С приходом лихих 90-х в прошлое ушла плановая экономика, пришлось забыть в Дагестане и о развитой промышленности. На сегодняшний день в Махачкале наиболее развитым сектором экономики продолжает оставаться торговля, вслед за которой идет сфера оказания услуг. Обе эти отрасли очень нуждаются в рекламе. Поэтому вопрос рекламы и размещения ее на городских улицах стоит столь же остро. О том, как сегодня регулируются отношения в области рекламы в нашем городе, мы решили поговорить с начальником Управления торговли, предпринимательства и рекламы Алибулатом Магомедовым.
– Сегодня в Махачкале ведется большая работа по регулированию размещения той рекламы, которую сегодня мы видим на городских улицах. К сожалению, не всегда эта реклама соответствует и законным требованиям, да и нашим каким-то эстетическим пожеланиям.
– Хотел бы начать с того, что у нас есть правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, они утверждены еще с 2017 года, 1 марта. Из них мы и исходим, когда производим демонтаж незаконных рекламных конструкций. Для понимания дел в отрасли необходимо разъяснить для начала, какой у нас порядок. Первая ступень у нас – специалисты управления, которые выезжают на объезды по своему району и выдают нашим предпринимателям уведомления, чтобы они добровольно и своими силами устранили выявленные нарушения в течение месяца. Если этого не происходит, то в установленном порядке нашими специалистами производится демонтаж.
Знают ли наши предприниматели, какая должна быть реклама? К сожалению, знают не все. Те, кто знает, – соблюдают правила. Мы уже пришли с предпринимателями к пониманию в этом вопросе. Сегодня никто уже не говорит: «Знаю, но все равно буду нарушать!» Есть четкие нормативы, какой должна быть вывеска, баннер, буквы на них, материал. Все тонкости четко прописаны. Предприниматель может к нам прийти и проконсультироваться по адресу: ул. Малыгина, 39.
– Люди у нас очень предприимчивые. В ряде случаев предприниматель старается использовать для развития своего бизнеса буквально каждый клочок той площади, которую он приобрел или арендует. Помимо размещения вывески, стараются обклеивать окна, двери и прилегающие стены, считая, что даже фасад принадлежит им. Насколько это правильно?
– Это абсолютно неправильно! Порой предприниматель, помимо своей вывески, обклеивает окна и двери фотографиями всего своего ассортимента, чего закон не позволяет делать. Мы это все устраняем, объясняем, что так нельзя. Зачитаю дословно: «При размещении в городе Махачкале запрещается: окраска и покрытие декоративными пленками, замена витрин коробами, светопропускаемость стекол витрины должна составлять минимум 85%». Внутри самой витрины разрешается выставлять как сами товары, так и рекламную продукцию. А когда начинают наклеивать на стекла – это однозначно нарушение.
– Невольно приходит на ум сравнение с той тонировкой, с которой борются наши сотрудники ГИБДД. Значит, если торговый объект обладает витринами, то стекла должны быть прозрачными, без наклеек. Значит, все абсолютно наклейки, можно сказать, вне закона?
– Да, относительно самоклеящихся пленок ответ в данном случае однозначно отрицательный. И в этом направлении мы ведем систематическую работу, выявляя нарушителей и штрафуя их за это в рамках административного законодательства. В этом нам помогают районные администрации, коллективам которых также хочется выразить благодарность за активность и принципиальную позицию. А также работникам МВД, которые также оказывают содействие.
САНКЦИИ – НЕ САМОЦЕЛЬ
– Говоря о подобного рода санкциях, руководство республики уделяло много внимания тому, что штрафы приносят большой доход. К примеру, когда на дорогах республики были установлены камеры фото- и видеофиксации нарушений, в бюджет стали поступать крупные суммы. Много ли штрафов приходится выписывать предпринимателям, часто ли доходит до этого?
– Конечно, без санкций не получается, хотя это для нас и не самоцель. В иной год и до 800 протоколов составляем. Но одно дело – протоколы на нарушителей составлять и штрафовать. Однако главное для нас – демонтаж неправильно или незаконно установленной конструкции, а добровольно демонтировать готовы не всегда. В большинстве случаев приходится подключать наших сотрудников и работников районных администраций, демонтируя уже за свой счет, для чего приходится закладывать в бюджет Управления дополнительные средства.
Другое дело, что реклама — это всегда прибыль. И наша задача, чтобы прибыль от рекламы получал не только сам предприниматель, но и городской бюджет. В этом направлении нами проделана огромная работа. Для наглядности приведу статистику за прошедшие годы. К примеру, если в 2016 году администрация города получала от наружной рекламы всего 2,4 млн рублей в год, а в 2018 году эта сумма составила лишь 6,4 млн рублей, то после того, как в городской администрации объединили Управление торговли и Управление рекламы и я стал руководителем объединенного Управления, мы буквально в течение месяца провели аукцион, позволивший увеличить эту сумму в разы. После проведенных аукционов в бюджет города реклама ежемесячно приносит порядка 3,5 млн рублей. В год – это свыше 40 млн рублей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
– Нельзя, наверное, обойти ту ситуацию, которая случилась на минувшей неделе. Некоторые из моих коллег поспешили заявить о том, что притесняется магазин, владеющий франшизой на известную марку американских кроссовок. Насколько та информация была достоверной?
– С этой ситуацией я знаком изначально. Более месяца назад им было в установленном порядке вручено уведомление, чтобы они устранили пленочное покрытие и несоответствующие нормативным требованиям световые коробы на фасаде здания, где расположен данный магазин. Разрешения на установку этих коробов у предпринимателя не было, оно в данном случае не выдавалось. Уведомление о необходимости демонтажа данных конструкций было вручено работникам магазина, однако до его владельца оно так и не дошло. Это типичная в нашей работе ситуация, когда выявляется нарушение, выписывается предписание, которое вручается находящимся в торговой точке работникам, однако до владельцев документ не доходит ввиду чего и самостоятельный демонтаж ими не производится. Естественно, позднее туда приходят наши работники, демонтируют несогласованную рекламу и уже об этом владельцы всегда узнают, порой начиная не только удивляться, но и возмущаться. Иногда их возмущение можно понять, но и вины наших сотрудников в таких казусах тоже нет. В правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций отдельно прописано, что мы не отвечаем за имущество при демонтаже в установленном порядке. Но есть человеческий фактор. Все мы люди, и если повредили чье-то имущество, то стараемся его восстановить. В том числе и в ситуации с указанным магазином мы связались с владельцем, урегулировали ситуацию. Сами конструкции будут им демонтированы. Что поломалось во время демонтажа пленок, будет нами восстановлено. Хотя, вновь подчеркну, мы не обязаны этого делать.
– Радует, что ситуация разрешилась, но куда же деваются все демонтированные вами рекламные конструкции?
– У нас есть склад и все демонтированные элементы наружной рекламы хранятся нами две недели. Предприниматель может прийти и забрать принадлежащее ему имущество. Никто ничего не крадет и в утиль в течение этого времени не сдает.
– Каковы планы на будущий год?
– В первую очередь, пополнить бюджет. От его наполняемости зависит работа, которую проводит администрация города. Планируется дополнительно установить 80 рекламных конструкций, которые нужно внести в схему, согласовать, провести аукцион, над чем мы и работаем. Ну и продолжим бороться с нарушениями. В этом году нами уже выдано около тысячи предписаний о демонтаже. С фасадов зданий демонтированы около 5000 квадратных метров баннеров различного формата и 100 композитных коробов, очищено около 1000 квадратных метров самоклеящейся пленки. Глава города сегодня скоординировал все силы в этом направлении и ситуация с рекламой на наших улицах, безусловно, будет выправляться.
Тамерлан МАГОМЕДОВ