Сегодня сложно представить, но в былые, не такие уж далекие времена в Дагестане не было своего телевидения. Не мерцали голубым светом окна махачкалинцев, не собирались семьями посмотреть любимый фильм перед экраном. Переломным моментом в его истории стала дата 1 октября 1960 года, когда впервые увидела свет первая передача.
Телебашня на горе Анжи-арка стала неотъемлемым пейзажем столицы, а здание телецентра – обычным строением в стройном ряду других сооружений.
В начале 1960-х годов пришла на работу в студию Валентина Степановна Чепель. Должность занимала небольшую – ассистент режиссера, но энтузиастом была великим. 35 лет отдала дагестанскому телевидению, не думала не гадала, что так сложится судьба, что родившись на Украине, попадет в Дагестан, полюбит эту землю, людей, найдет дело всей своей жизни…
КУПЯНСК
…Тихий, уютный, городок Купянск в Харьковской области на востоке Украины не знал до поры до времени ни потрясений, ни бурь. Беленые украинские хатки под соломенными крышами, цветущие вишни в садах, а еще голосистые девчата, их звонкие песни по вечерам.
Город расположен на берегу реки Оскол, там, где в нее впадает речка Купянка. По легенде, около устья останавливались купцы, чей путь проходил по Осколу. Отсюда и название.
Потрепала, поистерзала городок революция, но каким-то чудом сохранила семья Эмилии и Степана Чепель свой большой уютный дом возле железной дороги, хозяйство – куры, козы. Здесь и родилась в 1929 году Валентина.
Эмилия Георгиевна была женщиной доброй, покладистой, а дочь унаследовала энергичный характер своей тетки Ломаковой
по прозвищу «Ломачиха», в семье которой ей пришлось пожить некоторое время. Была та властная, жесткая, сильная, но внучатую племянницу искренне любила. Из ее дома в 1934 году пошла Валентина в школу. А вскоре началась война…
В ОККУПАЦИИ
– Мама часто рассказывала, – вспоминает дочь Валентины Степановны Виктория Змызгова, преподаватель русского языка и литературы, – как однажды на рассвете в город вошли немцы. Случилось это после жестоких боев, когда нашим, оставшимся в живых, пришлось отступить. Река Оскол была красной от крови советских солдат, по берегам вповалку лежали тела убитых…
В семью Ломачихи поселили немецкого офицера, который требовал свежего молока каждый день. Сам наблюдал за дойкой, чтобы ведро было чистым и ничего несъедобного в молоко не подмешали. Но он не знал тетку Валентины! Та все-таки что-то капнула или чем-то смазала ведро. Да так, что испортила здоровье немцам на несколько дней.
Как ни странно, ее не наказали. Немцы в тех краях особо не лютовали: открыли храм, позволили детям учиться в школе, но люди относились к ним настороженно, понимали – это враги.
И когда Харьковщину осводили советские войска, которые тоже вошли в город на рассвете, радости не было предела. Солдаты были в теплых тулупах, в валенках, с автоматами наперевес. Как их встречали! Родненькие, мы все для вас сделаем!
БЕНДЕРЫ
Война заканчивалась. Появились первые пионерские лагеря. Партия кинула клич: кто пойдет в пионервожатые? Конечно, среди многих других отозвалась Валентина. Лагеря размещались в бывших помещичьих усадьбах. Вот где было развернуться! Чего только не придумала комсомолка Валя! Обязательно – зарядка, соревнования, концерты художественной самодеятельности.
Активистка, умница, красавица – жизнь бурлила вокруг нее, как водоворот в реке, затягивая всех в пучину ее страстей и интересов.
Как такую не заметить? Ее и заметили. Вызвали в горком партии и говорят: «Поезжай-ка ты, Валентина, в Бендеры, будешь секретарем комсомольской организации!»
Город Бендеры на западе Украины не был особо лояльным к Советской власти. В лесах ошивались «лесные братья» с обрезами, ситуация, прямо скажем, не располагала к прогулкам по вечерам.
– Мама рассказывала, что ее 10 раз могли убить в этом городе, – говорит Виктория Сергеевна, – как-то ночью она шла по лесной дороге, не боялась ни волков, ни медведей, а только бородатых вооруженных мужиков. К счастью, все обошлось. Может, потому что не была она оголтелой комсомолкой или Бог ее хранил…
По соседству расположился город Броды, в котором находилось педагогическое училище. Валентина решила стать учителем. Поступила. Вместе с другими девушками снимала квартиру в этом городе. Дружная компания подобралась: и учились вместе, и отдыхали.
Как-то летом к одной из девушек приехал Павел Куликов, военный летчик, ас. Офицеры считались завидными женихами: как же – военная форма, выправка, героический ореол победивших в войне. А вскоре к нему присоединился его младший брат – Сергей Змызгов. Был он среднего роста, очень спортивный, сам родом из Вятки, а службу нес в городе Баку.
Валентину полюбил с первого взгляда. Уехал, а вскоре прислал письмо с предложением руки и сердца. Не сразу, но дала свое согласие. Так оказалась Валентина в столице Азербайджана.
ДАГЕСТАН
Городские власти предоставили молодоженам квартиру в центре города. Валентина приобрела две чашки, две тарелки, две ложки – вот и все имущество. Как-то зашла к мужу в часть и говорит: «Как скучно вы живете!» Тут же собрала солдат, жен офицеров и подготовила концерт к какому-то празднику. Поставила украинские танцы, венгерский чардаш, сама пела модные в то время песни. Концерт прошел в Доме офицеров и надолго всем запомнился.
Жизнь военного проходит «на чемоданах»: дан приказ, и, пожалуйста, езжай служить на новое место.
Так Сергей Александрович получил приказ перебираться в Дагестан.
– Махачкала поразила моих родителей, – продолжает рассказ Виктория Сергеевна, – поезд прибыл поздно ночью, а люди спокойно гуляют по улицам. Много девушек с непокрытыми головами спешат на свои фабрики, кто-то смеется, кто-то танцует… В привокзальном буфете спокойно дают сдачу. «Мы вернулись в Советский Союз!» – воскликнула мама.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Судьбе было угодно, чтобы семья окончательно и бесповоротно осела в Махачкале. Сергей Александрович служил в военной части. Раньше она располагалась рядом с центральной площадью. Валентина Степановна просто домохозяйкой быть не могла: устроилась воспитательницей в детский сад.
И там не просто отрабатывала часы, ее неуемная энергия требовала выхода. Все замечала, во все вникала, кружила в хороводе бесчисленных дел.
В то время в Махачкале достраивались телевизионная вышка и здание телецентра. Кто-то из родителей предложил ей посмотреть, как это выглядит со стороны.
Валентина Степановна увидела павильоны, редакции, камеры и воскликнула: «Это мое! Больше ничем не хочу заниматься!». Сделала свой главный выбор.
Раньше все передачи шли в прямом эфире. Случались и накладки. Как-то в детской передаче с участием маленькой Виктории произошел казус. Дети должны были ответить на вопросы. Вика знала все, но по примеру других малышей только отрицательно качала головой.
– Мама слетела с пульта, подскочила. Такой злой я ее никогда не видела, – говорит Виктория Сергеевна, – она тащила меня домой, как воздушный шарик: ноги болтались по воздуху.
Так, день за днем и пролетели годы. Недавно Валентина Степановна отметила 94-й день рождения. Она по-прежнему бодра и активна. Любит путешествовать, часто гостит у сына в Подмосковье. Но всегда возвращается домой, в Дагестан, где провела лучшие годы и оставила свое сердце…
Наталья БУЧЕНКО
Валентина Степановна скончалась 1 апреля, в 23:10, 2022 года.