Слышал, что зависть является одним из страшных грехов. Но говорят, что есть моменты, когда зависть допущена в исламе. Какие это моменты, расскажите, пожалуйста.
Гитиномагомедов Расул, г. Махачкала
Зависть подразумевает недовольство предопределением Всевышнего Аллаха и непринятие того, что Он даровал другому человеку. Ибо зависть – желание того, чтобы человек, которому было даровано благо, лишился его, и неважно, религиозных или мирских дел это касается. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или: …траву)» (Абу Дауд).
Кроме этой зависти существует еще и «белая зависть» – это желание заиметь то, чем обладает другой человек, не желая другому, чтобы он лишился этого. Зависть в таком смысле к благам другого человека, то есть желание иметь их, наоборот, может послужить увеличению добра и благих дел. В этом смысле зависть будет только способствовать совершению благих дел и улучшению имеющегося положения.
От Ибн Мас’уда передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и передает ее другим» (Бухари, Муслим).
Этот хадис подразумевает, что не следует завидовать даже так называемой белой завистью ничему, кроме этих двух качеств.
Знания и богатство – это две ценности, имея которые, человек думает, что жизнь удалась и все находится в его руках. Однако мусульманина отличает от других восприятие данного понятия. Мусульманин обязан зарабатывать и только дозволенным путем. В противном случае все его имущество будет греховным.
Точно так же мусульманин получает знания ради довольства Всевышнего Аллаха, пользуется ими только для дозволенного, сам действует в соответствии с ними и передает их другим ради распространения истинных знаний.
Нурмухаммад Изудинов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД