Освобождается ли от поста медперсонал, который непосредственно лечит и ухаживает за больными коронавирусной инфекцией?
Учитывая, что медперсонал, лечащий коронавирусных больных и ухаживающий за ними, облачен в противочумные костюмы, способствующие обезвоживанию, пребывает в непроветриваемом помещении, испытывает физические (перекладывают переворачивают больных) и моральные нагрузки (наблюдают тяжелобольных и безнадежных пациентов), страх заражения болезнью, шариат делает для них послабления в таком важном поклонении, как пост.
• Ввиду того, что они могут продолжать жизненно важную работу, полагаясь на крепкий иммунитет, который зависит в данных условиях от хорошего питания и обильного питья, шариат не только дает им право не поститься, но в некоторых случаях даже обязывает их не соблюдать это обязательное предписание. Но посты, пропущенные в силу подобных обстоятельств, необходимо будет возместить до наступления следующего Рамадана, при более благоприятных условиях.
[№] См.: Тухфат аль-Мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 3, с. 429
[І] См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 2, с. 175
Нужно ли возмещать пост, если человек по незнанию совершал действия, нарушающие его?
Муслимат Мусаева, г. Махачкала
Любое действие, нарушающее пост и совершенное по незнанию, делает его недействительным, если только незнание не оправдано тем, что человек недавно принял ислам, или тем, что он живет далеко от знающих людей.
АРГУМЕНТАЦИЯ: «Если постящийся поел по забывчивости, то его пост не нарушается. То же самое решение относится по отношению ко всему, что нарушает пост, кроме вероотступничества, даже если сразу же вернуться в ислам. Также это решение распространяется на человека, который совершил что-то, нарушающее пост, не зная, что это действие нарушает его. Это касается случая, если его незнание оправдано тем, что он недавно принял ислам или тем, что он живет далеко от людей, знающих это».
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 409].
Отдел фетв Муфтията РД