Злой гений аутизма

2 апреля во всем мире говорят об аутизме. Природа психического заболевания до сих пор до конца не изучена и остается загадкой для специалистов. Притом что болезнь очень характерно искажает черты личности, часто аутизм сопровождается гениальностью, одаренностью и даже тонким сенситивным мировосприятием. Как выражаются первые признаки болезни и что делать родителям таких ребятишек, нам рассказала Зарема Халикова – заведующая отделением в ГКУ РД «Республиканский центр охраны нервно-психического здоровья детей и подростков», внештатный специалист Минздрава РД.

ПРИРОДА РАССТРОЙСТВА

– В преддверии Дня аутизма хотелось бы узнать, как на сегодняшний день обстоит проблематика самой болезни. Эпидемия аутизма, скорее всего, неуклонно растет, но мало что известно о самой природе расстройства или «особенности характера», как часто формулируют сами эксперты.

– Вообще, это болезнь. В любом случае, аутизм – заболевание, которое затрагивает такие сферы, как психологическое развитие и социальная адаптация. Потому что страдает поведенческая сфера – нарушение коммуникации, в том числе это касаемо адаптации возрастной: например, в группе ребенок не может адаптироваться на фоне нарушения контактности и неадекватных эмоциональных реакций. Это отсутствие привязанности к кому-либо; ребенок как бы не раскрывается. Мать рядом, а он живет внутри себя. Очень редко, когда выдает внешне эмоции. Они бывают даже по своему выражению не всегда адекватны ситуации, в которой он в этот момент находится.

– В каком возрасте обычно начинают проявляться первые, так сказать, «сигналы»? Когда стоит задуматься родителям о состоянии малыша?

– Диагноз «аутизм» выставляется уже в раннем возрасте. После 2-х лет мы уже можем говорить о том или ином варианте аутистического расстройства, если оно у ребенка есть. В некоторых случаях для этого нужен какой-то период наблюдения у специалиста. И обязательно это детский психиатр и психолог, который параллельно осматривает ребенка, проводит какие-то мероприятия по обследованию, по коррекции может быть. И смотрит на развитие в динамике. Наши старшие ученые, которые работают в центральных ведущих клиниках, говорят о том, что аутизм можно ставить и в год. Но мы не ставим его так скоропалительно. Во-первых, это достаточно сложный диагноз. Заключение и клинический диагноз выставляются в случае уже комиссионного осмотра после определенного периода наблюдения. В одном случае – это ярко выраженные клинические проявления, признаки. В других случаях это бывают лишь какие-то элементы аутистического поведения у ребенка на фоне общей задержки развития.

ПРИЗНАКИ

– Говорят, что основной такой звоночек и сигнализатор, по крайней мере позволяющий подозревать у ребенка аутизм, – это стойкое нежелание смотреть в глаза.

– Это один из признаков. И родители тоже на это часто обращают внимание, когда пробуют привлечь ребенка к диалогу. Даже если он повернулся и посмотрел, то это контакт скользящий; он быстро уводит взгляд. Также при диалоге с ребенком, когда он все-таки строится – это бывает односторонний диалог. То есть вы просите что-то сделать, ребенок пассивно подчиняется, но при этом взгляд его отстраненный. Он с вами визуальный контакт не выдерживает. Зачастую наблюдается своеобразие игровой деятельности. Очень часто родители описывают интерес к необычным предметам или игрушкам. Это может быть использование в игровой деятельности различных бытовых предметов. Особенно, когда аутизм сопровождается достаточно выраженной задержкой психического развития. Это своеобразные увлечения. Какие-то стереотипные действия: уклад, привычки, когда ребенок не любит менять одежду. Он может неделями сопротивляться, когда покупают новую кофточку, стараются нарядить или переодеть. Неприятие цвета, звука, запаха. Сенсорные восприятия у него своеобразные. Обычный ребенок громкий звук и музыку воспринимает адекватно: нравится – не нравится. А аутист будет закрывать уши, отстраняться; его это раздражает. Такие ребята склонны к изоляции в комнате. То есть пришли дети, все в группе общаются между собой. Там складываются какие-то взаимоотношения. Этот ребенок отстранен. Если даже он стоит в толпе, то это пассивный ребенок, который не воспринимает ни правила игры, ни какие-то игровые функции. Если его попросят пройти игру, он пройдет. Но самостоятельно активного участия никогда не примет. Он изолируется, любит посидеть в уголке; он любит манипулировать долго одним каким-то любимым предметом, будь то игрушка или обычная книжка. Это могут быть какие-то механические привычки: к примеру, щелкать выключателем, либо везде закрывать двери. Так и открывает – закрывает их. В течение всего дня этот стереотип устойчив. При попытке запрета у ребенка начинают бурно выражаться отрицательные реакции и эмоции.

– Бывает ли так, что вырос человек из ребенка-аутиста, у которого наблюдается небольшое шизоидное расстройство личности? Но, в общем, это, допустим, гениальный айтишник, приспособленный мужчина; может быть, даже муж и отец семейства, то есть достаточно социализированный индивидуум?

