Более двухсот экспонатов из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, а также десятки предметов из частных собраний, аудио- и видеоматериалы, цифровые изображения, тематические фотографии, графика рассказывают зрителям о самобытной истории древнего города Зирехгерана–Кубачи и показывают ту культурную среду, в которой родилось всемирно известное златокузнечное дело и другие промыслы. Государственный музей Востока (Москва) и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи представили совместную выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города». Выставка проходит в рамках нацпроекта «Культура».
Экспозиция построена как настоящее путешествие в мир Кубачи и кубачинцев. Первая встреча начинается с архитектуры, каменных домов, украшенных необычными резными рельефами. Именно камни, искусно резанные в высоком рельефе, составляют визитную карточку города, так как такой традиции не было больше нигде в Дагестане.
– Перед нам стояла задача показать этот уникальный аул изнутри, чтобы каждый посетитель выставки проникся его духом и культурой. На выставке можно увидеть, как жили кубачинцы, во что они верили, как одевались. Здесь каждый экспонат – свидетель истории, – рассказывает куратор проекта, заместитель генерального директора музея им. А. Тахо-Годи Джамиля Дагирова. – Представлено 34 каменных рельефа, в которых отражены архитектура, фрагменты строений, панорама аула. Эти камни впервые с XIII века выехали из дома. Искусство кубачинских камнерезов восхищает. Кубачинский резной камень есть в коллекциях Лувра, музея Метрополитен, в итальянских музеях, в собрании Эрмитажа».
В Национальном музее Дагестана хранится уникальнейшая коллекция кубачинских рисунков-узоров и орнаментов. Кубачинские мастера не рисовали на бумаге, а будущий узор смело и сразу наносили штихелем на тело предмета, и только в 1920-1930-е годы первый советский исследователь промыслов Дагестана Евгений Шиллинг обратился к мастерам с просьбой зарисовать по памяти предмет или узор.
Каждый посетитель буквально соприкасается с искусством и культурой Кубачи, для многих гостей – это первое знакомство с древним аулом. Как говорится на сайте музея Востока, Кубачи – уникальное место в Дагестане и на Кавказе, известное как центр многих традиционных прикладных искусств, промыслов и творческой практики народных мастеров-ремесленников. О его замечательном искусстве и мастерах написано много книг, сняты фильмы, сделаны выставки. Но Кубачи – это не только искусство. Кубачи – это особый мир, люди и обычаи, формировавшиеся веками, начиная с даты появления аула на карте Дагестана в начале нашей эры и по сегодняшний день. Небольшое поселение, выросшее благодаря своим экономическим и культурным достижениям с VI по XV века в крупный город средневековья Зирехгеран — уже известный как Кубачи, представляет огромный интерес как платформа, породившая особый художественно-эстетический уклад небольшого по численности народа, определивший на века его занятия, образ жизни и характер. Зирехгеран–Кубачи – это ни на кого не похожие в Дагестане, в России быт, нравы, верования, традиции.
Один из экспонатов – традиционная вышивка.
Начало истории развития вышивки в Кубачи относится к XVII-XVIII векам. Вышивали в основном предметы одежды: головное покрывало, подзоры-полоски к ним, детское и свадебное чухта, войлочную обувь. Сегодня в основном вышивают кIазы, то есть большие платки. Кубачинские кIазы во все времена выделялись особой нарядностью. Обычно узоры вышивают по всему полю белого покрывала. И сегодня в знаменитом ауле маленьких горянок обучают искусству вышивания золотыми нитями. И в гардеробе у каждой кубачинки обязательно имеется несколько вышитых платков казов, на все случаи жизни. Носить «узорчатый» платок полагалось с 13–14 лет, сегодня уже с 15–16 лет, а до этого возраста завязывают обычные косынки. Раньше под платком носили головные уборы – чухта, полностью закрывающие волосы. Детские чухта вышивались золотой нитью. Узор состоял из нескольких рядов. В прошлом чухта кубачинской невесты вышивались золотыми или серебряными нитями. В повседневных же головных уборах вместо них использовались куски нарядной парчовой, бархатной или шелковой ткани. Покрывала с такими узорами остаются и сегодня важным элементом приданого невесты.
На выставке можно увидеть зарисовки инструментов златокузнецов, «живые» традиционные инструменты, зарисовки орнаментов, а также фотографии. Кубачинцы и сегодня продолжают следовать своим художественным традициям, а их творческое наследие приобретает современные, актуальные черты.
В одном из залов представлена галерея работ известных дагестанских художников: Мурада Халилова, Асият Кабукаевой, Магомеда Даудова, Джамили Шахбановой, Лейлы Изабакаровой и других. Небольшой раздел экспозиции посвящен современному искусству, работам известных дагестанских художников, посвященных Кубачи. Произведения станут еще одним маячком для более полного и широкого понимания кубачинцев – «народа одного аула».
Выставка проходит в Государственном музее Востока в Москве по адресу: Никитский бульвар, 12 «а» и продлится до 1 декабря.
Камила ГАСАНОВА