Булат Курбанов: «Важная задача для нас – качественный хадж по приемлемой цене»

Хадж-компании «Марва-тур» в этом году исполнилось 10 лет. За короткий срок организация, реализующая благотворительный хадж от мецената Сулеймана Керимова, стала крупнейшим российским хадж-оператором, получившим международное признание. О пути к успеху, изменении правил в сфере паломничества в мусульманские святыни за последнее десятилетие, внедренных инновациях и планах на будущее «МИ» рассказал генеральный директор компании «Марва-тур» Булат Курбанов.

 

10 ЛЕТ НАЗАД

– Расскажите, как и когда начала работу компания «Марва-тур»? Кто стоял у истоков?

– «Марва-тур» была создана и зарегистрирована 4 мая 2010 года. Компанию учредили с целью реализации благотворительной программы по отправке дагестанцев в хадж. Первоначальное название у компании было «Марва-тур – благотворительный хадж Сулеймана Керимова».

С 2010 по 2014 годы компания занималась только благотворительным хаджем мецената Сулеймана Керимова. Организация хоть и была на тот момент новой, но в ней работали люди, которые уже имели опыт работы с отправкой паломников в хадж.

Когда Сулейман Керимов завершил финансирование благотворительного хаджа, «Марва-тур» перешла к организации хаджа на коммерческой основе, как это происходит сейчас.

– С какими проблемами столкнулись в начале пути? Как «дикое паломничество» трансформировалось в цивилизованное, если говорить именно о Дагестане?

– Во времена благотворительного хаджа Сулеймана Керимова главной задачей было максимально честно провести отбор паломников. Жеребьевку проводила не компания, к нам поступали готовые запротоколированные списки от джамаатов сел. Финансовые потоки через компанию не проходили, этим занимались представители Керимова. Мы только организовывали хадж. Сказать, что были какие-то особенные проблемы в начале пути, не могу. Определенные сложности, учитывая уровень организации хаджа на тот момент, возникали, но это были текущие рабочие вопросы.

А ответ на вопрос про трансформацию паломничества нужно рассматривать в рамках развития мирового хаджа. Тот уровень инфраструктуры, организации, логистики, который сейчас есть в Саудовской Аравии, появился относительно недавно. Раньше Саудия так и организовывала хадж, что туда можно было ездить самостоятельно на ослах, велосипедах, переделанных грузовых ГАЗелях и так далее. Альтернативных способов добраться до святых мест не было.

 

ОДИН ЗА ВСЕХ

– О руководителях групп. До появления «Марвы» многие из них не знали арабского языка или был один руководитель на триста паломников. Как сейчас обстоят дела в этом направлении?

– Конечно, подготовка руководителей групп тогда и сейчас – это две большие разницы. Нужно учитывать и тот факт, что Россия относительно других мусульманских стран в вопросах организации хаджа новичок, потому что границы открылись для мусульман РФ только в 90-е годы. У других стран – например, Казахстан, Узбекистан, Малайзия – это многовековая выстроенная система взаимоотношений с Саудовской Аравией. В России мусульмане в основном проживают в Татарстане и республиках Северного Кавказа – общее число паломников было очень маленькое, поэтому выстроенной схемы не было.

Когда открылась дорога в святые места для россиян, наши религиозные деятели организовывали паломничество, насколько это было возможным. Можно сказать, порядок организации хаджа только начал выстраиваться. Отбор руководителей групп проходил по умолчанию: имам мечети, который обладал определенными религиозными знаниями, считался компетентным и в организации паломничества. Во многих случаях они оправдывали возложенное на них доверие, но все-таки сопровождение людей имеет определенную специфику, не всегда связанную со знаниями ислама.

Со временем мы стали понимать, что руководитель группы – это лицо компании, и знания, вложенные в него, – отдача и отношение людей к нам, потому что какие бы высокие технологии мы не внедряли внутри, если руководитель группы на выходе не может грамотно сопроводить паломников, то отношение к нам у людей будет негативное. И самое страшное – вероятность того, что паломником был совершен хадж неправильно.

С 2017 года у нас начался тщательный отбор: недостаточно иметь религиозные знания, нужно соответствовать определенным критериям. В том числе быть уверенным пользователем гаджетов, грамотно и внятно изъясняться не только на родном языке, но и на русском. Раньше у нас рейсы были собраны по национальностям и муниципалитетам, сейчас группы интернациональные, «смешанные». Руководитель группы также должен владеть разговорным арабским.

Отбор проводится путем собеседования, после этого – курсы повышения квалификации по разным направлениям. Например, повышение канонических знаний в вопросах хаджа, с которыми имам мечети повседневно не сталкивается. Гид должен объяснить, что и как правильно сделать в совершении хаджа, дать исчерпывающий ответ на вопрос паломника.

Помимо этого, по договоренности с МЧС руководители групп проходят курсы по оказанию первой помощи, узнают алгоритм поведения во время ЧП. В палаточном городке случались пожары, которые уносили жизни людей, бывали случаи, когда в давке погибали люди – руководитель группы должен обладать определенным багажом знаний, чтобы знать, как правильно действовать в подобных ситуациях.

Чем квалифицированнее руководитель, тем благоприятнее совершает хадж его группа. И мы видим отдачу у довольных паломников. На сегодняшний день в состав одной группы входят 40-50 человек.

 

ЦИФРЫ ДО И ПОСЛЕ

– Какова статистика по Дагестану – увеличивается или уменьшается количество паломников с каждым годом? 

– Нужно разделить статистику на два периода: когда был наземный транспорт и когда паломники начали вылетать чартерными рейсами. В первый период сложно было дать точные цифры, так как люди самостоятельно приобретали визу, выезжали на своем транспорте. В тот период ежегодно хадж совершали около 15 тысяч человек. В последние 5-7 лет, когда статистика ведется по организованным чартерным рейсам, количество паломников растет.

В 2015 году произошел резкий скачок вниз, так как стоимость доллара резко возросла в два раза. Соответственно и хадж в рублях подорожал в два раза.

В последующие годы количество паломников стабильно росло. В 2018-2019 годы из Дагестана вылетало 9,5 тыс. паломников. В этом году мы бы отправили в хадж более 10 тысяч паломников.

Меняется и «портрет» паломника: он «спускается» из гор в город. Раньше в основном хадж стремились совершить дагестанцы старше 50 лет, проживающие в горах. С каждым годом среди паломников увеличивается количество представителей городской молодежи.

 

КАЧЕСТВЕННО И ПО ОПТИМАЛЬНОЙ ЦЕНЕ

– В этом году отменили хадж из-за пандемии. Возвращаете деньги паломникам или предлагаете альтернативу?

– После того, как всем стало известно об отмене хаджа, люди начали обращаться с вопросами, что мы им можем предложить. Кто-то захотел сохранить за собой бронь на следующий год, кто-то – вернуть деньги.

Для паломников, которые решили сохранить за собой бронь, мы сохранили оплату путевки по старому курсу доллара. Многие приобретали путевки, когда доллар стоил примерно 65 рублей. Это значительная выгода для паломников.

Мы пока не знаем окончательную цену на путевки на хадж-2021, но объявили о предварительных ценах исходя из изменений, которые введены сегодня в Саудовской Аравии. В том числе изменения по налогу НДС с 5% до 15%. Если покупатель соглашается доплатить разницу между ценой 2020 года и предварительной ценой 2021 года до 1 сентября, то мы эту оплату за ним фиксируем и последующее официальное подорожание со стороны КСА на них не будет влиять.

Те, кто пожелал вернуть деньги, обращаются в наш офис с заявкой. Ждут своей очереди. Процесс возврата средств уже почти окончен.

– Многие дагестанцы жалуются на высокие расценки на хадж. По сравнению с остальной Россией какие цены в Дагестане?

– Правильнее было бы сравнивать ценники России с другими государствами, потому что внутри страны небольшая разница в ценах. Но уверенно могу заявить, что в России цена на хадж – одна из самых низких в мире. Средний мировой ценник на хадж начинается с 4000$. Такая цена в Турции, например. В Индонезии и Малайзии – от 5000$, в Эмиратах, Бахрейне – 6000-7000$. Для граждан Саудовской Аравии лицензия на совершение хаджа стоит 7000 саудовских реалов. Это примерно 120 000 рублей.

Если говорить о цене для России – 250 000 рублей, конечно, это много для среднестатистического жителя страны. Но в долларах у нас одна из самых низких цен – 2500-3000$. В рублях цена высокая, но это проблема сугубо российская. Стоимость путевки в хадж зависит от курса рубля. Многие об этом не задумываются: цена высокая, потому что рубль дешевый и платежеспособность у людей низкая.

Если сравнивать ценник Дагестана с соседними регионами, то у нас стоимость путевки все же ниже. Если сравнивать с остальными субъектами России, откуда паломники вылетают в небольшом количестве через Москву, то у них в какие-то годы цена может быть ниже нашей за счет того, что они вылетают регулярным рейсом со стыковками в Стамбуле или Дубае.

Дагестанских паломников перевезти без чартерного рейса невозможно из-за большого количества, а чартер обходится дороже регулярного рейса.

Важная задача для нас – качественный хадж по приемлемой цене. То есть обеспечить паломников чистым, аккуратным номером в гостинице, перевозить их на комфортабельном автобусе, который не будет терять запчасти в дороге, и так далее. Мы можем все это заменить на более дешевый продукт, но тогда 90% паломников будут недовольны. Тут важно правильно выстроить баланс между ценой и качеством.

– Могут ли дагестанцы получить путевку в хадж бесплатно? Может быть, участвуя в каких-то акциях или мероприятиях. Планируется повторить что-то наподобие керимовского хаджа?

– Такого масштабного хаджа, который проводился при поддержке Сулеймана Керимова, нет. Иногда к нам обращаются меценаты, которые организовывают хадж для небольшой группы – 30-40 человек. Но они это делают тихо, не хотят афишировать. Предоставляют нам список людей, их документы, а мы уже организовываем поездку.

Что касается акций, у нас есть партнер – проект «Умра-хадж» в Instagram. Они проводят розыгрыши – за три года отправили в хадж около 200 человек.

 

ЕДИНСТВЕННЫЕ В РОССИИ

– Планируете в ближайшем будущем внедрять нововведения, облегчающие паломникам хадж и умру?

– Да, конечно. Одно из последних введенных – введение QR-код-метки на бейджиках паломников. Сканером можно считать информацию о паломнике на трех языках: из какой страны прибыл паломник, кто его руководитель, где проживает. Например, потерялась бабуля в Мекке во время тавафа. Она знает только родной язык, в пространстве не ориентируется. Теперь паломник, оказавшийся в такой ситуации, сможет обратиться к полицейскому, тот отсканирует его бейджик, узнает информацию о паломнике на нужном языке, нажмет на геолокацию гостиницы – тут откроется карта и автоматически выстроится маршрут до места назначения.

По пять таких наклеек мы выдаем паломникам, чтобы они приклеили на свои личные вещи: сумку, телефон и другое. Потерялась сумка – кто-то находит, сканирует QR-код, узнает данные хозяина и возвращает.

Также мы создали мобильное приложение «Марва», в котором есть кнопка вызова помощи. Дагестанец потерялся, жмет кнопку SOS, к нам на сервер поступает вызов. Наши представители, которые находятся ближе остальных к этому паломнику, получают сообщение и геолокацию вызова.

Что существенно нам облегчило организацию вылета – мы изменили место сбора паломников. Раньше паломники приезжали в аэропорт, каждого провожали по десять человек на трех машинах и, соответственно, аэропорт просто вставал. Пробка, огромное количество провожающих создавали хаос на территории. Мы решили собирать паломников на площадке возле офиса. Здесь они прощаются со своими родными, садятся в автобус, организованно едут в аэропорт и сразу проходят регистрацию. Аэропорт вздохнул с облегчением.

Для паломников мы сейчас собираем две книги о мусульманских святынях и исторических местах Мекки и Медины, которые будут представлены в общем доступе. В русскоязычном сегменте очень мало информации об этом, поэтому мы проводим ее поиск на арабских сайтах, переводим на русский. В книге будут размещены статьи, иллюстрации и QR-коды, при наведении на них паломник автоматически переходит на карты, где выстраивается маршрут до места, о котором он прочитал статью.

Желаний внедрить что-то – очень много, но порой они превышают наши технические средства и ресурсы.

– Оглядываясь назад, какое достижение компании можете назвать наиболее значимым, чем больше всего гордитесь?

– Каждый год у нас внедряется что-то новое, постоянно идет развитие. Из недавних достижений – компания «Марва-тур» стала членом Международной Ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Этот сертификат свидетельствует о высоком доверии к компании на международном уровне. Это примерно как звезды Мишлен для ресторанов. В России пока ни у одной хадж-компании нет такого сертификата.

При прямом участии нашей компании впервые в России было организовано прямое регулярное авиасообщение между Югом России и Саудовской Аравией. С прошлого года компания Utair перевозит паломников из Махачкалы в Саудовскую Аравию. Благодаря этому в положительную сторону изменилось паломничество в малый хадж.

Что-то одно конкретное обозначать не хочется, потому что каждая радость – сигнал «стоп» в подсознании, ощущение, что достиг своего предела. У всей компании настрой, что многое предстоит сделать.

– Какие взаимоотношения у вашей компании с Хадж-миссией России? Получаете ли какую-то помощь?

– Отношения доверительные, рабочие. Если возникают какие-то ситуации, где необходимо участие руководителя организации, то он незамедлительно реагирует и делает все от него зависящее. В этой сфере не бывает такого, что у одного региона возникла какая-то проблема. Если проблема есть, то она обязательно коллективная, и решается тоже совместно.

 

Сабина ДИБИРОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям

МегаФон расширил возможности голосового помощника Елена, которому доверено общение с клиентами компании. В результате замены речевых технологий на решение...

Махачкалинцев призвали бережно относиться к благоустроенным территориям и общественному имуществу

В мэрию столицы Дагестана поступил сигнал о том, что недобросовестные местные жители занимаются уничтожением зеленых насаждений, срывают цветы, нанося...

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

Вчера, под руководством Главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом градоначальник...

Больше половины махачкалинцев не хочет менять свою профессию

Сервис по поиску работы SuperJob провел опрос среди трудоустроенных жителей столицы Дагестаны, которых спросили хотели бы они сменить свою сферу...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявили абонентов, незаконно потреблявших электричество

Бригадами ПАО «Россети Северный Кавказ» был усилен комплекс мер по выявлению абонентов, которые потребляют электричество без заключения договора. Об...

20 новых социальных объектов откроют в горной зоне Дагестана в этом году

Как сообщил премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов, в 2024 году предусматривается финансирование строительства 35 социально значимых объектов с суммарным объемом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам