«Иное-иное»: дагестанский рок-н-ролл

 «Каждый должен делать что-то такое, что отличало бы его от других»

Виктор Цой.

Весна – это время легкости, время тепла, время отличного настроения, а вместе с тем и пора удивительных и интереснейших событий и праздников. А вы знали, что 13 апреля отмечается Всемирный день рок-н-ролла, а 15-го – Международный день культуры? Эти события, несомненно, связаны между собой, ведь рок-н-ролл – это есть неотъемлемая часть современной культуры, и с этим не поспоришь. Рок-музыка в прошлом столетии зародила и саму рок-культуру. В нашем с вами Дагестане тоже есть рок-музыка и не просто есть, а еще и развивается и находит свою аудиторию. В честь этих праздников мы решили поговорить с Исламом Ибрагимовым – директором группы «Иное-Иное», в репертуар которой входит не только жанр рок-н-ролла, движется она и в более интересном направлении – этно-джаз-рока.

Исламу Ибрагимову 46 лет. День, который пробудил в нем любовь к музыке, помнит, как вчерашний – музыканту было 17, когда его друг Игорь Филипченко принес гитару и начал играть песню «Группа крови». Эта игра Исламу очень понравилась, после чего он сам захотел попробовать, товарищи всячески поддерживали друг друга и совместно сочиняли песни.

«Игоря Филипченко… Многие помнят и его группу “Шестой подъезд”. Он был очень талантливый, но, к сожалению, уже покинул этот свет», – с грустью говорит Ислам. Своего друга он всегда считал даровитым, он был не только искусным музыкантом, но и поэтом. Какое-то время и Ислам Ибрагимов писал стихи, да и сейчас иногда балуется сочинительством, но придумывать музыку ему всегда интересней. На сегодняшний день он не только сочиняет песни, но и сам их исполняет. Кроме музыки и поэзии, Ислам пробовал себя и в других творческих направлениях, таких как живопись и журналистика – написал 3 картины, две из которых составляют часть декора его арт-кафе «Нирвана» в Каспийске, где группа «Иное-Иное» выступает каждую пятницу по вечерам, а также опубликовал несколько материалов в еженедельниках. На вопрос, почему же он все-таки оставил эти направления, а музыкой занимается и по сей день, отвечает, что это были попытки попробовать себя в чем-то другом, а музыка же всегда успокаивала душу, всегда хватало несколько часов поиграть на гитаре, как внутренние переживания стихали, а порой и вовсе исчезали. В тот самый день, когда друг Игорь Филипченко принес гитару, что-то внутри сразу подсказало Исламу, что музыка – это его. Он искренне считает, что игра на гитаре – такое искусство, которому нужно учиться всю жизнь и постоянно его совершенствовать, да и петь музыкант начал, потому что в группе не было вокалиста. Возможно, он никогда бы и не стал петь сам, но судьба распорядилась таким образом, что мы сейчас имеем в нашей республике не только замечательного гитариста и сочинителя композиций, но и вокалиста.

МУЗЫКА ДОЛЖНА ВЫЗЫВАТЬ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

– Вы в основном сочиняете свои песни, а исполняете ли композиции других музыкантов?

– Практически нет. Могу иногда в узком кругу сыграть песни своих друзей и Виктора Цоя, но на концертах у нашей группы всегда авторская программа. Мне повезло, я дружил с людьми, которые были мастерами слова, поэтами, поэтому я всегда уважал слово, хорошее слово – оно как бриллиант, который завершает собой колье. Поэтому, когда я начал писать свои тексты, все это учитывал, но мне не хотелось повторять чужие идеи в собственной интерпретации, я желал создать что-то свое. Слушатели тоже бывают разные: кто-то предпочитает слушать отдельный инструмент, кто-то ритм, кто-то голос, кто-то драйв, а кто-то пытается вникнуть в смысл песни. Я всегда стараюсь донести определенный смысл. Не должно быть такого, что музыка хорошая, а слово плохое, и наоборот – композицию нужно составлять так, чтобы потом ни за первое, ни за второе не было стыдно.

– А что для вас музыка и какой она должна быть?

– Музыка для меня – это автотерапия, это мое увлечение, и я делюсь им с другими людьми. Если удалось у них вызвать эмоции, то это просто прекрасно! Источником вдохновения для меня является сама жизнь, песни – это в основном реакции на жизненные ситуации, они всегда находят свое отражение в текстах. Об этих ситуациях в песнях я не говорю прямо, а только намекаю, другой может вынести для себя совершенно иной смысл, а для меня композиции всегда останутся «входом» в определенные воспоминания. В музыке я приветствую самоиронию и не терплю пафос. Все, что мы делаем с ребятами, – это танцевальная музыка, я сам танец люблю, но его одного мало. Коктейль «Хороший успех» – это новый модный ритм, который еще не обыгран, на него нужно посадить по-новому интерпретированный звук, добавить щепотку «смысловых галлюцинаций», задора и драйва, свое удовольствие и азарт от выступления, все это помешивается, подогревается и подается слушателю «на стол».

