Чье-то сердце в горах, а чье-то – в театре

В первых числах ноября на сцене Тетра поэзии в Махачкале вышла премьера – спектакль «В горах мое сердце», поставленный по мотивам произведений Расула Гамзатова «В горах мое сердце» и «Горянка». На сцене выступили как уже признанные артисты, так и начинающие театральные исполнители. Позволим себе небольшой спойлер: премьера удалась! С удивительной самобытностью, которая, похоже, станет визитной карточкой Театра поэзии, актеры и режиссеры смогли передать настроения и целой эпохи, и каждого персонажа поэмы.

Справедливости ради нужно отметить, что сам гениальный перевод Якова Абрамовича Козловского сделал произведение очень мелодичным, ритмичным и удивительно организованным. При этом сохранилась атмосферность высокогорного Дагестана той эпохи в чисто гамзатовской манере передачи: тут вам и адаты, и столкновение с новой цивилизацией, и противоречие, заставляющее девушку из сугубо патриархальной среды принимать сложные судьбоносные решения.

В основе поэмы – история юной девушки Асият, воспротивившейся воле родителей, аульского джамаата и адатов. Героиня отказывается выходить замуж за нелюбимого, кому была сосватана с раннего детства. Она уезжает в город на учебу, встречает свою любовь. Драматическая развязка и коварная месть опозоренного отказом «жениха» создает препятствия счастью влюбленных.

На протяжении развития сценария невольно восхищаешься характером главной героини, понимаешь – вот образ первых «железных леди» Дагестана – тех самых, не побоявшихся пойти наперекор, сильных, независимых женщин со стержнем, волей и характером. С одной стороны, это история, которая с завидным упорством и регулярностью повторяется почти в каждом дагестанском тухуме из поколения в поколение, с другой – это та самая непосредственность и искренность, лишенная всякого двоемыслия и ханжества.

Расул Гамзатов был на голову впереди многих своих современников-земляков. Это менталитет настоящего коммуниста, который ставит равенство общества выше патриархальных и местами изживших себя адатов. Даже сегодня, наблюдая за сценарием, ощущаешь, как он, передовой и современный, сочувствует женщине гор из-за того, что она фактически лишена права выбора собственного пути и судьбы; как он болеет за нее, как хочет и желает ей счастья.

Сама Асият – где же черпает она в себе силы, чтобы пойти против общества, да еще и такого жесткого, закрытого; где порицание развито сильнее поддержки, где сплетни слышишь чаще, нежели слова сострадания и сочувствия. Может быть, ее дилемму разрешила ее школьная учительница – Вера Васильевна? Потомственная интеллигентка с московского Арбата приободряет сбитую с толку ученицу. Но разве достаточно силы этого слова против тысячи наветов и осуждений в чужих речах? Вся история становления Асият – это хороший урок и для современной девушки, это настоящее пособие того, как можно и нужно противостоять травле, если горе коснулось лично.

Хочется отметить еще одну потрясающую героиню – Хадижат – мать Асият. Возможно, эта героиня могла слегка затеряться или примелькаться на фоне харизматичной дочери, но артистка Фатима Зурутова так искренне вжилась в эту роль, что просто не оставила для этого ни единого шанса! Трагедия матери – эмоционально живая, но при этом зрелая. Это роль не модной старлетки, но актрисы, которая всей душой умеет чувствовать горе. Не боится столкнуться с горем. Видно, что артистка пережила эту печаль так же, как ее переживала бы сама Хадижат. У Фатимы Зурутовой чувствуется мощный потенциал, по праву заслуживающий ведущих ролей.

Игра актеров сама по себе живая, очень искренняя, очень чувственная; здесь всего хватает – и экспрессии, и радости, и трагизма… Главной героине хочется дать немного поддержки: исполняя такую волевую роль, важно и в самой себе взращивать металл. Асият (Асият Айгунова), на мой взгляд, справилась с ролью «Белого Лебедя», но где же тот самый «Черный Лебедь»? Возможно, это связано с тем, что молодая артистка еще находится в творческом поиске и подбирает образы, но хочется видеть в Асият немного меньше тревоги, немного больше роковизны, эдакого бунтарства.

Но Асият Айгунова приняла на себя ответственную и сложную роль, и уже только этот факт заслуживает воскликнуть ей, молодой и хрупкой девушке, уверенное «Браво!».

Безусловным хедлайнером, «гвоздем программы» становится даже не сам отвергнутый жених Осман, а тот характер, которым его одарил артист Руслан Ларин. Он не просто сыграл негодяя – он позволил, разрешил себе «быть негодяем» на сцене. Можно сказать, что Руслану Ларину «хватило наглости» с абсолютной отдачей изобразить полнейшее бесчестие. Пожалуй, это даже не наглость – это настоящее геройство в случае, когда того требует актерская роль и зависит судьба целого спектакля. Если не знать от знакомых с артистом лично, что он на самом деле очень хороший человек, его можно искренне и по-настоящему возненавидеть за такое непозволительно блестящее сценическое злодейство.

Роль Юсупа – возлюбленного Асият – досталась Мусе Магомаеву. Молодой актер обладает магнетической привлекательностью и обаянием, статью и молодецкой красотой – эта роль принадлежит ему по праву. Характерная энергетика и внешность Магомаева очень органична для роли молодого благородного возлюбленного.

Поражает творческий энтузиазм и вдохновение, с которым играют ребята. Они все живые, молодые, активные, горячие, с горящими сердцами и глазами. Они не устали от сцены, не выгорели; им не надоело стараться, они на высоком творческом подъеме. Этот энергетизм наэлектризовывает все пространство, не давая зрителю расслабиться ни на секунду.

Сами декорации минималистичны – видимо, веяние современности. Этот минимализм еще больше играет на руку актерскому составу – веревочный занавес под действием игры метафорично превращается то в процесс ковроткачества, то затягивается узлом на шее юной Асият.

Наблюдая за игрой, нужно честно признать – никто не сфальшивил, никто не схалтурил и каждый с достоинством и вдохновением перехватывал инициативу, как только наступал час его прямой речи.

Спектакль получил массу положительных откликов и вошел в репертуар Театра поэзии. Следующие показы планируются уже на декабрь, и, на мой взгляд, могут стать прекрасным романтическим предновогодним подарком или приятным времяпровождением с родными.

А мы искренне благодарим авторов сценария – заслуженных деятелей искусств РД Аризу Батырову и Изумруд Алиеву, которая также является режиссером-постановщиком, хотим отметить вклад художника-постановщика Рены Гасановой и режиссеров по звуку и свету Али Магомедова, Ахмеда Архиллаева и Вали Абдулаева, а также автора идеи Казбека Алиева за такое эмоциональное и поучительное зрелище. Наши сердца остались в вашем театре!

Хотим напомнить, что свои роли исполнили: Асият – Асият Айгунова, Али – Адилхан Балагаев, Хадижат – Фатима Зурутова, Вера Васильевна – Джамиля Закарьяева, Осман – Руслан Ларин, Юсуп Муса Магомаев, Супойнат – Хазина Ибрагимова, Ажай – Марина Шахназарова, ШахриМисиду Ибрагимова. В массовых сценах приняли участие сотрудник Театра поэзии, начинающий деятель искусств Магомед Мусаев и юные талантливые студенты актерского отделения ДККиИ: Камила Гаджиева, Милана Ахмедова, Фатима Магомедова, Лейла Исмаилова.

P.S. Редакция «Махачкалинских известий» желает вам новых творческих успехов и как можно больше внимания от благодарного зрителя!

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Возбуждено уголовное дело по факту ДТП со смертельным исходом в Дагестане

Следственный комитет по Дагестану возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающим требованиям безопасности, по факту аварии,...

«Солар»: число DDoS-атак на Южный федеральный округ России в 2024 году выросло в 2,5 раза

По данным экспертов ГК «Солар», архитектора комплексной кибербезопасности, общее количество DDoS-атак на организации в Южном федеральном округе России выросло...

Жителям одного из домов Махачкалы завысили оплату за электричество на 11 млн рублей

Жителям одного из домов Махачкалы сделали перерасчет за  электроснабжение на сумму более 11 миллионов рублей. Госжилинспекция РД провела проверку по...

Суд признал пятиэтажное строение в центре Махачкалы самовольной постройкой

Верховный суд Дагестана удовлетворил иск о признании возведенного в центре Махачкалы пятиэтажного каркаса самовольной постройкой. Обязанности по сносу железобетонного...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана бегом занимаются 13% местных жителей

Беговой сезон в России обычно стартует ранней весной. Однако, согласно исследованию сети клиник «Будь здоров» и страховой компании «Ингосстрах»,...

Аналитики Yota: В Дагестане наблюдается более чем 80% рост спроса на онлайн-психологов

В 2024 году мобильный интернет-трафик на психологические онлайн-сервисы увеличился на 116%, а посещаемость таких платформ возросла на 58%. Эти...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам