Пение – это состояние души

Первый, главный – так переводится с кумыкского слово «башлы». Село Башлыкент Каякентского района Дагестана не зря получило свое название.

Во множестве исторических документов Башлы упоминается как огромный для своего времени город, где проживало от 15 до 20 тысяч человек. Конные патрули объезжали границы поселения, а в случае военной угрозы город мог быстро выставить тысячу молодых всадников.

Здесь, на этой земле, произошло одно из главных сражений с Надир-шахом, отсюда доносились возгласы недовольных царским режимом во время Кавказской войны.

В России даже была учреждена медаль «За взятие Башлы». Но непокорность дорого обошлась жителям: 140 лет назад, после очередного восстания, город был раздроблен на три села, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Это Капкайкент, Джаванкент и Башлы.

 

МЕЧТА

– Капкайкент – это моя родина, – рассказывает Хадижат Ибрагимова, солистка Дагестанской государственной филармонии, – все родное, до боли знакомое. Сколько у нас святых мест! Иногда и сейчас, когда приезжаю домой, поклонюсь святым местам, выскажу заветное желание – и оно исполняется!

В советские времена был у нас совхоз, «Кировский» назывался. Отец, Талгат Ибрагимович, работал комбайнером. Уходил затемно утром, возвращался поздно вечером. Мы, дети, считай, его и не видели.

Нас мама воспитывала, Айханум Баталовна. В нашей многодетной семье я была старшей. Так что все заботы по дому, уход за братьями и сестрами – все это было на мне.

Только сяду книгу почитать, мама тут же: «То сделай, это сделай». Работала я на огороде – сажала картошку, лук, помидоры. Вместе с родителями строила дом.

Но…Вот что я придумала. Телевизор у нас был черно-белый, работал постоянно, тогда часто концерты передавали, особенно мне нравились певицы Зайнаб Ханларова, Алла Пугачева.

Я где-то раздобыла пластинки с их песнями – такие большие, черные, виниловые назывались. Так вот. Мою я полы в доме, а с проигрывателя доносится голос Аллы Пугачевой. Так и старалась все делать под музыку.

Звуки музыки не оставляли. Хадижат Талгатовна вспоминает, как ее учила пению в школе Кистаман Алиева. Ноты, правда, они не изучали, а вот как держаться на сцене, что исполнять – очень ценные советы. С благодарностью она отзывается о сельчанине Самаде Саидове. Он играл на аккордеоне, ходил по свадьбам.

Так, потихоньку, зрела в глубине души мечта: стать певицей. Окончательно она сформировалась, когда выпускница школы заняла первое место на районном конкурсе в селе Викри.

 

МУЗУЧИЛИЩЕ

В 1982 году пришло время решительных действий: Махачкала, музучилище. Отец о таком будущем дочери и слышать не хотел: – Никуда не поедешь, – сказал, – замуж тебя отдам!

Пришлось пойти на хитрость: сказала родителям, что едет в столицу поступать в медицинское училище. Обошлось. Сама, накидав торопливо в сумку вещи, рванула к автобусу. Благо, водитель был знакомый, родственник соседа: – Вези меня прямо к музучилищу!

Махачкалинское музыкальное училище располагалось на проспекте Ленина (сегодня Р.Гамзатова), директором его в те годы была Наида Абдулгамидова. Именно она принимала экзамены у юной абитуриентки.

Первое, о чем она попросила Хадижат, исполнить кумыкскую народную песню. Та спела, конечно, о любви, о чем еще может думать молодая девушка?

Потом исполнила народные частушки. Наида Абдурахмановна кивнула головой, и Хадижат поняла, что все в порядке.

Еще был экзамен по истории, но главное, что приемная комиссия увидела в девушке будущую певицу.

Учеба шла своим чередом. За это время Хадижат успела и замуж выйти, и дочку Анжелочку родить. Эти годы преподнесли ей удивительную встречу, подарившую дружбу с замечательной певицей, народной артисткой ДАССР и РСФСР Бурлият Ибрагимовой.

«Мама Бэлла» – так звала ее Хадижат. Многому научила ее Бурлият Ибрагимова: как не волноваться на сцене, как подбирать репертуар, как правильно держаться. Хадижат даже жила несколько лет в ее квартире.

 

В АНСАМБЛЕ

По окончании музыкального училища Наида Абдулгамидова, которая уже была министром культуры РД, направила Хадижат Ибрагимову в Государственный ансамбль песни и танца Дагестана. Впоследствии он был переименован в ансамбль «Дагестан», но сути это не меняет.

Многогранный, многоликий коллектив был истинно народным, его называли золотой кузницей музыкально-хореографического искусства Дагестана.

Бесконечные гастроли, праздник для зрителей и нелегкая работа для артистов. Хадижат Талгатовна признается, что даже не было времени навестить дочку, которая жила у матери в селе.

Но зато весь мир, вся огромная страна были как на ладони. Открыла для себя много интересного. Так, на гастролях в Казани услышала разговор двух женщин-татарок. С удивлением обнаружила, что прекрасно понимает, о чем они говорят. Оказывается, татарский и кумыкский языки очень похожи.

Там же, в столице Татарстана, впервые увидела в зале чернокожих мужчин, многие были в чалме. От неожиданности неправильно, вверх ногами, взяла папку, которую держат в руках солистки хора. Пришлось делать вид, что поешь…

И еще такой эпизод был в ее жизни. Она по-прежнему жила в общежитии, собственного жилья не было. Чтобы получить квартиру, устроилась секретарем в Дагэнерго. Но и оттуда пришлось уйти: наступили лихие 90-е…

Пела в ресторане «Ника» в Махачкале, на свадьбах, пока не пригласили в ансамбль «Лезгинка». Тогда, в начале 90-х, вовсю пылала первая чеченская кампания. Ансамбль постоянно выезжал на боевые позиции в расположение федеральных войск с концертами.

 

ПЕСНЯ О ДАГЕСТАНЕ

Хадижат Талгатовна признается, что выезжать с концертами ей было страшновато. И к свисту пуль она привыкнуть не могла. К войне, к смерти невозможно привыкнуть. Вспоминает, как в Новолакском районе на импровизированной сцене среди поля, окруженного солдатами, выступали артисты. И какой-то солдат невысокого роста случайно нажал на курок «калашникова», висевшего на плече. Погиб на месте.

Его унесли, а концерт продолжили. На войне как на войне.

А в Хунзахе после выступления перед воинами группа артистов попала в дом Расула Гамзатова. Самого поэта на месте не оказалось, а вот его племянники очень радушно приняли гостей.

Много интересного было в жизни певицы. Сегодня Хадижат Талгатовна – народная артистка Дагестана, заслуженная артистка РД, за ее плечами Дагестанский государственный университет, факультет культуры.

Она по-прежнему востребована, часто выступает с концертами. В ее репертуаре песни на всех языках народов республики. А мечтает о том, чтобы исполнить на русском языке песню о Дагестане, объясниться в любви к родному краю. В ближайшее время собирается заказать такую поэту и композитору.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестанские школьники среди победителей

Интеллектуальная игра в рамках курса «Россия – мои горизонты» проходила на платформе «Знание. Игра». Участвовали в ней команды из...

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...
spot_imgspot_img

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам