Если взрослый человек – артист, музыкант, танцор – всерьез занимается искусством, то обычно дети в такой семье идут по стопам родителей и выбирают себе творческую профессию, связанную со сценой. А что делать остальным, чьи мамы и папы далеки от искусства, но своим детям хотят дать знания, которых у них не было? Хотя сегодня часто бывает так, что ребенку намного интереснее «Тик Ток», чем «Детский альбом» П. Чайковского. Как помочь ребятам приобщиться к прекрасному, осознать истинные ценности? Для этого существуют школы искусств, где подготовленные профессиональные педагоги открывают глаза своим ученикам, приобщают к высокому и прекрасному.
МУХСИН КАМАЛОВ
Одна из старейших в городе Детская школа искусств №2 существует с 1959 года. Сколько талантов открыто за эти годы, сколько профессиональных деятелей культуры влилось в дружные ряды первооткрывателей юных талантов! Одни имена чего стоят! Первый директор – И.И. Львов, известнейшие талантливые музыканты и педагоги у истоков школы – А.З. Эфендиев, С.Г. Казияев, Г.Ф. Котляровская.
Как полюбить искусство? Как войти в профессию, которая станет делом жизни?
Интересен опыт нынешнего директора школы Мухсина Камалова. Тоже ведь не сразу нашел себя. Это сегодня он – народный артист Республики Дагестан, ведущий солист ГБУ «Дагестанский государственный театр оперы и балета» и ГБУ «Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова». А когда-то… Вот что он рассказывает.
– Я окончил Детскую школу искусств в 1979 году по классу скрипки. Сказать, что я попал в мир музыки по зову сердца, не могу: на моей учебе настояла мама. Все, чего я добился, – результат этого пути, по которому я бы не пошел, если бы не настойчивость мамы, – признается директор.
Мухсин Камалов уверен, что даже в современных условиях, когда основным развлечением детей становятся гаджеты, необходимо разглядеть в ребенке талант и сделать все для его развития. Он часто приводит высказывание великого советского педагога В. Сухомлинского о том, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким привлечением к добру, красоте, человечности. А чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает собственное достоинство.
Вот поэтому-то и хочется, чтобы как можно больше детей было приобщено к обучению игре на музыкальных инструментах, вокалу да и к искусству в целом, будь то живопись, хореография или театральное творчество – неважно.
ЦВЕТ ДАГЕСТАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Интересно, что собственные дети Мухсина Шамсудиновича не захотели идти по его пути, и он не стал их принуждать. А ведь у них были все условия на пути к творчеству. Это другая сторона медали: даже если ребенок не становится профессионалом в каком-то виде искусства, знания, полученные в детстве, обогатят на всю взрослую жизнь.
– У них была база для занятий музыкальным творчеством, но они выбрали другой путь. Существует большая разница: дать возможность ребенку заниматься тем, что ему нравится, или заставлять заниматься тем, что ему неинтересно, к чему у него нет природной предрасположенности; не ставить его перед выбором между тем, чего хотели бы его родители, и о чем мечтает он сам.
В век всемирной интернет-паутины все, что мы можем сделать, – это помочь своим детям использовать эту сеть для наибольшего извлечения пользы, – говорит Мухсин Шамсудинович.
В наши дни в ДШИ №2 трудятся преподаватели, которые успешно продолжают лучшие традиции со дня формирования школы.
Сложившийся за многие годы педагогический коллектив – цвет дагестанской культуры. 23 преподавателя имеют почетные звания: заслуженный учитель РД, заслуженный деятель искусств РД, заслуженный работник культуры РД, заслуженный артист Российской Федерации; трое преподавателей – народные артисты РД, а также лауреат Премии Правительства Российской Федерации.
Все наши педагоги в самом хорошем смысле слова фанатики своего дела, которых отличают высокий профессионализм, творческий подход, огромная любовь к своим воспитанникам. Без всех этих составляющих просто невозможно добиться таких высоких результатов, как десятки грамот победителей, лауреатов и дипломантов конкурсов, фестивалей различных уровней – от городского до международного.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ
Ребенок при желании может пройти любую специализацию, даже музыкальное направление предлагает выбор на любой вкус: фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, домбра, духовые и ударные инструменты, агач-кумуз, нагара. А если есть хороший голос, можно попробовать себя в вокале – академическом, народном, эстрадном, эстрадно-джазовом. Талант живописца не останется без внимания, поскольку можно заниматься изобразительным искусством и художественно-прикладным творчеством.
Наверняка кто-то со временем победит в шоу «Танцы» на НТВ, иначе нельзя, изучая хореографию: классический танец, народный танец, современный бальный танец, современную хореографию. А будущим актерам или просто любителям как воздух необходимо театральное творчество. Все эти дисциплины изучают более 700 юных талантов.
При школе созданы творческие коллективы: образцовый ансамбль танца «Дети Кавказа» (художественный руководитель заслуженный учитель РД, лауреат Премии Правительства РФ М. В. Казимова, балетмейстер Э. З. Мустафаев) и хореографический ансамбль «Радуга-Престиж» (руководители Т.Ю. Евдушенко, и Ж.М. Омарова), которые являются неоднократными победителями и призерами различных конкурсов и фестивалей городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.
«ДЮЙМОВОЧКА»
Как не вспомнить знаковое событие в жизни школы в 2018 году! Впервые в Дагестане силами учеников был поставлен детский мюзикл «Дюймовочка», автор музыки которого выпускница ДШИ лауреат Государственной Премии РД Аида Джафарова, а режиссер-постановщик и сценарист – народная артистка РД Зарема Магомедова.
В мюзикле были задействованы учащиеся и преподаватели всех отделений школы. Премьера состоялась в зале Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, вызвала много положительных отзывов со стороны театральной общественности города. В дальнейшем на протяжении 2019-2020 годов мюзикл неоднократно завоевывал Гран-при и первые места в международных конкурсах в различных городах России.
Ежегодно прославляют школу воспитанники, занимая призовые места во всероссийских и международных конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Минске, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Ессентуках.
Многие выпускники школы стали профессиональными музыкантами, искусствоведами, педагогами, танцорами. В различных оркестрах Москвы работали Олег Артеменко, Эмма Эюбова, Наида Умаханова. В настоящее время Махачкалинским музыкальным училищем руководит выпускник школы, заслуженный учитель РД Андрей Бондаренко.
«Некоторые профессии отмирают или близки к исчезновению. Но профессия артиста никогда не умрет. Это мое глубокое убеждение. Но, даже если ребенок свяжет в будущем свою жизнь с другой сферой деятельности, прикоснувшись к искусству в детстве, он будет нести чувство прекрасного через всю свою жизнь, ведь музыка благотворно влияет на человека. И цель этих занятий состоит в том, чтобы воспитать гармоничную человеческую личность», – уверен Мухсин Камалов.
А гаджеты, что с ними? Но ведь в Интернете много интересного, а дело педагогов и родителей – направить интересы ребенка в нужное и полезное для него русло.
Адрес школы: г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 116.
Телефон для связи: 62-89-15
Карина Рамазанова