Немного лирики в повседневность

Мы уже рассказывали о проектах, которые разрабатываются молодыми творческими деятелями нашего города – одним из таких является поэтический семинар им. Магомеда Ахмедова. Сегодня ребята не только выходят на сцену, но и несут свое творчество в массы. Так, 23 ноября в стенах художественно-графического факультета Педуниверситета прошел поэтический вечер, в ходе которого выступили постоянные участницы объединения – Регина Гаджибалаева и Фатима Мутаева. Поэтессы представили два разных направления – ирония и любовная лирика. Вечер прошел в уютной камерной обстановке и получил много положительных отзывов у аудитории. Так руководство объединения пытается привнести немного лирики в повседневность студенческой жизни.

Важно отметить, что Регина Гаджибалаева также является нашей коллегой и сотрудницей газеты «Махачкалинские известия». Такая ипостась журналиста стала некоторым открытием для редакции. Мы решили узнать у нее, как выглядит путь современного поэта – в чем он сложнее, а в чем – проще.

 

«Я ПИШУ, ПОТОМУ ЧТО МНЕ НЕ РАЗРЕШАЮТ БРОСАТЬ»

– Регина, я, честно говоря, даже не знала, что ты пишешь стихи. Видела иногда что-то на твоей стене в соцсети, но думала, что это репосты чужих произведений.

– Ну, иногда и, правда, репосты, но, кстати, очень редко. Я довольно продуктивна «в моменте», как сейчас модно говорить. К примеру, в течение этого года уже создано двадцать пять новых произведений.

– И что это – лирика, драма, символистика?

– Бывает, конечно, и лирика, но с годами ее все меньше. Придется ее из себя буквально «выдавливать» (смеется). Ну, давайте будем честными: любовная поэзия – это несколько «гормональный» продукт. Она должна писаться на эмоции трагизма, обиды, истерики, ощущения некоторой покинутости. Ну кто-то наоборот – пишет, когда влюблен счастливо. Но это реже. И так получается, что с возрастом гормоны утихают, юношеский максимализм отступает; тут бы и рад написать нечто эмоциональное, но настроение уже не то, и душевный порыв затихает. Кстати, именно по такой причине многие пишут по молодости и достаточно талантливо, но с приходом зрелости навсегда забрасывают увлечение.

Но ты не забросила?

– Я пыталась. Неоднократно. Если, к примеру, начала я где-то ближе к шестнадцати годам, то первый творческий пик пришелся на 22 года. Так совпало: было время личной драмы. Тогда стихи помогли вместо тысячи психологов. Дневники я вести не любила, а вот так – сесть и выплеснуть – получалось неплохо. Но после окончания университета мне пришлось очень много работать. На самом деле, становление журналиста – очень хлопотный процесс. Я ни в коем случае не обесцениваю труды иных специальностей, но журналистика – она тебя максимально быстро профессионально деформирует.

Как ты это ощутила?

– Появился характерный цинизм. Очень быстро появился. Выработался в считанные годы, плюс я еще и трудоголик, как теперь понимаю. Если голова занята проектами, то я вся становлюсь как ЭВМ – тут не до творческих самокопаний. В общем, период становления в профессии напрочь сбил с меня эту лирическую пыль. Я уже думала, все. Ушла из поэзии, как из большого спорта, плюс мне не всегда нравился тот вайб, что излучают некоторые взрослые поэтессы – они иногда немного походят на карикатуры. Я стала бояться превратиться с возрастом в одну из них.

А потом все вокруг – друзья из соцсетей, соседи, знакомые, подруги, родственники – они не просто сожалели, что я забросила стихосложение, они прямо-таки заставляли садиться и писать новое. Так я начала складывать рассказы в стихах и басни. Мне до сих пор кажется, что это интереснее, чем любовная лирика, которая, как я вижу, очень подобно и переживается, и укладывается на бумажный лист у самых разных авторов. Мне такое скучно.

Потом, видимо, опять-таки в силу профессионального цинизма меня потянуло на иронию. Это как будто форма бунтарского протеста – мне ужасно не нравится, когда творческие люди пытаются изобразить недоступность и неприступность, или делают вид, что «творчество не для всех». А вы введите в произведение шутку, разбавьте легкой просторечностью, и аудитория заинтересуется! Народ не читает, потому что написано скучно, непонятно, символично, душно даже… я сама такое не читаю. Все гениальное просто – возьмите хоть Пушкина, хоть Есенина, хоть Гамзатова. Там все искренне, поэтому живо и актуально по сей день. Меняются декорации, а эмоции – они все те же, чем жили наши предки и чем будут жить наши потомки. На мой взгляд, символизмами, тяжелыми рифмами или игрой высокопарных слов писатель занят лишь тогда, когда контентной наполненности откровенно не достает. А мне нравится писать легко и искренне. Вот я зачитала на вечере свою подборку – ребята не просто похлопали, но и рассмеялись. Одно дело – вежливые аплодисменты, другое – искренний смех. Разве не здорово быть услышанной такой молодой аудиторией? В общем, я немного бунтарка – нравится писать высоким слогом, а потом под конец «жечь» просторечным глаголом.

 

«ПИШУ НЕ В СТОЛ – УЖЕ УСПЕХ»

Ты уже выпустила собственный сборник?

– Пока нет. Я, к стыду своему, даже не совсем представляю, как это делается. Вот так: сама давно книжный редактор, писатель, поэт, а издательское дело для меня темный лес. Возможно, когда у меня подберется масштабный кейс, где каждой работой я смогу гордиться, займусь-таки воплощением своего авторского чтива. А пока – пишу не в стол – уже успех.

Хотя, конечно, опять-таки все вокруг на меня давят. Я же говорю – я бы писала себе и писала – в интернете, к примеру, в соцсетях – чисто для развлечения. Но все вокруг постоянно ждут и требуют от меня большего. Поэтому рано или поздно выйдет и сборник.

Значит, это прожект. А что по проектам? Что бы ты сама хотела, как видишь свое дальнейшее творческое развитие?

– Ну, во-первых, очень хочу выйти на сцену Театра поэзии и выступить в своем собственном сольнике. Во-вторых, очень хочется написать хорошее произведение в стихах. Но есть много «но». Поэзия – это как тяжелый парфюм, как сильная специя – ее должно быть понемногу, по чуть-чуть. От нее быстро устаешь. Проза вас не угнетает – вы листаете страницу за страницей и поглощаете незаметно для себя интересное произведение. Стихотворчество сложнее. Нужен легкий слог и очень интересная идея, чтобы захватить внимание читателя. Я всегда вспоминаю Александра Пушкина с его «Русланом и Людмилой» или Леонида Филатова с его «Про Федота-стрельца удалого молодца». Вот такая динамика должна быть в поэзии, чтобы ни секунды, ни единого лишнего слова не отвлекло читающего от произведения; чтобы было не оторваться. Никакой воды, никакого стихоплетства, только события, события, события…

А скучная поэзия – это слишком непосильно тяжелое чтиво для нормального среднестатистического человека. Плюс нужно учитывать веяние эпохи: мы привыкли либо к очень короткой информации с кликбейтными заголовками и наполнением, либо к невероятно интересному контенту, ради которого можно-таки пожертвовать часом своего времени. От остального, с целью ресурсов, наш мозг отключается.

В общем, подход у тебя к творчеству тоже больше ремесленный, журналистский?

– Ну, конечно, профессия журналиста откладывает отпечаток, но и в общем облегчает понимание слововосприятия. И насчет ремесла – так каждое ремесло – это творчество, помноженное на опыт. Не зря ведь говорят, что «стабильность – признак мастерства». Стабильно качественный поэт – это действительно трудоспособный и очень творчески одаренный ремесленник, ничего в этом зазорного нет. Простите, что развенчиваю мифы.

– А как же то утверждение, что поэт – это тонко чувствующий человек, с особенной душевной организацией и обостренными эмоциями?

– Поначалу – возможно. Но никогда нельзя умалять человеческое упорство и трудоспособность. Потому что талантливых и подающих надежды среди нас очень много. Лишь единицы действительно реализуют свой врожденный потенциал, преодолев свою лень, стеснительность, отсутствие настроения или мотивации. Я скажу более того: большинство известных поэтов – это, в первую очередь, великие трудяги, а во вторую – таланты. Потому что трудоспособность помогает идти вперед там, где идея и вдохновение тебя оставили.

Где наполняешься идеями?

– Иногда читаю чужие стихи. Что-то нравится, что-то не очень… но заметила, что люблю современное творчество куда больше классического. Интернет предлагает странички массы талантливых авторов – и начинающих, и творчески состоявшихся. Хочу отметить поэтессу Солу Монову – кто-то скажет: «Фи, попса!», но интуитивно я чувствую, что она вкладывает в свои работы душу. Я люблю ее читать. У нее очень интересный слог и оригинальный способ подачи. У меня, кстати, тоже была такая страничка, но кто-то ее взломал, и группу снесли. К сожалению, часть работ бесследно утеряна. Это минус современной поэзии – запись на цифровиках грозит некоторыми потерями.

Возвращаясь ко вдохновению – конечно, и Маяковский, и Бродский, и любой другой поэт – каждый наполняет идеями. Вообще, писательство – это как вечная дискуссия – один сказал одно, второй, услышав через поколения или столетия, будто вступил в диалог, что-то ответил. Слово – оно живое, социальное, эмоциональное – оно не рождается без общества и рождается оно для общества. Это я вам и как журналист, и как поэт говорю.

 

 

А я за ним – в сибирские туманы.

Туда, где ели облюбили весь пустырь.

Я без него жить не смогу, не стану.

Коль скажет милый – я за ним в Сибирь!

 

Мне всех дороже его голос сильный,

Мне всех милей его укАзующий перст.

Пусть снимут по роману нашей жизни фильмы,

Пусть даже из не столько отдаленных мест.

 

Я ради милого – похлебку, щи без соли!

Уху, простую кашу, русский хлеб.

Омою каторжные раны, обезболю,

Я – продолжательница старых добрых скреп!

 

Я – лишь апостол мужа-«декабриста».

Он – мой Иисус, мой бог, мой плен.

Он – пацифист, против насилий и убийства,

Он – мой, а я его – мне перед ним не встать с колен!

 

Я не предам, не отступлю – я не Иуда!

Не терпит страсть позорников и трусов!

Я буду вечно за тобой, мое восьмое Чудо!

Я буду рядом, о мое Пришествие Иисуса!

 

…И ехала она за ним в сибирские морозы,

Где временами холоднее,

Чем на льдине айсберга,

И в том трагедия истории житейской прозы –

Собою баба испоганит даже каторгу!

 

* * *

РОМАНТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

История эта случилась не вчера,

Ей может восемь, может десять лет –

О том, как тяжело найти, как трудно потерять,

Я расскажу читателю так, как умею — как поэт.

 

Судьба их невзначай пересекла –

Он занят, как всегда, своей работой,

Она к нему за помощью пришла.

И тут, наверное, случилось между ними что-то.

 

А что это? Никто не сможет объяснить.

Мы бьемся, изучаем мирозданье,

Но все никак нам не распутать эту нить,

Никак не разгадать нам этой тайны.

 

Один лишь взгляд, один лишь вздох,

Одно простое, ничего не значащее слово,

И человек теперь наш бог,

Пусть даже нет в нем ничего такого…

 

Что-то подобное случилось в этот раз,

Два разбивавшихся уже когда-то сердца

От глупых слов, от неприятных фраз

Опять забились от желания согреться.

 

Банально, тривиально, – это жизнь.

Однажды, испытав обиду, разочарования и злобу,

Мы ищем вновь любовь — идиотизм.

И верим искренне в нее до гроба.

 

Вот так и закрутился их роман.

Она – студентка университета,

Он – перспективный лейтенант

Не пара вышла, а конфета.

 

Но вот всегда мешает это «но» –

Вставать с утра и до седьмого пота

Пахать как конь – жизнь не кино,

И чтобы выжить – нужно поработать.

 

Когда найти бы время на любовь,

Нет времени на телефонное общение.

И только разве вновь и вновь

Друг другу отправляют сообщения.

 

И каждый день какие-то дела,

И кажется, что завтра станет легче,

Но снова чем-то занята бывает голова,

И ляжет груз очередных проблем на плечи.

 

Он горд, тщеславен, хочет повышений,

Она мечтает сдать экзамены, окончить универ,

И вновь друг другу пишут сообщения

В них чувства, в них любовь не знает мер…

 

И иногда их телефонное общение

Накроет, будто одеяло перед сном,

Но вот тщеславие так просит повышения

И ей вновь грезится диплом…

 

Вчера назначили свидание,

Сегодня оба не смогли прийти.

И вроде город бы один, и есть желание,

Да только разные, наверное, пути…

 

Перенесли его еще на пару дней:

«Да что – мы ждали больше – подождем» –

Но чувства стали будто холодней

И холодеют больше с каждым днем.

 

Перенесли свидание на осень,

Потом перенесли и на весну.

И вроде, и не заняты, но врозь и,

Похоже, это не мешает никому.

 

Однако и звонят, и пишут сообщения –

Наверно, по инерции почти

Из чувства такта, из-за уважения,

Из-за боязни вдруг сказать «прости…».

 

И так уже пять лет проходит

Все изменяется, течет,

Вот только между ними ничего не происходит.

Она как кошка, он – как кот.

 

Однако… посмотрите… это странно…

Какая-то красивая машина

Подъехала ко входу ресторана

И из нее выходит респектабельный мужчина.

 

Совсем вблизи, неподалеку,

Напротив этого же ресторана,

Стоит фигура полубоком

Красивой, выходящей из автомобиля дамы.

 

Она проходит по дорожке,

Заходит наконец-то в ресторан:

Гремят бокалы, вилки, ложки,

И шансонье поет блатной романс.

 

И вот… настал час икс, настал час встречи,

И он окликнул полупозабытый силуэт

Сомнения прошли, когда на грудь, лицо и плечи

Скользнул чуть приглушенный легкий свет.

 

Наверно было б все иначе,

Когда бы не тот рядом с нею господин,

Возможно, только незадача –

Он перед ней был тоже не один.

 

У них все есть – дома, машины,

Есть дети и они давно повенчаны,

Но только у нее другой мужчина,

А у него давно другая женщина…

 

Милана КУРБАНОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам