Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенная в Кировском районе Махачкалы, основана в далеком 1957 году.
Здесь ежегодно обучаются и воспитываются около 200 детей, которые находятся на полном государственном обеспечении.
Документы для поступления в интернат готовятся отделами опеки и попечительства, а также отделами образования трех районов столицы. Направления же выдаются администрацией города.
В школе-интернате работает 86 педагогических работников. Есть учитель-логопед, инструкторы ЛФК, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Возглавляет интернат Малик Гаджиев, отличник образования Республики Дагестан, награжден юбилейной медалью «20 лет разгрома международных бандформирований», Почетной грамотой главы города Махачкалы, имеет и другие награды.
НЕ ТОЛЬКО ДИРЕКТОР…
У каждого своя судьба на этой планете – жизнь никого не оставляет без испытаний. Кому-то даются трудности в детском возрасте, другим – уже попозже. Главное – преодолеть, найти в себе силы поверить в себя, остаться человеком, не скатиться вниз, в пропасть…
Директор интерната Малик Саласкарович знает сам, что такое нелегкий жизненный путь. Он входил в состав ополчения против бандформирований на территории Гумбетовского и Новолакского районов, профессионально занимался спортом.
Юрист по образованию, он в свое время прошел переподготовку в Дагестанском гуманитарном институте «Управление образовательными организациями и процессами»; затем переподготовку по программе дополнительного образования.
В послужном списке – проректор по воспитательной работе вуза, помощник заместителя председателя Народного Собрания РД, и вот – интернат.
– Я пришел сюда, потому что прекрасно понимаю этих детей, – рассказывает Малик Саласкарович, – сам вырос без отца, который погиб в автокатастрофе в 1987 году. Мать воспитывала четверых детей одна, мы тогда жили в селении Мехельта Гумбетовского района.
У каждого нашего воспитанника за спиной потеря семьи, зачастую родителей, и я чувствую, что обязан помочь им встать на правильный путь в жизни.
Малик Саласкарович перелистывает объемный пожелтевший от времени журнал – Книга почета интерната, куда записана история достижений его выпускников. Многие добились успехов, стали знаменитыми спортсменами, хирургами, депутатами, учеными.
– Многие ребята приходят к нам озлобленными, и мы должны объяснить, как и почему они сюда попали, – продолжает рассказ директор, – перейти тот барьер, за которым они находятся некоторое время.
Здесь к каждому ребенку нужен особый подход, нужно творчески подходить к процессу воспитания. Я стараюсь загружать ребят полезными делами, не давая времени на негативные мысли, получение неправильной информации из соцсетей или других источников.
У нас строгий распорядок дня. Утром обязательная линейка – выстраиваемся на площадке во дворе, сами поем два куплета Гимна России. Потом, в 8 часов, по звонку все заходим в классы.
Я здесь не только директор для ребят, но и папа, мама и друг… Конечно, без определенной строгости с детьми тоже нельзя. С 8 до 4-х я директор, после 4-х уже папа, как на выходные и на праздники.
Считаю, что если я боль этих детей не прочувствую, то напрасно прожил свою жизнь.
ШКОЛА
В двухэтажном здании школы, этим летом был сделан капитальный ремонт.
– Мы попали в федеральную программу капитального ремонта, – рассказывает Малик Саласкарович, – из прежних сооружений оставили только стены. Все поменяли – пол, потолок, крышу. Нашли помещение для туалетов. Представьте, что в здании не было туалетов!
Сегодня помещение соответствует всем нормам СанПина. В классах есть интерактивные доски, проекторы – все есть.
…Звонок на перемену. Веселыми стайками дети высыпают из классов в коридор. Увидев директора, кидаются пожать ему руку – это мальчики. Девочки стараются обнять, приласкаться. Наверно, не помнят, что до 4-х часов он начальник, а не папа. Ну и хорошо.
Вот Вера Алиева, ученица 5-го класса. В интернат попала после лишения мамы родительских прав. Здесь ей нравится, увлекается спортом, особенно бадминтоном. Кем станет, когда вырастет, пока не знает.
В 4-м классе идет урок математики, ведет его учительница начальных классов Татьяна Кушко. – В моем классе все дети лучшие, – говорит она, – все любимые. Просто кому-то учеба дается легко, кому-то не очень. С такими мы работаем дополнительно.
Ребята оживились, тянут руки, чтобы рассказать о своей мечте. Так, Гаджимурад Гасаев хочет в будущем стать не кем-нибудь, а самим президентом мира. Может, и будет такая должность, когда он вырастет…
Кто-то будет учителем математики, кто-то служить в ФСБ. Что ж, как говорится, мечты сбываются.
В фойе школы все, как в обычной: детские рисунки на мольбертах, портрет Расула Гамзатова на стене, рядом вырезанные из белой бумаги журавли…
Вход в школу «охраняют» скульптуры из советского прошлого – пионеры в красных галстуках и с горнами. Это Малик Саласкарович нашел, отреставрировал и поместил их возле ступенек.
Вообще, он считает, что в советском образовании и воспитании было много полезного, что можно перенять и сегодня.
АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ
Особое направление работы в интернате – военно-патриотическое воспитание. Помимо проведения мероприятий, заучивания патриотических стихов, есть и целый мемориал во дворе, посвященный Героям Советского Союза и России. Памятник, Вечный огонь, Аллея Героев. Все строго и фундаментально.
– Мемориал создан при участии министра ВД Дагестана Абдурашида Магомедова, – объясняет директор, – он посетил наш интернат, а мы попросили поддержать наше патриотическое воспитание.
Аллея Героев – посаженные в четкие ряды деревья с прикрепленными на них портретами Героев России. За этими деревьями закреплены классы, в основном старшеклассники. Они должны знать биографию героя, где родился, учился, какой подвиг совершил.
МУЗЕЙ
Особая гордость Малика Саласкаровича – комплексно-краеведческий музей, где хранится более 250 экспонатов из разных районов Дагестана.
Становление патриотов родного края – тоже нужный элемент воспитания. Идея музея принадлежит директору, многие предметы из его родового гнезда – дома в селении Мехельта.
Портрет Главы республики Сергея Меликова создан руками детей. Многие изделия – также результат творчества юных талантов. Это и рисунки из бисера, и подносы из глины, и резьба по камню.
Взрослые тоже участвуют в пополнении коллекции. Так, кастелянша Гульнара Мевлидова в свободное от работы время трудится за специальным станком, где шаг за шагом появляются узоры ковра. И станок, и будущий ковер тоже остаются в стенах музея.
Многое делается в интернате для развития способностей ребят. Имеются мастерские, где мальчиков и девочек обучают технологии. Воспитанниц обучают швейному делу, для чего открыта швейная мастерская.
Всего в школе функционирует 20 кружков по интересам на любой вкус и призвание.
Имеется просторный актовый зал, где проходят мероприятия как школьного уровня, так и городского.
– Дети должны радоваться своим победам, – считает Малик Саласкарович, – жить полной жизнью, ощущая тепло домашнего очага. И мы, коллектив единомышленников, все для этого делаем.
Наталья БУЧЕНКО