Канализационные источники проблем

География местности долгие годы спасала Махачкалу от периодических подтоплений. В периоды ливней дождевая вода благополучно уходила по склону в море, в том числе в те моменты, когда ливневая канализация не справлялась с объемами. Но в последние годы ситуация изменилась кардинально – даже предгорные возвышенности утопают в водах. Созданные местами еще 50 лет назад ливневки уже не справляются. В преддверии весенних ливней эта проблема начинает звучать особенно остро.

Об одной из причин мы уже говорили ранее – самовольные врезки хозяйственно-бытовой канализации в сточную систему увеличивают напор и объем воды, существенно ухудшая работу коллекторов. Но, по словам заместителя начальника УЖКХ Махачкалы Мурада Абдуллаева, это всего лишь капля в море причин водяных затоплений столицы. Суть же проблемы куда более глобальна и многофакторна.

– Мурад Абдулмуминович, реконструкция улицы Коркмасова продемонстрировала полнейшую халатность, безграмотность и даже беззаконие со стороны коммерсантов и застройщиков, пользовавшихся попустительством властей в прежние годы. Ведь даже с учетом наличия на данном участке полноценной хозяйственно-бытовой канализации были обнаружены врезки в систему ливневого водоотведения. С чем это связано? Почему люди игнорируют нормы пользования коммунальной системой?

– На улице Коркмасова расположена ливневая канализация диаметром 1000 мм, длиной около 2200 метров. Проходит она от парка им. Ленинского Комсомола до улицы Батырая. В принципе, для существующих объемов стоков на этой территории, если не учитывать сам износ, данной системы водоотведения вполне достаточно. Но по факту, когда трубы вскрыли, обнаружили много врезок от различных частных объектов.

– То есть не всегда даже удавалось определить источник проблемы?

– Именно. Учитывая специфику: копать под землей, дабы принципиально обнаружить, откуда протянуты данные врезанные трубы, забыв про основные реконструктивные работы – невозможно. Но, конечно, по характеру врезок можно определить источник. По запаху сразу понятно – это фекальные сливы или же ливневые. С подобными вмешательствами в систему дождевого водоотведения мы сталкивались по всей площади раскопок.

– Что с ними делали? Пришлось отрезать, перезакладывая в хозяйственно-бытовую канализационную систему, либо же просто заизолировали источники сбросов?

– Конечно, пришлось перекладывать эти трубы. Постоянно при этом присутствовал представитель ОАО «Махачкалаводоканал». В каждом случае определяли характер трубы, после чего переподключали ее.

 

САНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО

– А вообще с чем связано такое халатное вмешательство в ливневую систему? Почему те же застройщики или коммерсанты не доводят свои трубы до полноценной канализации? В чем проблема, если рядом располагается хозбытовая сточная система? Чем люди мотивируют свои хаотичные врезки?

– Таких непосредственных переговоров с владельцами труб у нас не было, поэтому я не могу вам дать какую-либо определенную информацию по данному поводу. Но ситуация по городу в общем-то одинаковая, имеющая определенную тенденцию: куда проще, куда ближе, туда и врезают сливы для жидких бытовых отходов. И такая картина неизбежна, когда врезается каждый по своему усмотрению и без согласования с профильными службами.

 

Люди по сей день исходят из наплевательской позиции собственного удобства – где ближе, где тянуть короче, там и врезаются в ближайшую трубу, и неважно, для чего она предназначена.

 

Тут уже речь идет о санитарной культуре, которая, к сожалению, у наших граждан оставляет желать лучшего. Хочу отметить, что в последние годы, когда огромное количество людей интенсивно переселяются в Махачкалу, а сама столица активно разрастается, проблема с ливневой канализацией значительно усугубилась. Здесь играют роль несколько факторов.

