Сарат Джабраилову, заместителя директора Национальной библиотеки им. Расула Гамзатова, несколько лет назад было трудно застать на рабочем месте – постоянно была в разъездах по республике в составе так называемых творческих десантов. С читателями «МИ» она не без сожаления вспоминает об этой живой и непосредственной форме общения деятелей культуры с сельскими жителями.
ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ
– Сарат Абдулаевна, в 2014 году стартовал так называемый творческий десант. Эта интересная и креативная идея реализовывалась в течение нескольких лет. Нет ли, как говорится, ностальгии по прошлому?
– Конечно, хотелось бы реанимировать творческие десанты, в которых участвовали представители творческих союзов – писателей, художников, музыкантов, артисты Оперного театра, драматических театров, сотрудники Национальной библиотеки и т д.
– Какие цели и задачи ставились перед участниками творческих десантов?
– Изначально ставилась задача – помочь муниципальным образованиям в оживлении культурной жизни. Чтобы жители села знали деятелей культуры в лицо, имели возможность послушать произведения дагестанских композиторов, увидеть национальные инструменты, познакомиться с художниками Дагестана, посмотреть каталоги их работ. Группу формировали таким образом, чтобы она была разноплановой.
Важно, чтобы сельчане непосредственно встретились с деятелями культуры, могли задать им интересующие вопросы. Дело в том, что многие годы дома культуры по-настоящему не работали, особенно в 90-е годы прошлого века по объективным причинам. И практика проведения этих десантов показала, что результаты налицо. Зрительные залы стали наполняться. Вначале это был концерт-лекторий. Зрителям нравилось, что это был живой контакт с ними.
Как-то мы выступали в Каспийске перед детско-юношеской аудиторией. И нам было приятно общаться в форме вопросов–ответов, в форме живого диалога. Мы показывали фрагменты спектаклей. А затем зрители задавали вопросы артистам, к примеру, как они пришли в профессию, что их сподвигло на это, была ли преемственность.
– Кого бы вы отметили из тех, кто постоянно участвовал в этих мероприятиях?
– Это, конечно, пианист Хан Баширов, художник Амирхан Магомедов, директор школы-студии при ансамбле «Лезгинка», хореограф Тарият Капиева и многие другие. Основная задача – контакт с людьми. Мы старались говорить с молодежью о необходимости противодействия терроризму. Мы говорили, что радикализм – не их путь. Одним словом, мы хотели показать им альтернативный вариант выбора их жизненного пути. Ведь наша цель – это воспитать здоровое поколение и в физическом, и в нравственном отношении.
Мы всегда использовали эти поездки, чтобы посетить наши библиотеки, школы искусств, художественные школы. Нам самим интересно было выезжать в районы, нежели сидеть в кабинетах и выполнять хоть и нужную, но монотонную и рутинную работу. Помимо всего прочего, такие встречи в районах нас самих обогащали.
К примеру, директор нашего республиканского Выставочного зала Амирхан Магомедов брал в эти командировки свои картины, рассказывал о Союзе художников, его планах. В нашем творческом союзе 176 художников, известных не только в Дагестане, но и за его пределами. Мы приглашали сельчан к нам в Выставочный зал на экскурсии. И действительно, многие откликались на наши приглашения и оставались довольны увиденным. Нередки были случаи, когда талантливая молодежь поступала в художественное училище, профильный факультет ДГПУ. И это тоже своеобразный резонанс на наши творческие десанты. Кто знает, а может, из наших недавних знакомых появятся, образно говоря, новоиспеченные Муэддины Джемалы, Аскары-Сарыджи, Гимбатовы, Курбановы, Путерброты, Супьяновы, Раджабовы, Гусейновы, которыми также будет гордиться республика. Видимо, сегодня возникла необходимость «культсанштурма» на современном этапе, когда дагестанские деятели культуры в 20-30-х годах прошлого века во главе с композитором Готфридом Гасановым ездили по горным районам и несли идеи просвещения и культуры в массы, и сами обогащались образцами народного фольклора и традициями.
Сегодня достойными последователями наших аксакалов от культуры являются Магомед Абасов, Тагир Курачев, Магомед Касумов, Татьяна Петенина, которые являются частыми гостями в сельских клубах, на кутанах, в сельхозпредприятиях.
Вспоминается концерт «Творческого десанта» в Сергокалинском районе в 2017 году. Состав творческой группы был сформирован директором Театра оперы и балета, народным артистом республики Магомедом Абасовым. В нее вошли также представители Союза писателей, Союза композиторов и Союза художников. В рамках концерта народный поэт Дагестана Аминат Абдулманапова прочитала свои стихотворения на даргинском языке, посвященные детям и Герою России Магомеду Нурбагандову. Кроме того, с концертными номерами выступили ведущие солисты Театра оперы и балета: заслуженный артист России Тагир Курачев, народный артист Дагестана Абдула Магомедмирзоев, заслуженный артист РД Яхья Исаков и другие. Номера участников «десанта» были представлены в различных вокальных жанрах. В частности, прозвучали произведения оперного репертуара, а также народной музыки.
О ТОЛЕРАНТНОСТИ
– Вам задавали вопросы, не связанные с культурой?
– Конечно, мы говорили и о внутренней и внешней политике нашего государства, о событиях в Сирии и Ираке, одним словом, по мере возможности старались удовлетворить интересы наших слушателей. Мое мнение: если молодой человек занимается чем-то полезным и интересным, то его невозможно заставить вступить на противоправный путь. И родители здесь играют важнейшую роль. А мы можем только помочь в становлении молодых дагестанцев.
Важно формирование у молодежи таких качеств, как признание человеком другого (способность видеть в другом носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения), положительное отношение к таким отличиям, умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: со своей собственной и с его.
Мы много говорим в последнее время о толерантности. Может ли она быть противопоставлена экстремизму? Несомненно. Ведь «толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Это с одной стороны. А с другой, мы, деятели культуры, видим свое основное предназначение в преодолении невежества – главного и стойкого врага, препятствующего всему доброму и светлому в нашей жизни. Во время наших встреч постоянно повторяли о важности художественного образования, сохранения в наших городах и селах школ искусств. Понятно, что не все станут художниками и музыкантами, но ребятам на всю жизнь будет привиты эстетический вкус, любовь к прекрасному. Как говорил Аркадий Райкин, чтобы на всякие негативные «художества» сил не оставалось. Отрадно, что наши юные слушатели во время творческих встреч внимательно и заинтересованно слушали человеческие истории, которыми делились участники этих десантов. Кто знает, может быть, что-то из нашего опыта окажется полезным для них.
– Как вы взаимодействовали с администрациями?
– Мы больше контактировали с руководителями отделов культуры. Тем не менее главы городов и районов были частыми гостями на наших мероприятиях, они, можно сказать, стали одними из самых заинтересованных зрителей. Вспоминается, как нам помогали и нас опекали главы Унцукульского, Хасавюртовского, Дербентского, Гунибского районов. Мы думали вначале, если проект станет ежегодным, то это наскучит сельчанам, но интерес не ослабевал, и это нас радовало и вдохновляло.
P.S. В продолжение этой тематики в нашей Национальной библиотеке ежегодно 14 февраля проходят встречи книголюбов с представителями муниципальных библиотек, на которых сельчанам безвозмездно дарятся книги. В этом отношении отличаются Союз писателей, Союз музыкантов, Союз театральных деятелей Дагестана. Могу назвать имена писателей Марины Ахмедовой, Сугури Увайсова, Аминат Абдулманаповой, музыканта Хана Баширова, журналиста Эдуарда Эмирова, то есть вас. У нас стало традиционным 25 марта, в День работников культуры, проведение такого интересного мероприятия, как «Культура села – городу». Запомнилось выступление артистов Унцукульского района, которое сопровождалось показом изделий декоративно-прикладного искусства сельчан.
Эдуард ЭМИРОВ