– Расскажите о клипах, которые вы снимаете с ребятами в группе.

– Для нас это такой же жанр искусства, к которому мы относимся серьезно – не хочется делать что-то шаблонное и стандартное. Сейчас в современных клипах шикарная картина, а истории нет. Для меня самым главным в музыке является мелодия, я ею увлечен и влюблен. В клипе проекцией мелодии является история, и всегда хочется рассказать не перегруженную и оригинальную историю. Мы с ребятами в период самоизоляции сняли клип на песню «Ярость темной воды». Возможно, там не такая качественная картинка, но при этом он отражает то, что мне лично было бы интересно посмотреть в клипах других – там хорошая харизма, история и саундтрек. Мы не ставим перед собой задачу, чтобы человек вынес для себя тот смысл, который мы вложили в клип, а хотим, чтобы он стал соавтором, то есть увидел свою историю через призму нашей. У нас еще есть клип на композицию «Хорошо там, где мы есть» и еще парочка – все их можно посмотреть на нашем ютуб-канале.

– Состав вашей группы с момента основания – с 2009 года – не раз менялся. Расскажите о нынешних участниках.

– Да, состав много раз менялся, но ребята, которые были участниками, большие молодцы, они продолжают развиваться в творческом плане, составляют свои проекты. Мы даже планируем организовать концерт, в котором бы приняли участие все, кто когда-то был в нашей группе.

Ядро «Иное-Иное» сейчас – это четыре человека, но иногда можем и пригласить кого-то с нами сыграть, если в этом есть необходимость. Ребята стали частью группы 3 года назад, они молодые, друзья моего сына – сын играет на барабанах. Они пришли тогда ко мне со своим азартом, своей вовлеченностью в процесс и буквально покорили меня. Не могу сказать, что я их учил, многим вещам научили меня они. Хорошие и замечательные ребята: Рамазан Магомедов учится в музыкальном училище (ритм-гитарист), Арсланбек Чижиков учится в медицинском университете (бас-гитарист), Гусейн Ибрагимов тоже учится в музыкальном училище (ударник). Когда я на них смотрю, понимаю, что еще не все потеряно. За 3 года мы с ними провели большую работу. Все вопросы решаем внутри коллектива, консолидированно, я никогда не пользуюсь своим возрастом и тем, что являюсь директором группы, всегда предлагаю выбор, ведь, возможно, мой взгляд замылен.

 

Многие думают, это что-то дьявольское, что это сатанизм. Могут сказать, что его надо вовсе запретить. Не все понимают, что существуют разные виды рока – он тоже может быть мягким и умеренным.

 

– Какая поддержка вам оказывается?

– В последнее время нас очень сильно поддерживает Министерство культуры РД. Уже два раза оно провело открытый дагестанский этно-рок-джаз фестиваль «PROявление-05», где и другие наши рок-группы смогли показать себя. Для новых групп это особенно важно. Орел с одним крылом не летает: Дагестан всегда славился воинами, а в данный момент это спортсмены – одно крыло и творческая интеллигенция – второе крыло. Сейчас нужна поддержка такого рода инициативе, нужен прорыв, чтобы другие узнали, что в Дагестане неплохая культура. Возможно, жителям других регионов и стран было бы интересно именно дагестанское отношение к музыке. Орел с одним крылом не летает, а второе – творческое – пока что перебито мальчишкой с рогаткой. Зарема Бутаева в этом отношении большой профессионал, она сеет семена и пытается вылечить это крыло, чтобы этот орел в будущем взмахнул им, и тогда наша республика вновь покорит вершины. Дагестанская культура должна стать гибче и впитать в себя все лучшее и новое и преподнести это так, чтобы было интересно не только нашим местным жителям, но и всему миру.

– С нынешним составом вы играете 3 года, сколько альбомов за это время собрали?

– Пять альбомов точно можем сыграть, если не больше, в нашем репертуаре больше ста композиций. У нас есть альбомы «В горном лесу», «Так танцевал Заратустра», «Тишина ущелий», «Высокогорный шум», «Реальность Фа». В одном альбоме максимум десять композиций. Случайно песни в альбом «накидать» нельзя, они должны быть подвержены какой-то своей концептуальной линии, то есть альбом, как кино, у которого есть свои правила. Человек не должен разочароваться после его прослушивания, обязательно должна быть история, которая проходит лейтмотивом через все композиции, каждая песня должна быть продумана, выверена и подчинена общей концепции.

– Если есть история, которая проходит через весь альбом, значит, должны быть и герои, которые переходят из одной композиции в другую. Они у вас есть?

– Да, конечно. У нас, например, есть Мага, который потерялся, есть Прожженный Ву и Красотка Лу – их история это целая трилогия, есть Прекрасная Джульяна и другие герои, но не всегда их нужно называть в песнях. Каждый из нас становится своего рода героем.

ПРЕДЫСТОРИЯ

– В 1996 году, если не ошибаюсь, была создана группа «Иное». Вы были ее участником?

– Да, такая группа действительно существовала, и я не являлся ее участником. Однако группа «Иное-Иное» не является правопреемником группы «Иное», юридически это два разных проекта. Такая ассоциация возникает – будто бы наша группа это продолжение той, потому что первый состав группы «Иное-Иное» базировался на осколках таких групп, как «Иное», Fatima’s band и «Босх». Мы собрались с некоторыми ребятами этих групп, как одна группа, я лично был до этого участником Fatima’s band – целый год мы играли, пытались придумать название и в итоге остановились на «Иное-Иное». После ухода ребят из группы название и концепция сохранились.

– Все-таки чем обусловлен выбор названия?

– «Иное-Иное» – это как «Другое-Другое». В названии нашей группы «Иное-Иное» присутствует антитеза, противопоставление как по отношению к группе «Иное», так и ко всему происходящему, это отражение чего-то нового в музыке, другой уровень иррациональности. Я не цепляюсь за название, возможно, мы когда-нибудь ее и переименуем, но с сохранением правопреемства. Люди задаются вопросом: «Иное» или все-таки «Иное-Иное»? Тут присутствует некий момент интриги. Когда мы задумывали название нашей группы, хотели придумать такое название, чтобы у него была предыстория, то есть чтобы название нашей группы являлось неким ключом, открывающим ларец с историями прошлого и воспоминаниями. Благодаря тому, что существует название группы «Иное-Иное», вспоминается и группа «Иное».

– Создание группы было вашей инициативой?

– Через какое-то время после распада группы Fatima’s band, в которой я играл, переехал из Махачкалы в Каспийск и работал пять лет в налоговой, но мне не хватало творческого общения, единомышленников, никогда не прекращал придумывать музыку, в моей голове всегда был целый концерт. Я буквально бредил идеей собрать единомышленников, и это удалось сделать – музыка вновь вернулась в мою жизнь. Сказать, что инициатива собрать группу исходила от меня, будет верным, но в то же время нельзя сказать, что от ребят она не исходила, они так же этим бредили.

ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

– В ваших песнях прослеживаются еще этнические, лакские мотивы. Расскажите об этом.

– Этнические мотивы – это как дагестанский акцент, его не победить, хотя можно, но зачем, ведь он украшает. В музыке тоже должен быть свой акцент. А насчет лакских слов, то мне нравится, когда они выскакивают в песнях, слушателям тоже. Не во всех наших композициях они присутствуют, многие наши песни западные, но говорят, что даже в них присутствует акцент. Мы же движемся в этно-джаз-рок направлении, а джаз – это еще и импровизация, мы сейчас с ребятами практикуем ее, то есть создаем композицию во время игры. Импровизация тоже бывает разная, можно сесть импровизировать и делать это по определенным штампам, по привычным гармониям, а у нас совершенно другой подход. Каждый из музыкантов в импровизации проживает свою жизнь, все они вместе соединяются во что-то одно, и в какой-то момент композиция заканчивается и ее уже невозможно повторить, она уникальна. Именно в импровизации выскакивают этнофразы, но в то же время этно – это не только неожиданное слово на моем родном языке, это еще само настроение, гармония, ходы в музыке. Оно привлекает людей.

– Помимо того, что вы выступаете в вашем кафе «Нирвана», еще даете концерты на других площадках, в других городах. Имеет ли место игры значение?

– Мы ездили в Астрахань на рок-фестиваль Поволжья «Горячая осень», а потом уже приехали туда на гастроли и там играли в рок-кафе «Тройка». В Астрахани было настолько комфортно, что казалось, будто бы никуда вовсе не уезжали, словно играли в нашей «Нирване». Слушатели были очень щедры на эмоции и рады нашему присутствию. Место однозначно имеет значение, но мы знали, куда ехали. Да, действительно есть площадки, помещения, где было бы некомфортно играть, но практически все зависит от аудитории и ее восприятия.

– И напоследок, что вы скажете о стереотипах по отношению к рок-музыке?

– Они существуют. Многие думают, это что-то дьявольское, что это сатанизм, какие у них только не возникают ассоциации. Могут сказать, что его надо вовсе запретить, но они мыслят в неправильном направлении. Не все понимают, что существуют разные виды рока – он тоже может быть мягким и умеренным.

Уркият ДАУДОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам