Деятели искусств приложили массу творческих усилий, чтобы жители и гости Махачкалы провели новогодние каникулы интересно и получили множество впечатлений. Более того, Махачкала, завоевывая творческое пространство, расширяет свои культурные программы в праздничные дни. Помимо фестивалей, прошедших каскадом на столичных улицах еще до наступления Нового года, продолжили развлекательную программу культурные учреждения города, например, Театр поэзии. Здесь 6 января была представлена двойная программа – гостям театра довелось побывать на выставке, а еще послушать магический саксофон в концертном зале.
Театр поэзии уже успел стать центром притяжения для интеллигентной публики столицы, а теперь становится достопримечательностью для туристов. Я их понимаю – это удивительно красивое и уютное место регулярных «дней открытых дверей». Вот и 6 января учреждение любезно пригласило гостей на авторскую экскурсию художниц – Карины Алиевой и Сафии Гаджиевой, чьи картины украшали стены галереи Театра поэзии все последние дни.
ПРОМЕНАД ПО ГАЛЕРЕЕ
Это первый персональный проект двух молодых художниц-графиков, получивший название «Генетика». По словам авторов, это искреннее признание в любви к Дагестану и дагестанцам.
Сафия и Карина окончили художественно-графический факультет Даггоспедуниверситета, обучались в мастерской графики под руководством народного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова. Несмотря на юный возраст, у каждой из них богатая творческая биография – со студенческих лет художницы принимали участие в выставках различных уровней, ездили на пленэры и иллюстрировали книги и журналы, поэтому уже сегодня Карина Алиева – член Союза художников России, а Сафия Гаджиева – член Творческого союза художников России.
В экспозицию вошла печатная – офорты, линогравюры – уникальная графика большей частью акварели. Это портреты и пейзажи, сюжетные композиции и иллюстрации, объединенные глубинным пониманием выбранной темы, любовью и тонким вниманием к деталям. Учитывая, что художницы отдают в своем творчестве предпочтение акварели, изумляешься этой тонкости, точности, цветовой передаче. Акварель – самая сложная краска для работы, она сильно «плывет» и размывается. Тем не менее молодым авторам хватает техники, умения, поставленной руки, чтобы с точностью передать фактурные очертания лица горца, его характер и даже настроение.
Умение мастериц вызывает еще большее восхищение, когда на своей авторской экскурсии они признаются, что где-то использовали только фотографии. Но, с другой стороны, по словам художниц, точная цветопередача и правдоподобность нуждаются в созерцании происходящего воочию.
Кажется, особой любовью и популярностью у авторов пользуются первозданные лица горцев – их профили с крупными выдающимися носами на картинах выглядят благородно и даже аристократично. Возможно, это достигнуто благодаря вычурной гиперболизации – большой, длинный нос аульского жителя разительно выделяется на фоне маленьких, при этом выразительных глаз.
Есть здесь и линогравюры. Я не очень люблю это черно-белое творчество. По крайней мере, на мой взгляд, оно мрачновато и не совсем правдоподобно отражает красочность солнечного Дагестана – теплого, почти всегда светлого и удивительно живописного. Но, надо отдать должное, эти картины, как ничто другое, способны передать одиночество заброшенной сакли, темноту высокогорной холодной зимней ночи, сизоватую серость тяжелых сельских будней.
ВРЕМЯ ХОРОШЕЙ МУЗЫКИ
По окончании экскурсии в галерее Театр поэзии представил концертную программу творческого деятеля Мухаммеда Арзуманова. Молодой музыкант – мультиинструменталист и хореограф – интересен не только собственным творчеством: он волонтер. Известен Мухаммед своей работой с особенными детьми – он активно обучает ребятишек в своей инклюзивной школе. Как истинный перфекционист, он максимально оттачивает мастерство своих подопечных, адаптирует под них танцевальные программы и хореографические номера.
Творческий потенциал Мухаммеда Арзуманова удивляет разнообразием – он играет на фортепьяно, барабане, дудуке, балабане, кларнете, саксофоне. Интересна и его музыкальная палитра – он с одинаковым мастерством исполняет как народные мелодии, так и классическую или современную музыку.
Меня восхитила игра на саксофоне. Этот инструмент подобен голосам сирен, которые вводили моряков в состояние экстатического транса своим дивным пением. Когда Мухаммед Арзуманов заиграл на волшебном инструменте, первое, о чем я подумала, что его нужно бы пригласить не на сцену, а на балкон Театра поэзии, чтобы как можно большее количество прохожих смогло насладиться мелодией вместе с нами. Ну а вдруг кто-то не знал, какой замечательный исполнитель сегодня будет здесь играть?
Сама программа состояла как из произведений российских и зарубежных представителей, так и из народных мелодий. В концерте также приняла участие группа «Сигнатюр» под руководством Мадии Ибрагимовой совместно с Индирой Зайдиевой – исполнительницей композиций на флейте. Музыканты подарили публике потрясающее «ностальжи» благодаря своим мелодиям в стиле ретро.
В этот раз никакой художественной самодеятельности – только настоящие профессионалы с хорошо срежиссированной программой дарили гостям Театра поэзии приятные впечатления от новогоднего каникулярного отдыха. Тем более хочется поблагодарить руководство учреждения за то, что вход на эти мероприятия был совершенно бесплатным!
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА