Ахмедхан Зирихгеран – член Союза российских писателей, член литературного клуба «Верба», дипломант международных и всероссийских литературных конкурсов рассказывает о своей творческой деятельности.
Ахмедхан родом из Кубачи, с детства работал в ювелирной мастерской отца и по сей день этим занимается. Писать начал в 2016 году, когда появилось свободное время в период экономического кризиса, с небольших рассказов в сети Фейсбук.
– Как назывался ваш первый рассказ?
– Это рассказ «Сон» о том, какой я видел в своих мечтах Махачкалу. Моему герою она снилась курортным городом с мощеными улицами, а просыпался он в той же старой Махачкале, где всего этого нет. Читателям мой рассказ понравился, они начали комментировать, писать, что у меня неплохо получается, и подталкивали меня на написание новых работ. Начинал я как интернет-писатель, но не планировал становиться им – все получилось совершенно случайно.
– Что же побудило к творчеству, помимо появившегося свободного времени? Должно же было вас что-то подтолкнуть сесть и начать писать?
– Я с детства много читал и сейчас читаю. Возможно, это стало причиной и фундаментом моей писательской деятельности. Я прочел все книги, которые были в школьной библиотеке, то есть с детства погружен в литературный мир, в различные сюжеты. У меня несколько любимых авторов: Анатолий Рыбаков, Эфраим Севела, Шолом-Алейхем, Фазиль Искандер. Кроме того, я всегда был очень наблюдательным и, наблюдая какое-то происшествие, придумывал его продолжение.
– Как появились первые читатели в Фейсбуке?
– Все получилось само собой, я никого намеренно не приглашал. Один увидел рассказ, прочитал, а потом рассказал своему другу, а он, в свою очередь, кому-то еще и так по цепочке. Многому я научился именно у своих читателей, ведь они указывали на мои ошибки и несоответствия – мгновенная читательская реакция всегда помогала.
– Где опубликованы ваши рассказы?
– Их можно найти в том же Фейсбуке, правда, я уже полгода там ничего нового не публиковал, но, тем не менее, они есть. В журнале «Женщина Дагестана» опубликованы рассказы «Серый дождь», «Когда исчезает страх», «Случайная встреча»; в журнале «Дагестан» «Солдатик с шашкой наголо», «Булочница», «Страсть к морю», «По разные стороны». В альманахе «Кавказский экспресс» рассказ под названием «Выше облаков»; «Собачий хутор» в приложении «Горцы» газеты «Дагправда»; «Пересечение миров» в журнале «Зарубежные задворки»; «Нам надо идти» в литературно-художественном журнале «Дарьял»; «Три истории» в альманахе Союза писателей России «Лед и пламень»; «Летняя романтика старого двора» в журнале «Кольцо А». Кроме того, сейчас я начал выкладывать некоторые работы в Яндекс Дзен, а также они есть на сайте Проза.ру.
ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ
– Совсем недавно состоялась презентация вашей книги «Двое в тревожном городе». Как получилось, что вы начали писать более объемные произведения, а не только рассказы?
– Да, я писал рассказы, и один из них был о молодых людях – Артуре и Асе, живущих в нашем городе во времена, когда были бесконечные взрывы, перестрелки. Это был рассказ о том, как они смогли абстрагироваться от всего происходящего. Читателям рассказ понравился, они потребовали продолжения – я написал, но на этом все не закончилось, им хотелось большего, и я стал писать новые главы. Под каждой из них набиралось огромное количество комментариев, буквально «кипели страсти», потому что я показал жизнь такой, какая она есть – без розовых очков. Таким образом, небольшой рассказ стал повестью, состоящей из 33-х глав – это и есть «Двое в тревожном городе».
Одним из тех, кто меня всегда поддерживал и направлял, был Саид Ниналалов – журналист и писатель. Именно он сказал мне о том, что у меня уже набралось достаточно материала для того, чтобы выпустить книгу. Это было в 2018 году, он предложил отнести мою работу в Дагестанское книжное издательство. Признаюсь честно, я не верил в то, что мою книгу напечатают, отнесся к этому достаточно скептически. Потом я стал дипломантом Международного литературного Волошинского конкурса в 2019 году за рассказ «Три истории». Они предложили мне вступить в Союз российских писателей, а также грант на издание книги, и я спокойно готовил к выпуску книгу «Слишком жаркое лето», которая должна выйти в скором времени. Предисловие к ней написал Сулейман Хаппалаев, который в свое время работал в Дагестанском книжном издательстве, он же ее и редактировал. Познакомился я с ним еще в то время, когда не помышлял о писательской деятельности, но расцениваю встречу с ним как некий элемент предначертания. Потом мне неожиданно позвонили из издательства и сообщили, что печатают мою книгу «Двое в тревожном городе», теперь же она вышла – это первая моя напечатанная книга. Выражаю благодарность моему редактору Назлы Рагимовой за плодотворную работу. Планирую написать и вторую часть, мои читатели давно ждут ее, но я не знал, какой хочу видеть дальнейшую судьбу героев, а сейчас у меня есть представление, поэтому взялся за продолжение
РЕАЛИИ ЖИЗНИ
– Какие проблемы вы поднимаете в своих произведениях?
– То, что я пишу, – это настоящая реалистическая проза, я бы даже сказал натуралистическая. Я показываю жизнь такой, какая она есть, без всяких прикрас. Например, в книге, которая сейчас вышла, я попытался раскрыть все стороны дагестанской жизни, при этом все происшествия, взрывы, убийства и перестрелки – они реальные. Единственное, где я отошел от реальности, – все эти события сконцентрировал в одной книге, это такой художественный прием.
Вообще, каждый пишет о том, что у него в данный момент на душе. Если я реалист, это не значит, что я не могу в какой-то момент стать романтиком или уйти в фантастику. На самом деле, все зависит от того, что меня непосредственно интересует, а пока это реалии дагестанской жизни.
– Есть ли у вас персонажи, которые списаны с реальных людей, с ваших знакомых?
– Да, конечно. Некоторые мои знакомые, узнавая себя, говорили: «Зачем ты про меня написал?». Это вполне естественно, потому что я реалист и пишу, основываясь на опыте, то есть на том, что вижу в действительности, а полностью абстрагироваться от нее невозможно. Бывало и такое, что я брал образ знакомого, но он себя не узнавал в моем рассказе, потому что таким видел его именно я, а себя он воспринимал совершенно по-другому.
– Как изменилась ваша жизнь с момента, как начали писать, и с какими проблемами столкнулись?
– Я не столкнулся с проблемами, а наоборот, был поражен, потому что изначально не верил, что меня могут напечатать. Теперь я убедился в том, что если вы действительно можете написать что-то стоящее, то ваши работы будут замечены. Когда я поехал на Волошинский фестиваль, где занял второе место, меня поздравляли абсолютно незнакомые люди, были по-настоящему рады за меня, со многими из них подружился, а ведь изначально думал, что ко мне, как к кавказцу, будет предвзятое отношение. Я не столкнулся с плохим отношением к себе и понял, что в российской литературной среде умеют ценить таланты.
– Что бы вы посоветовали начинающим писателям?
– Никогда не платите за публикации и не участвуйте в платных конкурсах, ведь это просто выманивание денег. Сидеть тихо тоже не нужно, надо о себе заявлять, участвуя во всевозможных некоммерческих конкурсах. Вы пишете не для себя, а для читателей, поэтому следите за их реакцией – если она есть, значит, их что-то зацепило. При этом не стремитесь к похвале, она мешает двигаться дальше. Сидя дома, вы мало чего добьетесь, нужно постоянно знакомиться с новыми людьми, общаться – это ключ к саморазвитию.
Уркият ДАУДОВА