«Саба Меседо»: в шекспировском стиле, только на аварском

Аварский театр этой весной показал новый спектакль по пьесе народного поэта Дагестана Абасил Магомеда «Саба Меседо» в постановке художественного руководителя театра Магомедарипа Сурхатилова. Три премьерных показа исторической трагидрамы прошли с аншлагом, а среди зрителей можно было видеть немало почетных гостей.

 

ПРЕДАНИЕ, ЖИВУЩЕЕ В ПАМЯТИ НАРОДА

События происходят во второй половине ХV века в Хунзахе, в центре внимания – семья аварского нуцала Андуника. Дочка правителя Аваристана Саба Меседо, вопреки веками сложившимся адатам, влюбляется в придворного раба-художника Баланура, которого купили за деньги в качестве прислуги. Это был невиданный и неслыханный ранее позор, вызов отцу, его чести, который в жестокий век смывался только кровью.

Саба, несмотря на многочисленные уговоры матери, не отказывается от своей любви. Отцу показалось малым простое убийство дочери – он решил так наказать ее, чтобы аварцы помнили об этом столетиями. И говорили, и писали, и обсуждали. Предание с драматичной развязкой до сих пор живо в народной памяти и теперь обрело сценические формы.

В аннотации к спектаклю на сайте Аварского театра Абасил Магомеда называют лучшим аварским драматургом. А директор театра, писатель и журналист Магомед Бисавалиев вспоминает: он, впечатленный красивой поэтической речью «Саба Меседо» – «это в стиле Шекспира, только на аварском», с конца 1990-х годов просил каждого директора и главного режиссера Аварского театра поставить на сцене спектакль по этой пьесе. Одни отвечали, что была такая попытка в советские годы, но не увенчалась успехом, другие говорили, что это слишком сложно для сцены и потребует больших расходов на декорации и костюмы ханского окружения. В октябре 2021 года Бисавалиев сам возглавил театр и решил непременно осуществить свою идею.

«Как только меня назначили директором театра, я первым делом пригласил художественного руководителя Магомедарипа Сурхатилова и озадачил его драмой «Саба Меседо». Он не мог влюбиться, как я, в аварскую поэзию драмы, ибо язык поэзии сложен, хотя на бытовом уровне он знает аварский язык. С точки зрения драматургии он посчитал пьесу слабой. Возможно, он прав, но я настоял на постановке, зная, как это будет воспринято аварцами, ибо у большинства очень трепетное отношение к языку и истории», – рассказывает Бисавалиев.

Началась длинная, рутинная работа. Привлекались художники, стилисты, историки, этнографы, литераторы, фольклористы, сценографы. Собрали качественные декорации и дорогие костюмы.

«Постановка не заканчивалась, я нервничал, актеры уставали, жаловались, ибо не привыкли работать раньше в таком ритме», – вспоминает директор театра.

 

АРХАИЧНЫЙ ЯЗЫК, ЧЕКАННЫЙ СЛОГ

Кропотливая работа по постановке спектакля, длившаяся около года, наконец, завершилась, и Аварский театр назначил премьеру на 20 марта. Зрители раскупили все билеты, несмотря на то, что в связи с высокими расходами цену пришлось поднять в два раза.

Среди первых зрителей была министр культуры Дагестана Зарема Бутаева. Вот что она написала в своем телеграм-канале после просмотра: «Поэтика драматургии спектакля, архаичный, классический аварский язык, чеканный слог, аллитерация, эмоции, чувства и страсти, выраженные в замечательной актерской игре, драматизм сюжета в шекспировском стиле, костюмы, декорации, режиссура стали залогом успеха новой постановки».

Второй показ состоялся 26 марта, и снова аншлаг. Почетными гостями стали первый президент Дагестана Муху Алиев, которого зал стоя приветствовал долгими аплодисментами и исполняющий обязанности главы Махачкалы Ризван Газимагомедов, которого зритель также тепло встретил. После спектакля Муху Гимбатович и Ризван Казимович зашли в гримерку к артистам, чтобы лично выразить восхищение увиденным.

«Еще раз я восхитился творчеством Абасил Магомеда, это изумительный поэт, изумительный мастер, – поделился впечатлениями первый президент республики. – Расул Гамзатович не напрасно говорил, что трудно найти человека, который так же хорошо знает аварский язык как он. Владение словом очень важно в поэзии, литературе».

Также Муху Гимбатович шутливо сравнил зрителей, прежних и сегодняшних: «Я несколько поколений артистов Аварского театра знаю, видел. То поколение было интересно по-своему. Тогда и зрители были совсем другие. Раньше, кто был с билетами, на улице оставался, а кто без билетов раньше заходил, тот место и занимал (смеется). А теперь не было шума, гама, культурная, интеллигентная аудитория».

Под впечатлением от увиденного остался и мэр Махачкалы.

«Я получил глубокое удовлетворение. Такой великолепный ансамбль артистов, и музыка эпическая подобрана, декорации очень красивые. Все это говорит о возросшем мастерстве, возросшем уровне Аварского театра», – поделился Газимагомедов.

 

«СТАЛО СОБЫТИЕМ»

Зрительский интерес не угас и к третьему премьерному показу, который состоялся 28 апреля – вновь полный зал. Бисавалиев отмечает: такой повышенный интерес к Аварскому театру наблюдается впервые со времен Советов. Причем, приходят не только аварцы – представители других национальностей могут воспользоваться наушником синхронного перевода.

«Премьеры и постановки бывают, но не каждая постановка становится событием. А то, что «Саба Меседо» стала событием, уже свершившийся факт», – говорит Бисавалиев.

Руководитель театра признается: перед премьерным показом очень боялся, что изношенная аппаратура и плохой звук подведут. До начала спектакля он поднялся на сцену и попросил зрителей соблюдать тишину во время показа, ибо перед ними развернется тяжелая драма, требующая максимального внимания и концентрации.

«На удивление хорошо сработал звук, и в зале оказалось 600 умных, внимательных зрителей, которые ловили каждое слово, дыхание, паузу, эмоции, игру актеров. Спектакль удался, в конце благодарный зритель более 5 минут стоя аплодировал постановке и не отпускал со сцены актеров», – рассказывает директор театра.

Он отмечает: учреждение нуждается в капитальном ремонте, новом техническом оснащении, улучшении качества звука и света. Правительство республики обещает помочь.

«Мы пишем, просим, ходатайствуем, ходим и обиваем пороги высоких кабинетов. Обещают, мы верим тому, что обещают. Надеюсь, в этом году дело сдвинется с мертвой точки. Первый вице-премьер Руслан Алиев обещает заложить часть средств на ремонт зала во втором полугодии текущего года», – рассказал Бисавалиев.

Следующий показ спектакля «Саба Меседо» на сцене Аварского театра состоится в конце весны – 27 мая.

Магомед МАГОМЕДОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с жильцами одного из многоквартирных домов города

7 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова провел встречу с жильцами многоквартирного дома №...

Мэр Махачкалы встретился с управляющим ВТБ в СКФО, а также генеральным директором ООО «Дагестан СтеклоТара» и ООО «Каспийский завод стекловолокна»

7 июня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провел встречу с управляющим ВТБ в СКФО – вице-президентом банка Александром Дыренко...

ПСБ и Министерство спорта России договорились развивать спортивную инфраструктуру России

ПСБ и Минспорта в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на комплексное содействие развитию...

Для общественного транспорта Махачкалы предоставят более 60 автобусов

Республика Дагестан до конца года получит более 60 новых автобусов для общественного транспорта Махачкалы. Расширение сотрудничества республики и ПАО...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ»

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ». Вместе со своим заместителем Османом Османовым градоначальник осмотрел помещения...

Запускается цифровизация контроля за поставками газа

МегаФон предложит технические решения по передаче данных на общефедеральном уровне для нужд «Газпром межрегионгаз» — крупнейшего поставщика природного газа...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам