Работа на встречной полосе

21 февраля отмечают свой праздник фельдшеры. Специалисты медицинской сферы, готовые прийти на помощь любому, сами – обычные люди со своими печалями и заботами. Как живет работник скорой помощи, чему он радуется, о чем грустит и на что надеется – нам рассказала Анисат Шамсудинова – отличник здравоохранения, специалист высшей категории, фельдшер выездной бригады ДЦМК и просто красивая, обаятельная и очень добрая женщина.

– Анисат Касумовна, расскажите про устройство современной службы скорой помощи. Как она представлена в вашей больнице?

– Наша Станция скорой медицинской помощи, в составе которой 45 бригад, что, конечно, очень мало для почти миллионного города, работает в круглосуточном режиме, включая пятиминутку, так и длится наше дежурство. В зависимости от категории вызова выезжают автомобили класса «B» или реанимобили класса «C». Последние оборудованы мягкой пневмоподвеской и специализированными реанимационными агрегатами.

– Как строится работа? По каким вызовам чаще всего приходится выезжать и сколько примерно вызовов не оправдано?

– Говорят, что существует только два места, куда нельзя опаздывать и где вас ждать не станут – самолеты и поезда. Это неверно. Таких мест три. Третье – это наша Станция скорой медицинской помощи. Если не успел расписаться в журнале прихода на работу еще до восьми утра, то старший врач смены сразу причисляет нас к категории «без вести пропавших» и объявляет в розыск. Потому что никак нельзя, чтобы количество бригад было меньше, чем полагается.

А поводы для вызова бывают очень разные: травмы, острые нарушения в системе кровообращения, отравления, осложнения беременности и роды, нарушения сознания и все виды чрезвычайных ситуаций. Нельзя сказать, чтобы нас так часто «неоправданно вызывали». У каждого человека свое представление о болезни и о тяжелых состояниях. Поэтому мы стараемся не осуждать, а максимально терпеливо выслушать и помочь, если на самом деле помощь необходима.

– Как часто вам приходится спасать пациентов – реанимировать прямо по дороге в больницу, следить за состоянием, проводить экстренные манипуляции?

– Это наша повседневная работа – в экстремальном режиме. И вообще коротко можно назвать нашу работу «жизнь на встречной полосе». Так же стремительно, четко, грамотно и быстро надо действовать. Мы вынуждены бывать в центре стихийных бедствий и катастроф. Мы на работе, когда льет как из ведра, под ливнем и по грязи к новостройкам; и по горам, по гололеду пешком на гору Тарки, куда не может подняться машина. Это все тоже повседневная работа. И фельдшеры спокойно и достойно делают свою работу, не боясь трудностей, несмотря на то, что труд фельдшера руководством и Минздравом оценен ниже труда водителей и санитарок. И боимся мы только одного – не довезти больного. Особенно если это ребенок. Мы никогда не демонстрируем панику перед пациентами; конечно, при больных мы, что называется, «железобетонные»: стойкие, невозмутимые. Но наши сотрудники такие же обычные живые люди. И поэтому часто даем волю чувствам, страхам и слезам, но только уже на станции, когда все позади. При своих, без чужих глаз. А утром на вопрос: «Как прошло дежурство? Какой итог смены?» – самая большая радость с улыбкой ответить: «Без летального исхода!».

 

Хочу пожелать, чтобы фельдшеры наконец-то дожили до того дня, когда система научится не только требовать работу за всех, но и достойно этот труд оплачивать.

 

– В каких случаях в вызове скорой помощи могут отказать? Какие диагнозы и симптомы не считаются срочными или экстренными?

– В РФ законодательно утвержден порядок оказания скорой медицинской помощи, который регулируется приказом № 388-н Минздрава России. И отказ в оказании помощи расценивается как уголовное преступление. Но никогда не было в истории скорой, чтобы привлекали по этим статьям 124 и 125 УК. Для настоящего медика моральный кодекс куда важнее, чем уголовный. И никогда никому, независимо от гражданства, социального статуса, возраста и наличия документов и страхового полиса, в помощи отказано не было и не будет.

И порой мы даже делаем работу, которую не обязаны делать. Выезжаем просто к бездомным и пьяным. Хотя они и не нуждаются в экстренной помощи, доставляем их в стационар, лишь бы к утру не умерли от переохлаждения на улице. Тут пришло время сказать огромное спасибо Второй городской за великодушие и понимание. Хотя у них и так хватает своих тяжелых больных, кому нужны и помощь, и внимание.

Единственная ситуация, в которой может отказать диспетчер, – это когда хроники на амбулаторном лечении умудряются вызывать «скорую» для выполнения плановых назначений участкового врача.

– Расскажите, как пережила служба пандемию коронавируса. Вы оказались на передовой вместе с медиками стационаров. Какие экстренные ситуации случались и как часто? В каком состоянии были люди, обращавшиеся за помощью?

– Правильнее будет сказать, не как мы «переживали» пандемию коронавируса, а как мы «выживали». Без слез вспоминать этот ужас просто невозможно. Особенно те моменты, когда мы приходили утром на сутки и видели в графике пустые строки вместо фамилий своих коллег. И как с каждым дежурством оставалось все меньше и меньше бригад; когда почти разом заболели около двухсот сотрудников, и мы не знали, вернутся ли они все. Страшно, когда остаешься один в бригаде, а нагрузка в разы больше: и психологически, и физически к утру просто валишься с ног, и не знаешь, будешь ли еще в состоянии выйти на следующее дежурство или вместо тебя останется еще одна пустая строка.

Единственное, что смогли предложить нам, когда бригад стало не хватать, – это из четырех смен собрать три и изменить наш график работы, соответственно увеличив нагрузку. Не берусь судить, могли ли Минздрав и руководство республики что-то изменить и сделать что-либо для нас и для населения. Но мы были в отчаянии, когда не могли разместить больных, даже тяжелых, даже с низкой сатурацией, потому что стационары были переполнены.

Вторым сложным этапом стал момент, когда появились места в перепрофилированных стационарах. Мы забирали по пять больных сразу, потому что вызовы шли с задержками по семь часов и больше. Разбираться в этой запутанной ситуации не в моей компетенции. Я не хочу кого-то осуждать, упрекать и винить. Но для нашего руководства есть повод задуматься над ситуацией, когда в пекло, на самую передовую, было брошено в два раза меньше обычного бригад с увеличенной нагрузкой. Управляющим нужно понять: нельзя просто взять и победить вирус и пандемию. Это глобальная задача, которую необходимо решать общими усилиями.

– Были ли вы подготовлены к пандемии? Морально? Технически? Какие случаи и эпизоды особенно запомнились в тот момент?

– То, что запомнилось и вряд ли забудется когда-нибудь, – это когда тяжелые больные, задыхающиеся, с одышкой, неспособные уже говорить по тяжести состояния, под кислородом по дороге в машине, благодарят одними глазами. Одним взглядом. И ты стараешься подбодрить человека, дать надежду. В такие мгновения даже не знаешь, что больше помогло: кислород или то, что бригада с улыбкой, уверенно, без тени сомнения дает надежду и заставляет верить больного в то, что все будет хорошо. И для врача, наверное, важнее не арсенал желтого чемодана, а чистое благородное и доброе сердце; умение лечить словом.

– Как отдыхает фельдшер в нерабочее время? Как удается выдержать суточный режим дежурства? Есть ли у вас семья – дети, муж, родители? Как они относятся к вашей непростой работе?

– Самый приятный отдых – это, конечно, положительные эмоции. Поехать и проведать самую дорогую на свете мамочку; побыть хоть один день с родными. Мы так подолгу на работе не можем себе этого позволить. Особенно теперь, в период пандемии, боясь подвергнуть рискам…

И пусть у нас такая сложная работа, но когда есть надежный тыл – это как крылья за спиной. Семья и родные – это как бронежилет на передовой линии огня. И на душе спокойно и тепло от мысли, что какие бы ни выдались сутки, каким бы тяжелым ни было дежурство, ты знаешь, что есть место, где тебя ждут любую: усталую, неадекватную, раздражительную… и никто не станет обижаться, грубить в ответ, а скажут тихо: «иди поспи». А пока в конце отпуска тебе говорят: «оказывается, ты нормальная» (улыбается), то я думаю, можно выдержать и спокойно работать дальше, выходя на службу. Спасибо нашим семьям за такое понимание и за выдержку. А если удается еще и выбраться с друзьями в красивые места и отдохнуть – чувствуешь, что живешь не зря.

– Что хотите пожелать?

– Своим коллегам от всей души хочу пожелать здоровья и выдержки терпеть несправедливость. Потому что фельдшер – это немножко терапевт и хирург; лор и нарколог; гинеколог и невролог; травматолог и уролог. Специалист, который один за всех, как мушкетер. Фельдшер – медик, который все в одном, зачастую один в бригаде. Работает за двоих, но получает как санитар. Хочу пожелать, чтобы эти универсальные изобретения отечественного здравоохранения наконец-то дожили до того дня, когда система научится не только требовать работу за всех, но и достойно этот труд оплачивать.

Дорогим своим коллегам – лучшим, грамотным и бескорыстным, которые спешат на помощь к олигархам и к бомжам одинаково – желаю счастливых свободных дорог, а на встречной полосе поменьше помех.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Каспий сжимается, создавая новые острова

Предотвратить снижение уровня Каспийского моря очень сложно, - сообщил РИА Новости врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН...

В Махачкале пройдёт кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста

В столице Дагестана состоится кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста – Dalla Corte Cup-2025. В пресс-службе администрации Махачкалы отметили, что главное...

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам