27 апреля в нашей стране отмечался День российского парламентаризма. Дата приурочена к началу работы I Государственной Думы в 1906 году. Его суть – привлечь внимание населения к деятельности парламента и законодательных структур Российской Федерации.
В столице Республики Дагестан, городе Махачкале, действует двухуровневый представительный орган: Собрания депутатов внутригородских районов – Советского, Ленинского, Кировского и Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
О сегодняшнем дне депутатского корпуса, проблемах и перспективах наша беседа с председателем Комитета по местному самоуправлению, законности и регламенту Махачкалинского городского Собрания Русланом Курамагомедовым.
Наша справка: Руслан Курамагомедов – депутат Собрания Советского района 2-го созыва и Махачкалинского городского Собрания, руководитель фракции КПРФ. Окончил экономический и юридический факультеты ДГУ, кандидат юридических наук. Занимается преподавательской деятельностью. Сегодня работает в должности заместителя директора МБУ «Парк имени Ленинского комсомола».
РАСШИРИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ
– Руслан Шарипович, Вы избраны депутатом в третий раз, накоплен богатый опыт в этой сфере деятельности. Насколько удобна нынешняя двухуровневая система депутатского корпуса?
– Такая структура появилась в 2015 году на основании принятых законов РД «О статусе городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан», когда появились самостоятельные внутригородские муниципалитеты (районы) и городской округ с внутригородским делением «город Махачкала». Соответственно, в каждом районе должен быть свой депутатский корпус.
В каждом районном Собрании по 27 человек, из них 15 делегируются в состав городского Собрания. Конечно, по идее такое строение должно способствовать более плодотворной работе местного самоуправления, приблизить власть к народу в районах и поселках.
Но, с другой стороны, у представительной и исполнительно-распорядительной власти внутригородского района недостаточно полномочий, чтобы решать проблемы жителей. К тому же они (полномочия) не обеспечены полностью финансово.
Полномочия по решению вопросов местного значения в большей степени закреплены за городским округом. Наверно, это сделано в целях сохранения единого городского хозяйства, в том числе и в части градостроительства и благоустройства.
Район формирует свой бюджет за счет доходов – налоговые в пределах 15-20% от собранного, а неналоговые ограничены в виде субсидий и дотаций, поступающих из других уровней бюджета. Этого явно недостаточно для нормального функционирования внутригородского района.
Российская система рассматривает местное самоуправление как один из институтов гражданского общества, которое должно решать самые разные вопросы.
К первостепенным задачам органов местного самоуправления относится работа, направленная на изменение психологического содержания населения города, формирование у граждан способности к независимому и ответственному решению проблем городского округа, закладывающих основу совершенствования государственного управления и гражданского общества.
На мой взгляд, главными проблемами развития местного самоуправления являются финансовая необеспеченность, разрыв между возложенными на него обязанностями (полномочиями) и их ресурсным обеспечением. Как известно, прочная экономическая база – это основной критерий реальности любой власти.
Несмотря на наличие проблем осуществления местного самоуправления, роль органов местного самоуправления, в особенности местного парламента, растет с течением времени, что обусловливает развитие демократии в системе управления государством на всех уровнях, здесь особая значимость придается сфере реализации таких государственных проектов, как обеспечение жильем, образование, градостроительство, сельское хозяйство, и других. Именно на уровне муниципального управления наблюдается наиболее эффективное взаимодействие власти и населения.
Мы, депутатский корпус, неоднократно обращались в Правительство Республики Дагестан, в Народное Собрание РД с просьбой расширить полномочия районов в части передачи больших полномочий.
– Как осуществляется связь с избирателями?
– Еженедельно депутатами проводится прием граждан в районном Собрании и в городском. Мы выслушиваем их просьбы, предложения. Стараемся помочь в их решении по мере своих сил и возможностей.
Сегодня в городе реализуются такие программы и нацпректы, как «Формирование комфортной городской среды», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги» и другие.
Наши депутаты выезжают на места, беседуют с жителями, где планируется благоустраивать двор или провести капремонт. Во всем учитывается мнение жильцов: где, что и как возводить.
Когда в Устав города или района вносятся изменения, мы проводим публичные слушания, где каждый может озвучить свои предложения и высказать собственное мнение по всем вопросам.
КОМИТЕТ
– Вы возглавляете Комитет по местному самоуправлению, законности и регламенту. Расскажите о его деятельности.
– Все нормативно-правовые акты, инициируемые как администрацией города, так и другими субьектами правотворческой инициативы, мы принимаем в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Некоторые из них подлежат обязательному обнародованию.
Помимо нашей экспертизы, такие акты обязательно подлежат прокурорской проверке, что придает большую уверенность в правильности принятых решений.
Большинство вопросов, которые мы рассматриваем, инициированы администрацией города по части структуры их подразделений, устава, правил в сфере благоустройства и другие.
Бывает и такое, что мы проводим выездные заседания комитета. Сотрудничаем с профильным комитетом Молодежного парламента. Это наши хорошие помощники.
Что касается регламента, то эта часть нашей деятельности подразумевает проведение предусмотренных регламентированных процедур, связанных со статусом депутата.
ВЫБОРЫ
– В сентябре этого года предстоят выборы в Народное Собрание Республики Дагестан и Государственную Думу Российской Федерации. Какая ведется подготовка к этому событию?
– 22 апреля в Москве состоялся XVIII съезд КПРФ, на котором я был в составе делегации от нашей региональной партийной организации. Один из вопросов касался предстоящих выборов.
Чтобы укрепить наши позиции, набрать достаточное количество мест в региональном и федеральном парламенте, нам, коммунистам, необходимо сохранить сплоченность, уверенно и твердо идти на выборы.
У нас есть своя предвыборная программа, состоящая из 10 пунктов. Составлена она учеными, экономистами, известными общественными деятелями. Мы намерены разъяснять нашим избирателям задачи, стоящие перед КПРФ. А цель одна – чтобы простым людям жилось легко и комфортно в стране. Мы являемся частью публичной власти, народной властью.
Наша задача – проводить свои идеи через парламент, для этого нужно, чтобы там было побольше наших представителей.
Сегодня увеличен возраст выхода на пенсию, низкие зарплаты и пенсии, растут цены на услуги ЖКХ, продукты и лекарства. А ведь в такой богатой стране, как Россия, этого просто не должно быть.
Один из пунктов нашей программы – честные и прозрачные выборы. Каждый должен прийти на избирательный участок и свободно выразить свою волю.
– Как Вы совмещаете депутатскую деятельность с работой в должности заместителя директора парка?
– Я депутат на непостоянной основе, это общественная нагрузка. Но стараюсь все успевать. А городские парки – это лицо нашей столицы, оно должно быть красивым. Я благодарен руководству Администрации города Махачкалы за большое внимание к парковому хозяйству города. Мы регулярно благоустраиваем наш парк, дополняем и развиваем. У нас действует общественный совет парка, куда входят ученые, это – все неравнодушные горожане. Мы им благодарны за помощь и поддержку.
Наталья БУЧЕНКО
tagirovicmuhammadsafi@gmail.com
Успехов вам вашей работе дай Аллагь чтоб пренисли пользу Махачкале и в целом Республике.