Два года назад, в августе 2019 года, в Махачкале произошло событие, надолго запомнившееся любителям музыки. На летней эстраде филармонии творилось нечто невообразимое: на сцене хор, солисты, балет. На белые полукружья полотен в глубине подмостков, сменяя друг друга, ложились изображения шедевров мирового художественного искусства.
Чеканные латинские стихи в сопровождении затейливой мелодии разносились звонким эхом по вечернему парку.
«О, Фортуна, словно луна, меняешь свой облик: то нарастаешь, то убываешь. Вращается колесо Фортуны, угрожая низвержением, другой возносится вверх слишком высоко; сидит на троне царь – пусть он остерегается падения».
Непредсказуемость жизни, превратности судьбы: кто высоко вознесся, может и низко упасть… Глубокое философское произведение, симфоническая кантата для хора, солистов и оркестра – «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа была поставлена силами Дагестанского государственного театра оперы и балета.
Это был проект Натальи Макеевой, на тот момент художественного руководителя театра.
МЕЧТА
– Первое, что я сделала, придя в театр, – рассказывает Наталья Олеговна, – написала проект на получение гранта Главы республики на постановку спектакля Карла Орфа «Кармина Бурана». Это очень крупное сочинение, трудное для постановки, требует огромного исполнительского состава. Режиссером выступил Дмитрий Павлов, мы пригласили солистов из Германии, Ростова. Подключили хор, оркестр, балет…
На Летней эстраде был полный зал, чего никогда не бывало. Это не просто успех, а произведенный нами качественный продукт. Стихи монахов из Средних веков, ничем между собой не связанные, музыка, танцевальные номера… Все объединилось в единую мысль о бренности и красоте земного существования.
Я услышала мнение людей, которых знаю и уважаю, что это была лучшая постановка за последние 20 лет. Последнее, что удалось мне поставить в театре, оперетта «Севастопольский вальс».
«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…»
Сегодня Наталья Макеева – лауреат Всероссийского и международных конкурсов, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный деятель искусств РД, преподаватель хоровых дисциплин в Махачкалинском музыкальном училище и дирижер оркестра при Дагестанском государственном театре оперы и балета.
Случайностей в ее жизни не было. Призвание пришло вместе с пониманием, что помимо уютного домашнего мира существует огромная и пока не познанная вселенная музыки.
А дело было так. В детском саду «Золотая рыбка», куда ходила Наталья, назревал выпускной утренник. Готовить его пришла женщина-музыкант из клуба Рыбников. Детей выстроили, и она начала каждого прослушивать на предмет слуха и ритма.
– Я помню, что ее задания пройти с первого раза мне не удалось, – вспоминает Наталья Олеговна, – я подходила к ней пять раз, и с пятого все получилось. Педагогу понравилась моя настойчивость, она включила меня в выступление и я на ксилофоне исполнила песню «Во саду ли, в огороде».
Она же предложила мой маме, Людмиле Дмитриевне, приводить меня на занятия музыкой в клуб Рыбников. Но мама решила по-другому и определила меня в музыкальную школу №5.
Еще вспоминаю, что раньше по телевизору было много всяких музыкальных передач, особенно меня впечатляла «До-ми-солька», которая шла ежедневно после 3-часовых новостей. Я ждала каждый выпуск. Я запомнила сюжет одной передачи. Корреспонденты пришли на репетицию Большого симфонического оркестра в Москве и рассказывали о том, кто такой дирижер.
Молодые журналисты стали за дирижерский пульт и принялись размахивать руками перед оркестром. Оркестр замер. Тогда они задались вопросом, а кто такой дирижер, что это за профессия? Как узнать, в какую сторону вести рукой, чтобы музыканты заиграли?
Мне было лет 10, передача показалась безумно интересной, и я сама себе задала вопрос: так что же это за профессия – дирижер?
К окончанию музыкальной школы я уже твердо знала, что стану дирижером симфонического оркестра, и с этой мыслью поступила в Махачкалинское музыкальное училище.
«ЭТО МОЕ»
Брат Натальи Олеговны Виктор к тому времени окончил Суворовское училище и поступил в Высшее летное училище. Приезжал на каникулы домой и гордо говорил сестре: – Представляешь, я буду летать на самолете! На что та отвечала: – Представляешь, я буду дирижировать симфоническим оркестром!
В училище отделение хорового дирижирования возглавлял в то время Борис Богатырев. Он, как вспоминает Наталья Олеговна, еще больше укрепил ее в мысли стать дирижером. Увлеклась она и хоровым пением. Сначала ее сажали к верхним голосам (сопрано), но потом все-таки выяснилось, что у нее альт.
Борис Иванович снабдил студентку книгами с нотами различной сложности. Она каждый вечер садилась дома за фортепиано, доставала книгу и начинала играть все подряд, а что нравилось, и по несколько раз.
После первого экзамена Борис Иванович дал Наталье очень серьезную программу, по которой она занималась всю зиму. Музыка, музыка… Ничего, кроме музыки. Почему? – Мое это, – отвечает.
РОСТОВ
– Мы занимались с Борисом Ивановичем полтора года, – вспоминает Наталья Олеговна, – к сожалению, он умер. Для меня это была большая потеря. Я перешла в класс Людмилы Ханжовой, преподавателя хоровых дисциплин. Благодаря ей я поступила в консерваторию. Она направляла, наставляла, вела.
Конечно, все молодые музыканты мечтают о столичных вузах. Москва, Москва – как много в этом звуке… Но тут опять вмешалась мама, мол, столица слишком далеко, а в Ростове живет тетя, которая поможет, присмотрит.
И вот на ближайшие годы родным домом становится Ростовская государственная консерватория (академия) имени Сергея Рахманинова.
– Это был период жизни, когда я думала, что никогда не вернусь в Дагестан, – говорит Наталья Олеговна, – 10 лет я провела в Ростове, получила два высших образования на факультете хорового дирижирования и симфонического дирижирования. Что такое дирижер? Возьмем для примера скрипача, который может через скрипку выразить свои мысли, чувства, позицию, исполняя сочинение композитора.
У дирижера такой возможности нет, но у него есть оркестр и хор, свое видение, представление, мировоззрение он находит в выборе репертуара, в общении с коллективом.
Дирижер – первый среди равных! Я придерживаюсь этой позиции. Это отнюдь не означает, что я как-то возвышаюсь над другими или зазнаюсь.
Первый среди равных значит, каким-то образом коллектив дал возможность заинтересовать, объяснить свою позицию, вызвать желание ее разделить.
Когда я работала в консерватории, мои студенты были моими друзьями. Во взрослом симфоническом оркестре я никогда не позволяла себе смотреть на кого-то свысока: мы все были друзьями, знали о проблемах в семьях, о детях, старались друг другу помочь.
МАХАЧКАЛА
Почему вернулась в Махачкалу? В Ростове было все: работа в консерватории и музыкальной школе, пение в профессиональных коллективах, гастроли за рубеж. Она стала лауреатом не одного конкурса, ее ценили на кафедре. Но… – Я ненавижу большие города, – признается Наталья Олеговна, – это все-таки не для меня. Москва, Петербург – это большой поток людей, нет времени поговорить, пообщаться, просто побыть с друзьями – всем некогда. В Ростове то же самое. На работу я добиралась 3 часа. Сначала на одном автобусе, потом на другом. Всюду пробки, машины.
Я жила у сестры в частном секторе. Вдруг началось такое… Услышу пение петуха утром, и нахлынули воспоминания о доме, о детстве. Почудился запах жженых листьев – вспомнилась наша дача. Как-то появились такие знаки, которые ненавязчиво, спокойно начали возвращать меня домой, в Махачкалу.
К тому же я получила приглашение в Театр оперы и балета, где работаю с 2009 года. У меня особое восприятие мира, близкое к творчеству Сергея Рахманинова. Его трагизм, его тоска по родине, его одиночество на чужой земле.
Я люблю его творчество, слушаю его музыку, словами не выразить, все происходит на уровне чувств.
Дагестан – моя родина, я не жалею, что вернулась. Здесь я получила образование, здесь родные, друзья. Все-таки люди у нас хорошие, мы все как одна большая дружная семья.
Наталья БУЧЕНКО