– Ну вот тот же синдром Аспергера. Нередко можно услышать разговор: «у нас такой сосед странный. Есть семья, есть дети, есть работа. Но замкнутый, не общается, не любит здороваться». То есть в определенной среде, видимо, как-то смогли его адаптировать. При этом он не «буйный», как мы говорим, психически. Он никого не трогает, живет своей внутренней жизнью. И даже может внутри семьи он тоже нераскрытый. Просто природа заложила в него функции, он создал семью.

АДАПТАЦИЯ

– Все-таки очень многое зависит, наверное, в том числе от родителей, насколько они готовы вообще адаптировать свое дитя?

– Очень многое зависит от родителей. Потому что их желание, терпение – это залог хотя бы какой-то динамики. Отсутствие желания или ожидание каких-то «золотых таблеток» ни к чему не приводит. За две недели лучше не станет. Надо работать. Поэтому приходится часто и с родителями сидеть беседовать, объяснять, «что, зачем и когда, сколько» по продолжительности должно быть. Мы объясняем – это дети, которые нуждаются в постоянном наблюдении. И врач должен постоянно где-то что-то корректировать.

 

Почему мама получает наибольший стресс из всех членов семьи? Женщина вынуждена сидеть дома; она теряет свои социальные навыки. У нее были планы: работать, развиваться и строить карьеру. А тут все. Она и ребенок.

 

– Воспитание у нас очень больная тема. Сейчас особенно остро стали поднимать проблематику насилия в семье, грубости, повышения голоса, оскорблений. Как нужно разговаривать с ребенком-аутистом? Какие советы и рекомендации может дать маме, например, районный участковый врач, наблюдающий ребенка с аутизмом?

– Вообще, надо понять, что это такой же ребенок, как и любой другой. Просто он с особенностями развития. И есть какие-то вещи, которые, наверное, мама должна понять и принять. Он, может быть, никогда не скажет: «я хочу в туалет». Но учить его этому надо. Не наказывать, не ругать, а изо дня в день по сто раз повторять, приучать, обучать. Вот там помогает только такой подход. Иногда это в первые периоды просто доведение некоторых действий до автоматизма. Иногда такие ребята на горшок садятся только в 4-5 лет. Дети не понимают. Или они так приучены. Но жизнь такая, люди облегчают ее себе. Памперсы – это такая наша немного головная боль. Притом что там много плюсов. Так проще выйти на прогулку с ребенком или в поликлинику, находиться в гостях. Но в отношении этих же памперсов длительный период у таких детей не вызывает навыков формирования опрятности. Здесь нужна работа с мамой. Потому что ей нужна психологическая поддержка семьи, врачей, педагогов. Ведь мамы чаще всего остаются один на один с таким ребенком – сложным тяжелым аутистом, которого надо кормить, за которым надо следить. У него нет чувства опасности: он может потеряться.

Почему мама получает наибольший стресс из всех членов семьи? Если это молодая мама, то она еще не реализовала себя в жизни. Женщина вынуждена сидеть дома; она теряет свои социальные навыки. Может, у нее были какие-то планы: работать, жить, развиваться и строить карьеру. А тут все. Она и ребенок. Один на один, целый день одно и то же, одно и то же. И это же происходит продолжительное время. Муж нервничает: он пришел – ушел. Его целый день нет. Свекровь обвиняет: «ты родила мне больного ребенка, это ты виновата!». Это жизненные бытовые ситуации. Они выбивают из колеи.

Многие семьи распадаются, кто-то не выдерживает. Кого-то, может, и поддерживают. Бывает очень много разных ситуаций. И то, и другое мы наблюдаем.

– Вот, кстати, ведь очень часто, даже на медицинских конференциях, среди врачей-педиатров говорят, что такое «спокойное» поведение ребенка может быть именно проявлением болезненной вялости. Тот же гипотиреоз у ребенка проявляется таким же образом. Зачастую такое мнимое спокойствие приводит к необратимым нарушениям в дальнейшем.

– Для родителей, как мы говорим, он удобный. Он же поел и поспал, вес набрал. Вот он хороший розовенький лежит… а почему он с игрушками не играет? А почему он не реагирует на маму, папу, когда на руки берут?

Уже с 3-4-х месяцев можно дифференцированно смотреть на эмоции ребенка. Да, с первым ребенком сложно. Потому что, как нам мамочки говорят: «Я же не знала. Вот сейчас со вторым сравниваю, там это все по-другому».

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан продолжит восстановление объектов в Запорожской области

Врио министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Дагестан Александр Нестеров сообщил ТАСС, что   власти Дагестана до конца 2025...

Мэр Махачкалы поздравил с 8-м марта женский состав аппарата и подведомственных учреждений администрации

В канун Международного женского дня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов поздравил и наградил за успехи в работе прекрасную половину...

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...
spot_imgspot_img

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам