Россияне почти полностью перешли на безналичные способы оплаты услуг связи. По итогам первого квартала доля офлайн-платежей составила всего 2%, что значительно ниже 6% в аналогичном периоде 2024 года. В то же время, среди онлайн-методов оплаты наибольший рост демонстрирует Система быстрых платежей (СБП). Эти данные были получены в результате исследования анонимных данных абонентов МегаФона.
Безналичные способы оплаты мобильной связи, похоже, стали неотъемлемой частью жизни россиян, вытесняя наличные расчёты. Если год назад доля наличных платежей составляла 6%, что было минимальным показателем с момента появления мобильной связи в стране, то к концу марта 2025 года она сократилась втрое.
Пять лет назад офлайн-платежи занимали значительную долю в общих расчётах за услуги связи — их доля достигала 16%. Однако с началом пандемии ситуация изменилась, и пользователи стали чаще оплачивать товары и услуги дистанционно, включая мобильную связь. Существенным фактором снижения популярности наличных стали также законодательные ограничения: с 1 января 2025 года пополнение баланса наличными возможно только при наличии удостоверения личности или через Госуслуги.
Среди онлайн-методов оплаты наблюдается рост спроса на СБП. Платежи через эту систему показывают стабильный рост: в марте 2025 года объем операций через СБП увеличился на 12,7% по сравнению с мартом 2024 года.
С момента внедрения автоплатежа через СБП в 2024 году абоненты всё чаще выбирают этот способ. МегаФон также запустил умный автоплатёж — автоматическое списание необходимой суммы для оплаты тарифа и услуг. С октября 2024 года доля умных автоплатежей возросла до 19,2% от общего числа автоплатежей, подключаемых в личном кабинете МегаФона, а доля СБП среди них достигла 61,5%.
Частота платежей за связь остаётся стабильной: в последние годы 46% абонентов МегаФона оплачивают услуги раз в месяц, что сохраняется уже более трёх лет. Популярна также периодичность менее одного раза в месяц — её придерживаются 31% пользователей, что может свидетельствовать о том, что они пополняют счёт на несколько месяцев вперёд.
Декабрь по-прежнему остаётся самым популярным месяцем для оплаты связи (8,9%), за ним следуют октябрь (8,7%) и август (8,6%). Наиболее востребованные дни недели — понедельник и пятница (3,5% и 3,4% соответственно), тогда как на выходные приходится меньше всего платежей: в субботу — 3%, а в воскресенье — всего 2,9%.
Выбор в пользу СБП также укрепляется в розничной торговле. Если в 2022 году большинство клиентов объединённой розничной сети МегаФона и Yota предпочитали оплачивать услуги банковскими картами, то сейчас наблюдается значительный переход к платежам через СБП. В феврале этого года их доля в общем обороте розницы выросла на 70% по сравнению с февралем 2023 года.
Посетители розничной сети и интернет-магазина также стали чаще расплачиваться за мобильную связь через Систему быстрых платежей: в 2024 году объем средств, полученных через СБП, увеличился на 133% по сравнению с 2023 годом.
«Мы стремимся развивать возможности онлайн-оплаты связи, поскольку видим, насколько это удобно клиенту. Стремительно растёт услуга умного автоплатежа, запущенная в прошлом году — с ним не нужно выбирать конкретную дату зачисления или задавать остаток на счёте, при достижении которого пополняется баланс — опция сама определит момент, когда стоит внести платёж, не давая нашему клиенту остаться без связи», — поделилась Фарида Ахундова, руководитель бизнес-юнита финансовых продуктов и сервисов МегаФона.
Шихмагомед Нурмагомедов