или не менять религию – вопрос очень сложный.

Я, как человек православный, могу сказать: да, все должны быть православными, именно здесь истина. Но как я такое скажу мусульманину, который уверен, что истина у него? Или буддисту, или иудею?

Если человек ищет истину, то Бог его к ней приведет. А если кто-то меняет религию из-за каких-то внешних обстоятельств, это уже другие моменты, можно сказать, лукавство.

– Иногда в браке с человеком другой конфессии один из супругов меняет религию, хорошо это или плохо?

– Если это делается не по убеждению, то очень плохо. Вообще Церковью запрещены смешанные браки, потому что страдают родившиеся в таком браке дети.

Даже если в семье имеется полное взаимопонимание, дети находятся на распутье: какую религию выбрать для себя.

 Часто бывает так, что они не принимают религию ни отца, ни матери и остаются духовно пустыми.

 

ПОЛКОВЫЕ СВЯЩЕННИКИ

– Как работает епархия с воинскими частями и с пеницитарными учреждениями?

– В воинских частях, расположенных на территории епархии, служат выездные полковые священники. Соответственно мы участвуем в проводимых там мероприятиях, проводим обряды крещения, молебны, присутствуем при принятии присяги.

Задача Церкви в этом случае – объяснить воину, почему он терпит тяготы и лишения армейской службы. Есть промысел Божий: если ты воин, то должен служить своему Отечеству, но ты не один, рядом с тобой общество таких же воинов. Вы должны уважать друг друга, нужно показать закон взаимной любви. Там, где есть любовь, нет неприязни. Скопление людей в замкнутом пространстве имеет свою специфику. Особенно это относится к местам лишения свободы, где нужно объяснить, что случайностей в жизни не бывает, что ты должен понести наказание за совершенное преступление, это твой крест.

Ты должен раскаяться в совершенном преступлении и обратить свое сердце к Богу. Господь утешит тебя в местах заключения и даст силы все перенести.

 Сегодня в ИК-2 в поселке Шамхал строится храм иконы Иверской Божьей Матери, в других местах лишения свободы на территории епархии оборудованы молитвенные комнаты, библиотеки с православной литературой, видеотеки с фильмами религиозной тематики и т.д.

Некоторые мероприятия мы проводим совместно с муфтиятом, например, футбольный матч среди заключенных.

 

ГЛАВНОЕ – ОБРАЗОВАНИЕ

– Какие направления деятельности епархии находятся в разработке, какие задачи стоят перед Церковью на ближайшую перспективу?

– Я-то планирую сделать многое. У меня есть давняя мечта построить православную гимназию, где детишки могли бы получать и светское, и религиозное образование. Не перестаю повторять, что нужно серьезно заниматься воспитанием и образованием детей. У нас в будущем должен быть потенциал, на который со временем можно было бы положиться, и кто смог бы со временем отстаивать здравомыслящие проекты и законы для нашей страны.

Хотелось бы открыть и детский сад, и приют для бездомных, много чего хотелось бы… Но чего говорить о том, что сложно воплотить в жизнь.

Давайте вернемся к тому, с чего мы начали беседу, к теме Великого поста, по окончании которого нас ждет великая радость – воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Хочу напомнить, что человек создан для вечной жизни, не для временной, вот о ней и надо позаботиться, пребывая на земле. Постарайтесь с людьми поступать по любви.

 

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале полицейские нашли у мужчины 20 грамм героина

Во время патрулирования на улице Центральная, сотрудники полиции ППС столицы Дагестана задержали мужчину, при личном досмотре которого были найдены...

Мэр Махачкалы провел личный прием горожан

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл личный приём горожан, на котором выслушал вопросы шестерых махачкалинцев. Об этом градоначальник...

МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны

МегаФон в партнерстве с ГК SIMETRA разработал платформу для управления любыми транспортными потоками при строительстве и обслуживании крупных промышленных...

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам