Детский писатель – это настоящий гончар, хирург и ювелир

Ежегодно 2 апреля с 1967 года, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги. Этот праздник еще раз напоминает нам о том, насколько важно с малых лет читать хорошую литературу и как детская книга влияет на формирование у ребенка духовных и нравственных ценностей, ориентиров. В честь этого события мы решили поговорить с молодым поэтом и прозаиком Анастасией Блищавенко, которая уже не первый год пишет сказки и стихотворения для детей.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ДВА ИСТОЧНИКА

– Настя, скажи, пожалуйста, когда ты начала писать.

– Наверно, с раннего детства. Как-то я очень простудилась, и мама перечитала мне все книги Агнии Барто, после этого мне захотелось начать писать что-то свое – в детстве я не замахивалась на какие-то взрослые темы, писала о том, что мне знакомо, это были простые детские стихи. Наивность их заключалась в том, что, например, в подготовительной группе в школе я написала стихотворение мальчику с признанием – его я, конечно же, не отправила, но такое было.

В итоге я попала в медиа-школу при газете «Орленок», в которой получила соответствующие знания, читала очень много книг и пришла к тому, что сейчас пишу детские и взрослые стихотворения. Близкие тоже сыграли огромную роль в моем формировании – родители с детства читали мне произведения классиков. Помню, что бабушка читала мне английского писателя Генри Лонгфелло, у него есть чарующая поэма «Песнь о Гайавате», она адаптирована под сказания индейских народов, льется как сказка. Постепенно по крупинкам все эти книги зарождали во мне что-то, что потом вылилось в мое собственное творчество.

– Ты сказала, что пришла со временем к тому, что начала писать детские и взрослые стихотворения, но насколько я знаю – ты пишешь еще и прозу для детей. Расскажи о ней.

– Стихи я начала писать с детства, прозу где-то с 12-летнего возраста, и сейчас могу ее публиковать и представлять миру.

В основном пишу короткую прозу от двух до семи страниц. Возможно, когда-нибудь начну писать более объемные тексты. В этом плане свободнее я себя чувствую в поэзии, в ней у меня нет каких-то объемных ограничений.

– Какие мысли ты пытаешься донести через произведения, написанные для детей?

– Детям не нужна какая-то топорная мораль, им не нужен какой-то завет, запрет, который захочется нарушить. Детская поэзия и проза, вообще любая детская литература должна быть ориентирована не только на детскую аудиторию, но и на взрослых, потому что ее в основном читают детям именно родители. Вот этому взрослому, который является неким проводником, должно нравиться то, что он читает, он не должен умирать со скуки во время чтения. Поэтому основной задачей детского писателя является не только открытие для ребенка какой-то важной для его будущего темы, но он должен быть таким мастером, который сможет затронуть чувства взрослого, который читает эту книгу.

Детская литература обычно проходит через два источника, особенно для самых маленьких. Ее можно сравнить с леденцом в яркой обертке, которая предполагает, что эта литература ориентирована на детей, но под ней может скрываться что угодно, начиная от мифологических и библейских отсылок, заканчивая ироническими, которые поймет только взрослый. Если грань между детским и взрослым в литературе размывается, то я считаю, что это лучшая литература.

ДЕТЯМ НЕ НУЖНО ГРУБОЕ МОРАЛИЗАТОРСТВО

– Раскрой подробнее, что ты подразумеваешь под топорной моралью.

– В своем творчестве я пытаюсь отойти от какого-то стандарта, морализаторства и чего-то устаревшего вроде басен с каким-то поучением, клише – вот это вот плохо, а это хорошо. Я думаю о том, что близко мне и ребенку. Допустим, все дети любят какие-то страшилки, вечные рассказы о гробиках на колесиках, о странных существах – это можно подать в очень интересной и довольно свежей форме так, что ребенку будет интересно. Важно отойти от какого-то стандарта – это принцесса в замке, дракон. Детская психика очень интересно устроена – вот скажешь ты ребенку в своем рассказе прямо, что чего-то делать нельзя, он сразу же захочет это сделать, нарушить этот запрет. Топорная мораль – это когда писатель прямо ставит какие-то запреты, особенно в конце произведения. Эти мысли можно подавать в более интересном варианте.

У меня есть «Сказка о безбашенной принцессе», у названия двойное значение, у нее не было башни, она не была в ней заточена и была сама очень безбашенной – этим отличалась от других принцесс, была нестандартной. Есть еще «Сказка о рассеянном фениксе» – феникс, как известно, магическая птица, которая в конце своей жизни сгорает и развеивается пеплом, но что будет с рассеянным фениксом, который сгорает в самых неподходящих для этого местах, его пепел может рассеяться по миру и возродиться он может где угодно. Мне интересно играть именно с такими двойными смыслами и аккуратно вложить в это что-то важное для ребенка. Мои сказки ориентированы на то, чтобы в доступной форме дать ребенку какое-то понимание.

– Где опубликованы твои произведения, помимо газеты «Орленок»?

– Я уже несколько лет публикуюсь и в журналах «Соколенок», «Дагестан», в газетах, лавируя между детскими и взрослыми тематиками, то есть все мои работы периодически появляются в печати.

 

Детский писатель – это почетное звание

– Что является источником вдохновения для написания детских и иных произведений?

– Обычно меня вдохновляют произведения каких-то авторов или же мелкие бытовые ситуации, которые могут вылиться в стихотворения. Я могу, например, увидеть, как мальчик едет в автобусе с большим плюшевым верблюдом, и это может стать стихотворением; или же прочитать что-то интересное у своих любимых писателей со сказочным уклоном и захотеть написать свое совершенно другое, но вдохновленное этим. Писатель должен быть очень внимательным и наблюдательным, гончаром, хирургом и ювелиром, потому что дети – это такая податливая глина, одно неверное движение и у тебя уже получится что-то бесформенное и неправильное, нужно понимать, что ты закладываешь и через какие формы.

 

Когда речь идет о книге, то родитель сам выбирает то, что он будет читать своему ребенку, или то, что ребенок будет читать, когда научится – с литературой гораздо удобнее формировать его мировоззрение, нежели при помощи рандомного, беспорядочного показа телепрограмм или роликов.

 

– А можешь ли ты сейчас – в возрасте 21 года назвать себя детским писателем?

– Назваться детским писателем – это довольно почетно, я считаю, что нужно полностью себя этому посвятить. Думаю, если продолжу заниматься тем, чем сейчас занимаюсь, то смогу себя так называть. Да, я пишу стихи и прозу для детей, но пока этого мало, чтобы считать себя настоящим детским писателем.

– Как обстоят дела с обратной связью – тебе поступают письма или сообщения от родителей и детей, какие-то вопросы?

– Я знаю, что мои сказки и стихотворения часто шли в народ, их читали бабушки своим внукам, родители – детям. Также я слышала непосредственно отзывы самих детей, когда читала на книжных ярмарках «Тарки-Тау» свои произведения, видела их заинтересованные глаза, поэтому могу сделать определенные выводы по качеству материала, который я представляю им на суд.

– Есть среди твоих сказок и стихотворений, написанных для детей, те, которые нравятся тебе больше всего?

– Как я уже сказала, у меня есть «Сказка о безбашенной принцессе», я хочу сделать из нее триптих, то есть три сказки с двойным смыслом: «Безбашенная принцесса», «Рассеянный феникс», «Летальный исход». Мне очень нравится история этой принцессы, я считаю ее лучшей своей сказкой – это та вещь, за которую мне максимально не стыдно, я постаралась вложить в нее именно то, что считаю важным. Эта принцесса отличается от своих подруг, которые привыкли к консервативности и боятся выйти из своих башен, каждую из них стережет дракон.

Речь идет о том, что никто бы не наказал их, если бы они вышли оттуда – из своей зоны комфорта, но они сами боялись это сделать. На этот шаг решилась только одна принцесса, которая в итоге обрела истинное счастье и вырвалась на свободу в большой мир, а они так и остались в заточении. Этой сказкой я хочу донести детям, пока они еще маленькие, да и взрослым тоже, мысль, что порой мы сами в жизни вгоняем себя в определенные рамки, за которые боимся выйти.

ДЕТИ УВЛЕЧЕНЫ ТЕМ, ЧТО ИМ ПРЕДЛАГАЮТ ВЗРОСЛЫЕ

– Насколько сейчас в век технологий дети увлечены литературой?

– Я считаю, что дети увлечены тем, что им предлагают, то есть эта ответственность целиком и полностью лежит на родителях, потому что включить телевизор или Ютуб – это всегда проще, нежели читать литературу. В принципе, сейчас мультипликация на очень высоком уровне, но чтобы представить ребенку что-то качественное – нужно постараться. Если же ты просто посадишь ребенка перед телевизором, то вряд ли он вынесет для себя что-то полезное из просмотренного.

Когда речь идет о книге, то родитель сам выбирает то, что он будет читать своему ребенку, или то, что ребенок будет читать, когда научится – с литературой гораздо удобнее формировать его мировоззрение, нежели при помощи рандомного, беспорядочного показа телепрограмм или роликов.

Родитель должен показывать пример ребенку и закладывать в нем любовь к литературе с раннего детства. Литература – наиболее удобный инструмент для формирования мышления.

– Как у тебя обстоят дела с самокритикой и критикой со стороны твоих читателей?

– Обычно я прогоняю свои произведения через множество фильтров, проверяю стилистику, пунктуацию и никогда не считаю свой литературный продукт совершенством. Самокритика – это первое, что должно быть у писателя, иначе мы получим какое-то общество Александров Полярных, манипулирующих своими читателями и судящимися с литературными критиками. Критических отзывов от детей я не получала, они обычно могут придраться к смыслу, если им кажется что-то неправильным в их системе ценностей, еще не сформированных, и тогда важно объяснить, что ты именно вложил, чтобы ребенок с тобой согласился, или заинтересовать его, но у меня еще не было такого опыта.

– Что бы ты хотела сказать в Международный день детской книги?

– Я хотела бы сказать, что стоит обратить огромное внимание на детскую литературу. Наши дети – наше будущее, и то, что мы заложим в них сейчас, скажется на целом поколении, поэтому невероятно важно именно самим взрослым подбирать систему для образования и развития своих детей – это можно сделать именно через хорошую детскую литературу. О хороших детских писателях можно узнать у книжных критиков, обозревателей с высокими рейтингами – это не так сложно сделать, если уделить этому свое время. Я считаю, детская книга должна развиваться.

Уркият ДАУДОВА

Предыдущая статьяВолонтер гражданского общества
Следующая статьяЗлой гений аутизма

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Меликову показали аварийную школу в одном из сел Дагестана

Врио главы Дагестана Сергей Меликов осмотрел находящееся в аварийном состоянии здание средней школы села Усухчай — райцентра Докузпаринского района....

В Махачкале появится новый сквер на ул. Каримова

Новый сквер появится в 2021 году на улице Каримова в Махачкале. Об этом на своей странице в Instagram сообщил...

Инвестор намерен построить в Дагестане завод по производству соков и пюре за 2,4 млрд рублей

Инвестор планирует построить в Дагестанских Огнях завод по производству концентрированных соков, пюре и нектаров. Вложить в реализацию проекта планируется...

В Махачкале произведут перерасчет платежей за воду

Мэр Махачкалы Салман Дадаев распорядился произвести перерасчет платежей за воду за период в середине марта, когда в городе произошло...

Меликов отчитался о своих доходах за 2020 год

Задекларированный доход врио главы Дагестана Сергея Меликова за 2020 год составил 4,9 млн рублей, его супруги — 793 тыс....

Меликов совершит вояж по городам и районам Дагестана

Врио главы Дагестана Сергей Меликов в процессе подготовки к «прямой линии» с жителями республики посетит ряд городов и районов региона,...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам