Помимо привычных нам школ, существуют и другие учебные заведения, которые позволяют ученикам расширить свой кругозор в самых разных направлениях. Называются они Центрами дополнительного образования. Радует, что в нашем городе их немалое количество: 10 таких центров на данный момент. Мы решили посетить один из них и поподробнее рассказать о работе, которую они проводят. Вдруг вы заходите отдать вашего ребенка именно туда!
КУРС ИСТОРИИ
Этот Центр – бывший Дом пионеров Кировского района Махачкалы – был открыт в 1988 году и вел образовательную деятельность на базе 5 школ. Начиналось все с творческих объединений по вокалу, национальному танцу, техническому творчеству. Занятия вели педагоги-совместители. Своего здания не было.
В 1996 году Дом пионеров был переименован и назван Центром дополнительного образования детей.
В 2006 году Центр получил новое здание с актовым залом на 350 мест, где сегодня проводятся все районные, городские и республиканские мероприятия по учебно-воспитательной работе с детьми. С появлением нового здания и кабинетов педагогам удалось активизировать внеурочную досуговую работу по дополнительному образованию детей и подростков, увеличить число ребят, посещающих творческие объединения.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Руководитель Центра – Альбина Ботвина, почетный работник общего образования РФ, отличник образования РД, победитель первого городского конкурса среди руководителей УДО. Она ведет работу по расширению связей Центра с другими образовательными учреждениями и общественными организациями с целью повысить возможности педагогов и детей в вопросах распространения своего положительного опыта. И стоит отметить, что занимает свою должность с 1991 года. Мы поговорили с ней, чтобы узнать немного больше о работе Центра.
– Наш Центр функционирует как многопрофильное учреждение, потому что мы ведем работу по нескольким направленностям. Если быть точнее – это 4 из 6 направленностей, которые нам предлагают по нормативным документам. Работа ведется на базе нескольких школ города Махачкалы и непосредственно где мы сейчас находимся. Но, к сожалению, это здание типовым не является: по возможности стараемся его перестраивать для того, чтобы у детей было больше пространства для творчества. Здесь мы работаем по социально-педагогической направленности и художественной. Остальные же изучаются на базе школ, с которыми мы сотрудничаем.
– Альбина Абдуловна, давайте поговорим о коллективе и в частности о преподавателях.
– Всего в коллективе 44 педагогических работника: из них 80 % с высшим образованием, 16 человек имеют высшую категорию и 1-ю квалификационную категорию – 1 человек. В их профессионализме сомневаться не приходится, ибо это почетные работники РД, победители различных республиканских конкурсов и т.д.
– Сколько детей на данный момент здесь обучается?
– Охват детей в этом году составил около 1 700 человек. Это в основном ученики с 1 по 11-й класс. Хотя устав нам позволяет принимать и до 18 лет. Поэтому бывает, что, уже будучи студентами колледжей и вузов, все равно ребята приходят и учатся чему-то новому для себя.
Занимаются дети в свободное от учебы время. Расписание составляется так, чтобы ребенок мог выбрать удобный график в зависимости от смены в школе.
Зачастую к нам приходят дети, которые не успевают в школе, не востребованы в своей среде.
– Вы упомянули направления, по которым дети обучаются. Можно, пожалуйста, поподробнее о них.
– Самая популярная и востребованная – художественная направленность. Она включает в себя очень много интересных дисциплин: хореография, вокал, музыкальные инструменты, художественно-прикладное искусство. Детишки особенно любят хореографию, они на нее всегда идут.
Еще есть такое направление, как научно-исследовательское, которое проводится на базе школы №61. В техническом направлении тоже делаются немалые успехи. Мы стали победителями Всероссийского конкурса. Нам обещали за победу в нем установить новое оборудование. Но почему-то до сих пор обещание не выполнено. Сказали, что в этом году точно все сделают и установят, ждем.
– А в чем, на ваш взгляд, главная социальная функция Центра дополнительного образования?
– На мой взгляд, главной его задачей является организация свободного времени детей, создание условий и возможностей для проявления ребенком своих творческих способностей. Зачастую к нам приходят дети, которые не успевают в школе, не востребованы в своей среде. На самом деле, творческий потенциал есть у любого ребенка. Поэтому одна из главных задач педагогов дополнительного образования – раскрыть этот потенциал.
– Для решения целей и задач, которые стоят перед вами, что необходимо предпринять ?
– Думаю, что надо чаще, чем это осуществляется сегодня, проводить круглые столы и семинары по проблемам дополнительного образования. Да и в целом нужно создавать новый имидж дополнительного образования, соответствующий его высокому ценностному статусу в современном информационном гражданском обществе.
РАБОТА КИПИТ
Наше внимание привлек уже ранее упомянутый актовый зал: не маленького размера и с весьма неплохим интерьером. Далеко не у каждой школы есть такой. Здесь мы встретили юных танцоров. Задав вопрос, как им здесь «танцуется», получили ответ, что детям действительно очень нравится находиться на сцене и двигаться под музыку. Это было видно по их улыбкам и горящим глазам. Многие даже хотят связать свою дальнейшую жизнь с хореографией. Будем надеяться, что у них все получится.
Учитель по танцам также тепло отзывается о детях. Подчеркивая их легкую обучаемость, нестандартное мышление и огромное количество энергии, которую они стараются направить в правильное русло.
НА ВЕРНОМ ПУТИ
От увиденного становится как-то хорошо на душе, спокойно за юное поколение. Дети вне школы проводят время с пользой, а не просто бесцельно слоняются по улицам.
Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок, помимо изучения школьных предметов, обладал интересными полезными навыками, то можете смело привести его в один из Центров дополнительного образования. Кто знает, возможно, он свяжет с этим свою дальнейшую жизнь.
Шейхмагомед НУРМАГОМЕДОВ