К сожалению, в современном мире происходят теракты. Дагестанцы сталкивались с этим злом и, казалось бы, пережили, но все же страшные теракты происходят и в наше время. После трагедии, произошедшей в Махачкале и в Дербенте, жертвами которой стали более 20 человек, каждый задался вопросом: что движет террористами, откуда берется такая агрессия, чего не хватает для нормальной жизни?
Ответы на эти вопросы ищут не только правоохранители и общественники, но и научные деятели, в том числе и философы. Пишут научные труды, проводят социологические исследования, предлагают пути решения проблемы.
Один такой научно-исследовательский труд был представлен 21 ноября в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в рамках Всемирного дня философа. Это работа безвременно ушедшего из жизни сотрудника Администрации Главы и Правительства Дагестана Даниила Рязанова «Терроризм на постсоветском пространстве».
Книга вышла уже после ухода из жизни автора, а подготовила ее к изданию и представила публике мать Даниила Рязанова Ирина Филипповна. Думаю, что значение этого издания не в его мемориальном характере. Это важно прежде всего для организации работы по противодействию экстремизму и терроризму; для контрпропагандистской работы и, конечно же, оно должно быть использовано в учебной и просветительской деятельности.
Ирина Филипповна в своем выступлении дала краткую характеристику многолетнему труду Д.С. Рязанова: «…Исследуя идею свободы, он рассматривал радикализм не только как совокупность политических организаций и практик, но и как мощную интеллектуальную традицию, противостоящую либеральному мировоззрению и представляющую собой глобальный альтернативный проект.
Анализируя идеологическое содержание проявлений экстремизма конкретных текстов, автор пытался выявить их доктринальные истоки. А это неизбежно приводило к расширению аналитического поля и как следствие – географии вопроса. Тем самым его исследовательская работа была самым непосредственным образом связана с ежедневной практической деятельностью.
Анализируя процессы, связанные с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе, автор приходит к выводу, что постсоветское пространство, в том числе Северокавказский регион, едва ли могут быть рассмотрены в качестве эпицентра исламистского терроризма, а представляют собой скорее его периферию. Это проявляется в достаточно небольшой доле России в общемировой статистике терроризма, а также в слабом влиянии лидеров наиболее крупных из действовавших в России террористических организаций на движение “глобального джихада”.
Характерными чертами идеологии религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе, по мнению автора, являются внутренняя противоречивость, эклектичный характер текстов, значительное влияние зарубежных ультрарадикальных авторов, а также наличие завуалированных заимствований из европейской политической теории и практики, не имеющих отношения к исламу. При этом утрата самостоятельности в идеологическом плане представляет собой усиливающуюся тенденцию. Определенная специфика связана и с этноконфессиональными особенностями, а также с историческим прошлым региона.
Одним из важнейших путей информационного противодействия религиозно-политическому экстремизму, по мнению автора, является проведение системной информационной политики, применение современных методик связей с общественностью, которые формируют мнение о полезности и справедливости решений, принимаемых органами власти. Предлагаются и конкретные рекомендации по корректировке мер государственной политики в этом отношении.
На его взгляд, решение подобных задач в определенной степени может быть достигнуто за счет обращения к такой форме организации информации, как базы данных. Пока они недостаточно используются для исследования терроризма в России. Хотя применение математических методов и статистических моделей дает новые возможности для фактологической проверки адекватности тех или иных “больших теорий”, объясняющих природу экстремизма, его причинную обусловленность»
Магомедрасул ОМАРОВ