Во-первых, по мере того, как город разрастается, парковых зеленых зон, газонов и тротуаров становится все меньше. Все почвенные территории покрываются либо бетоном, либо асфальтом, либо же трансформируются в крыши домов. Соответственно, площадь поверхности почвы, которая поглощает дождевую воду, становится меньше. Коэффициент водопоглощения меняется. Представьте, что, к примеру, еще десять-пятнадцать лет назад на определенной местности было примерно пятьдесят процентов свободной почвы, которая принимала влагу, сегодня практически вся эта поверхность заасфальтирована. Даже в том же частном секторе, на дачных участках люди давно не практикуют агрономию и не занимаются садоводством, дворовые же территории также бетонируются либо покрываются плиткой. А воде нужно куда-то уходить.

Ну и проблема, конечно, в том, что все эти годы, несмотря на интенсивную застройку, параллельно не велось никаких работ по строительству новых сетей ливневой канализации. Старую же эксплуатировали, что называется, «до победного конца».

 

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

– И каково сегодняшнее состояние ливневой канализации города?

– В результате работ мы обнаруживаем очень много просадок, врезок, заторов. Текущим содержанием непосредственно занимается предприятие МБУ «Махачкала-1». Насколько я знаю, у них сформированы четыре бригады, которые в период дождей выезжают на самые проблемные участки. Так что при соответствующем техническом обслуживании ливневка работает. Но объем дождевых вод значительно увеличился. Это первое.

Второй момент заключается в том, что в былые времена вода не скапливалась, а утекала по уклону города в самое море. Но сегодняшняя урбанизация, скученность застроек не дает ей так же свободно уходить. Плюс картину ухудшает и сам состав воды из-за густонаселенности городских территорий. Стоки стали более агрессивными, загрязненными. Тут вносят свою лепту новые предприятия, выхлопы машин; применяется большое количество моющих средств, различных химических реагентов. На каждом шагу мы видим автомойки. Вся используемая ими вода в итоге уходит в ливневую систему. Сбрасывать такую жидкость в открытые водоемы определенно нельзя. Необходима установка очистных сооружений для такой ливневой канализации.

Также нужно подчеркнуть бурное развитие и строительство новых дорог. По идее каждая дорога должна сопровождаться ливневой канализацией. У нас же это соотношение не соблюдается. На нашем балансе около 64 км ливневой канализации, а неоснащенных дорог больше в десятки раз. Соответственно, когда воде некуда уходить, она начинает произвольно растекаться по улице либо застаиваться.

 

Мы еще поднимем вопрос о том, каким образом удалось оформить право-устанавливающие документы на территорию, находящуюся прямо под высоковольтной линией электропередачи.

 

Третий аспект связан с работой «Махачкалаводоканала», чьи сети, предназначенные для отвода хозяйственно-бытовой воды, во многих местах соединены с системой ливневой канализации. Так как население и юридические лица активно эксплуатируют ливневую канализацию не по назначению, нагрузка на нее возрастает. Тем более что на хозбытовые отходы она вовсе не рассчитана. Но люди по сей день исходят из наплевательской позиции собственного удобства – где ближе, где тянуть короче, там и врезаются в ближайшую трубу, и неважно, для чего она предназначена. Никого при этом не волнует ни состав воды, ни устройство самой системы водоотведения, ни тот факт, что такие стоки необходимо первично очищать.

И тут опять-таки мы уходим в пространные размышления о том, что необходимо проектировать и водоочистные сооружения, а под них нужна земля, притом со значительной зоной отчуждения. Учитывая, что свободной земельной территории в городе практически не осталось, это серьезная проблема. Особенно вблизи каких-либо водоемов.

Так у нас по городу протекает река Черкес-озень (ее еще в народе именуют Талгинка), река Тарнаирка, канал имени Октябрьской революции (КОР) протяженностью более тридцати километров, а также есть печально известное озеро Ак-Гель, которое благодаря интенсивному и безрассудному загрязнению практически превратилось в стоячее болото. Ну и есть прекрасный берег моря. И везде на водных объектах наблюдаются эти хаотические стоки хозяйственно-бытовой канализации.

На сегодняшний день Администрация Махачкалы проводит большую работу в данной сфере. В постоянном режиме проводится чистка проблемных локаций на названных водных объектах, локальные ремонтные работы. По программе «Обеспечения развития и реализации городским округом с внутригородским делением “город Махачкала” функций столицы Республики Дагестан» в 2021 году городу выделено на проектирование ливневой канализации города 59,5 млн руб. Это в общем-то хорошие деньги для столицы. На 2022-2023 годы по этой программе на строительство и реконструкцию сети ливневой канализации предусмотрено выделение около 400 млн руб.

 

ТРИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

– Ну, то есть у нас имеется перспектива?

– Перспектива есть. В прошлом году при доведении средств на разработку проекта был объявлен конкурс. В результате одна проектная организация вышла на этот конкурс, выиграла его и выполнила проект. Он уже готов. В общем-то он неплохой. Да, имеется ряд замечаний и необходимы некоторые доработки, но они уже производятся. При обеспечении финансирования строительно-монтажных работ ситуация изменится в лучшую сторону. Но пока проблемы налицо. В начале 2021 года было зафиксировано 28 локаций со значительными подтоплениями, по которым постоянно поступали жалобы. На сегодняшний день таких локаций уже около сорока.

– Это преимущественно центр или пригороды?

– В разнобой, системы нет. В основном самая печальная ситуация все-таки в пригородах. Но тут речь идет преимущественно о жилых районах и домах, которые застраивались без какого-либо планирования. Это территории бывших садоводческих товариществ, которые примыкают к городу: поселки Ватан, Семендер, улицы им. Булача, Бейбулатова, Каммаева, Эльзы Ибрагимовой, проспект Акушинского и другие.

Да и сама базовая часть ливневой системы построена очень давно; у нее наблюдается сильнейший амортизационный износ. Это примерно 70-80-е годы постройки. В некоторых местах трубу трогать даже опасно. Все буквально разрушается при соприкосновении – металл устал, бетон рассыпается.

Вот три фундаментальные проблемы города – острая нехватка существующих сетей ливневой канализации, большой амортизационный износ существующих сетей (построены в 70-80-е годы прошлого века) и массовые самовольные подключения в сеть ливневой канализации хозяйственно-бытовых стоков физических и юридических лиц, что подтверждается при обследовании сетей в сухую погоду.

 

ПЛАНЫ

– Но раз уж мы перешли к оптимистичной части – к планам реконструкции и закладки новой ливневой канализации – когда и примерно за какое время будет реализован такой проект?

– Повторюсь, около четырехсот миллионов на строительно-монтажные работы заложены на период 2022-2023 годов. Вероятнее всего, они пойдут на реконструкцию уже существующих сетей, их капитальный ремонт и замену.

– А что касательно новых участков, пригородных территорий, интенсивно застраиваемых районов?

– На строительство новых сетей, скорее всего, этих денег недостаточно. Мы будем заявлять о дополнительном финансировании по различным программам.

– Плачевная ситуация и в предгорных микрорайонах – те же улицы в сторону Сепараторного – вроде предгорная местность, а вода упрямо стоит и не уходит.

– Тут нужно отметить, что свою злую шутку сыграла и природа: географическая специфика нашей местности – это с одной стороны сплошные горы, с другой – море. И все улицы, проходящие параллельно берегу моря (грубо говоря, параллельно), выполняют своеобразную роль «дамбы». Как наглядный пример – есть железная дорога, которая проходит по всему городу. Она играет роль той же дамбы. И именно она во многих местах провоцирует подтопления. Например, по улицам Мирзабекова, Железнодорожной, в поселке Новый Кяхулай. Аналогичная ситуация и с шоссе «Махачкала – Аэропорт» в Ленинском районе города. И существующие тоннели, которые изначально были приспособлены для протока атмосферных осадков, постепенно засоряются – заиливаются, застаиваются – и этого объема не хватает.

– И опять-таки нужно технически обслуживать…

– Это, во-первых. Во-вторых, необходимо ее доводить до ума, достраивать, принимая какие-то технологические конструкционные решения. Может быть, добавлять проколы, обеспечивать принудительную откачку воды и так далее.

– А вообще сегодня подобная работа ведется?

– Да. Текущее обслуживание, конечно, производится. В проливные дожди работники МБУ «Махачкала-1» самоотверженно трудятся, стоя по колено в воде. Но опять-таки, чтобы ливневая система заработала эффективно, необходимы кардинальные меры. На сегодняшний день во многих других городах изначально создается электронная 3D-модель системы водоотведения. То есть в программу забивают все геодезические данные – площадь, рельеф; количество потребителей и так далее. Вся эта информация обрабатывается, а электронная модель демонстрирует при какой интенсивности дождя в каком месте возникнет риск подтопления. Это позволяет заранее планировать строительство и принимать иные меры. Но это весьма дорогостоящая работа.

 

«ВАТАН»

– Вы сегодня встречались с застройщиками микрорайона «Ватан». Каково положение дел в этой части города? Есть ли проблема с ливневой системой?

– В данном микрорайоне на улице Кулиева систематически возникает проблема подтопления во время ливневых дождей. В той местности разрабатывается и планируется масштабное строительство многоквартирных домов. Но и попутно возникает вопрос водоотведения и хозяйственно-бытовой канализации. Застройщик планирует произвести врезку в существующую трубу ОАО «Махачкалаводоканал». Организация, в свою очередь, дает добро, выдала официальные технические условия на присоединение к трубе диаметром 400 мм – по их расчетам, она должна спокойно принимать отходы.

Но параллельно возникает иная проблема – нет ливневой канализации, а застройщики в эту же трубу направляют дождевую воду. В период дождей она разливается, вытекает, собственно, создавая типичную уже для всего города проблему. Реки текут по улицам, собираясь в низинах, которые представляют собой некоторые дворы.

Местные жильцы с нами активно спорят, утверждая, что данная хозяйственно-бытовая канализационная труба не выдержит таких нагрузок. Мы, в свою очередь, терпеливо объясняем, что это совершенно разные виды сетей и содержание их выполняется по-разному. На данный момент у нас нет возможности построить ливневую канализацию в этом районе, плюс нет подходящей точки сброса воды. В свое время на этой улице вода уходила самотеком по рельефу, однако позже появились строения сомнительного характера. Таких объектов два: одно расположено прямо под высоковольтной линией электропередачи. Жильцы отмечают, что именно после постройки этого дома начались проблемы. Каким образом им удалось оформить документы на данный участок, а позже еще и перегородить его – необходимо разобраться. Но местные жители отмечают, что ранее уже обращались с жалобами. На какое-то время строительство прекращалось, затем у застройщиков появились документы, и они застроили свободный участок земли между двумя улицами. После ограждения и поднятия данного участка воде стало некуда уходить, что и спровоцировало систематические подтопления.

Конечно, свободный сток воды – это временное решение, не отменяющее необходимость строительства ливневой канализации. Но такая альтернатива работала. Мы еще поднимем вопрос о том, каким образом удалось оформить правоустанавливающие документы на территорию, находящуюся прямо под высоковольтной линией электропередачи. Будем предлагать соответствующим городским службам проработать вопрос расчистки этого коридора. По крайней мере, это скорейшее решение.

 

ИТОГИ

– Подводя итоги: какие срочные технические меры проводятся в данных почти экстремальных условиях?

– Мы проводим поэтапное обследование существующих сетей на предмет их состояния, но не получается так скоро и глобально это все выполнить.

– А в чем проблема? Нехватка кадров? Малое количество инспекторов?

– Нехватка людских ресурсов. Необходимо не просто собрать команду. Это должны быть компетентные специалисты, а также технические работники. Такая группа у нас есть, но, честно говоря, работа идет тяжело. Также мы привлекаем для сотрудничества подрядные организации – они же нам по мере необходимости помогают с техникой. В общем, по возможности стараемся проблемы решать.

– А в глобальном смысле в перспективе на ваш экспертный взгляд – проблема с затоплением Махачкалы решаема?

– Решаема. Но все исключительно упирается в финансирование. Сама же задача абсолютно ясна и выполнима. Будем для этих целей заявляться в программы и выбивать финансирование.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам