31 мая на сайте «Пятого канала» в онлайн-формате были объявлены победители XIII Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Лауреатом в номинации «Лучший художник по гриму» стала Элина Караханова – талантливая девушка из Дагестана. Она прошла путь от дизайнера костюма до художника по гриму и оформила более 25 кинокартин.
ОБ УЧЕБЕ НА ХУДГРАФЕ, МАСТЕРСКОЙ ВЕРЫ АГОШКИНОЙ И ПЕРЕЕЗДЕ ИЗ ДАГЕСТАНА
– Элина, расскажите, откуда любовь к творчеству. Есть художники в семье?
– Художников в семье нет. Меня в детстве отдали в музыкальную школу, я проходила три года, поняла, что музыка – это не мое. Решила пойти в художественную школу, меня записали в Дербентскую школу искусств №1. Отучилась три года, позже решила поступить на художественно-графический факультет Дагестанского педагогического университета на специальность «Дизайн костюма». На это отделение принимали раз в три года, я окончила школу экстерном и поступила. Попала в мастерскую Веры Агошкиной.
– Каким был знаменитый худграф 2002 – 2007 годов, во время вашей учебы?
– Это время я вспоминаю с большой любовью. ДГПУ действительно стал моей альма-матер, это было объединение творческих людей, жаждущих творить. Вера Агошкина знакомила нас с дагестанскими художниками, водила на выставки. Все преподаватели прививали любовь к творчеству, искусству. Из года в год проходили наши просмотры, конкурсы. Это были прекрасные студенческие годы!
– Обучаясь на отделении дизайна костюма, думали ли вы, что когда-нибудь будете работать художником по гриму? Или видели себя дизайнером?
– Конечно, думала, что буду хорошим дизайнером. Потому что во время учебы я дважды создавала коллекции, которые занимали призовые места в конкурсе «Кавказский стиль». После окончания университета я переехала в Санкт-Петербург, работала в модном доме дизайнером у Татьяны Парфеновой на Невском проспекте. И тогда мне казалось, что я буду двигаться по этой стезе и дальше. Но когда начала заниматься гримом, поняла, что это мне ближе, и влюбилась в эту профессию.
– Не сложно было из дизайнера по костюму переквалифицироваться в художника по гриму?
– Мне было легче учиться, чем некоторым моим однокурсникам, которые изучали все это «с нуля», потому что у меня уже было чувство цвета, формы, пропорции. Курсы, которые я проходила в Московском институте телевидения и радиовещания при «Останкино», длились год. Там нас обучали гриму, имиджу костюма. Да, это немного разные специальности, но глобально мы ведь все равно создаем образ артисту, делаем что-то руками.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ В СЕРИАЛЕ «ЛЮБИТ НЕ ЛЮБИТ»
– Как попали на съемочную площадку?
– Прожив два года в Питере, я переехала в Москву и поступила в останкинскую школу телевидения и радиовещания. Попала в кино благодаря девушке из Дагестана – Барият Осаевой. Она пригласила меня в свою команду, первый год работала ее ассистентом. Благодарна Барият за опыт и такую возможность.
– Расскажите про ваш первый опыт работы художником по гриму.
– В этой профессии невозможно прийти и сразу стать художником по гриму. Ты должен пройти путь от ассистента до художника. Ты учишься общению с режиссером, артистами. Первый опыт – съемки пилотной версии сериала «Любит не любит» с режиссером Нигиной Сайфуллаевой. Впоследствии мы очень сдружились и сейчас ее авторские картины делаем вместе. Ее работы «Как меня зовут», «Верность» – это всегда авторское кино. С ней я побывала на «Кинотавре», на фестивале «Короче». Конечно, в первый раз я ничего не понимала, что нужно делать, но все приходит с опытом. Люди, которые попадают в кино и остаются на второй и третий проект – не уйдут точно, потому что в эту профессию невозможно не влюбиться.
ГРИМИРОВАТЬ БЕЗ СНА И ПЕРЕРЫВА
– Какой распорядок дня у художника по гриму?
– У нас 12-часовой рабочий день, бывает по шесть дней в неделю. Часто бывают ночные смены, когда нужно снимать в сумерки. Самая длинная смена в моей жизни длилась 28 часов, без сна и перерыва. Это был последний съемочный день, нужно было отснять кадры. Четкого графика у меня нет, потому что всегда приходится подстраиваться под артиста, под локацию и даже под погоду. График сложный, поэтому это дело надо любить – иначе ничего не получится.
– Что остается за кадром в кино? Раскройте немного завесу.
– У картины художник по гриму всегда один, но бывает так, что есть еще и пластический гример, как у нас было на проекте «Эпидемия». Пластический гример отливает детали, прорабатывает ранения, порезы. Это отдельная специальность. Я уже много лет работаю с Алексеем Ивченко, он всегда воплощает мои самые безумные идеи. У меня есть ассистенты, их число зависит от величины проекта, количества актеров в кадре, массовки. В среднем нас трое – художник по гриму, ассистент и гример. Я всегда нахожусь на съемочной площадке, потому что в течение дня у актеров бывают перегримы.
КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ АРТИСТА, ГРИМИРУЯ ЕГО ПО УТРАМ
– С кем из звезд вы работали?
– На «Голубом огоньке» (телепередача на канале «Россия 1». – Прим. МИ») я работала с Димой Биланом, Валерием Меладзе, Григорием Лепсом, у них был совместный номер. В меньшей степени я работаю со звездами эстрады, потому что работать на телевидении я уже практически не соглашаюсь, больше нравится кино. Из актеров я работала с многими: с Данилой Козловским, который приглашал на свой проект «Тренер», но, к сожалению, мы не сошлись по срокам. С Сашей Петровым
работали на «Законе каменных джунглей», «Лед» снимали больше полугода. Он очень веселый и интересный актер. Первые полгода моей работы у меня была эйфория, я не могла поверить, что стою рядом с теми людьми, которых видела с экрана телевизора. А через какое-то время эта грань стирается, и ты понимаешь, что это обычные люди и ты немного становишься для них психологом, потому что первое место, куда приходят артисты, – гримерка (смеется). Очень важно таким образом настроить артиста на хороший день.
– Сложно работать со звездами?
– На самом деле, чем взрослее и известнее артист, особенно со званием «народный», тем уважительнее он относится ко всей съемочной группе и тем меньше у него капризов. Это люди-трудоголики. Они понимают, что гримеры и художники так же, как и они, делают это кино, и от нас зависит, как они будут выглядеть в кадре. Капризы бывают у молодых артистов, начинающих, у тех, кто мгновенно почувствовал славу. С ними приходится немного сложнее.
«Я ПРОСТО ДЕЛАЛА СВОЮ РАБОТУ»
– Расскажите про премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения, где вы стали лауреатом в номинации «Лучший художник по гриму».
– Самые главные продюсеры страны объединены в эту ассоциацию и уже восемь лет подряд они выбирают фильмы, которые стали лучшими за год. Здорово, что все профессии в кино в этой премии получают награду и признание. Картина «Эпидемия» в прошлом году была очень рейтинговой, в свете последних событий она стала еще популярнее. Когда создавалась «Эпидемия», мы прорабатывали историю болезней. Приходилось даже обращаться к вирусологам, чтобы выяснить, какие могут быть высыпания на коже, реально ли то, что я придумывала. Я была удивлена, когда мне отправили ссылку, где я номинирована. Когда мы делали эту картину, я была очень погружена в работу, было очень сложно, мы снимали ее полгода, в тяжелых условиях, зимой. Сначала в лесу в Подмосковье, затем уехали в Архангельск, потому что там был снег. Я просто делала свою работу и не думала о премиях и наградах.
Гюльшад ШИХКЕРИМОВА