Мне как-то приходилось уже писать о чистоте и наведении элементарного порядка (НЭПе) в Дагестане. Опять возвращаюсь к этой теме, так как проблема осталась актуальной по сей день, хотя справедливости ради надо сказать, что власти предпринимают определенные действия по улучшению ситуации.
Состояние чистоты г. Махачкалы заслуживает особого внимания не только органов власти на местах, но и серьезного отношения всех и каждого горожанина в отдельности.
Поэтому статья не предусматривает целью осуждение или критику, а направлена на поиск решения проблем. Мне хотелось поделиться своими соображениями в поиске эффективных решений, как человеку, имеющему достаточный практический и научный опыт организации систем управления в различных отраслях экономики.
Я искренне верю, что обычные люди хотят чистоты и порядка в городе. Этого хотят и власти города. Вопрос в том, как это эффективно и быстро сделать. Даже такое очевидное и благородное дело, как озеленение и чистота среды нашего обитания, одними призывами, уговорами и выступлениями в СМИ не достигается без системной работы и механизмов их реализации.
Привлекательность Дагестана и в частности столицы для потенциальных инвесторов также во многом определяется его санитарно-гигиеническим, культурно-эстетическим состоянием и наличием элементарного порядка во многих сферах жизнедеятельности дагестанцев.
Конечно, организовывать субботники, приобретать технику и т.д. – все это правильно, но для решения указанных и многих других проблем на долгосрочную перспективу было бы предпочтительнее принимать принципиально другие системного характера решения с соответствующими механизмами и методами их реализации. И на этот счет, не претендуя на бесспорность, хочу поделиться своими соображениями и сделать ряд предложений. Эти предложения направлены на снижение претензий горожан в сфере санитарно-гигиенического и культурно-эстетического состояния города и наведения элементарного порядка (НЭПа) в нем. Предлагаю как минимум для начала следующий подход.
1. Вся территория г. Махачкалы соответствующим решением должна быть разбита на конкретные участки, и эти участки должны быть закреплены за организациями и учреждениями в любой форме собственности, которые в свою очередь должны нести ответственность за состояние закрепленного участка.
2. Необходимо на уровне городской власти принять правовое или иное официальное решение и объявить, например, каждый понедельник санитарным днем для всех организаций и учреждений в зависимости от форм собственности.
Вменить в обязанность этим же решением всех в конце рабочего дня заняться наведением порядка (уборка мусора, расчистка и стрижка газонов и т. д.) вокруг прилегающей территории закрепленного объекта или собственности.
Может возникнуть вопрос: почему понедельник? Во многих европейских странах, да и у нас в некоторых регионах, это практикуется по пятницам. Но так как у нас мусульманский регион, то следует выбрать другой день. Я полагаю, что понедельник хорош тем, что это начало недели после выходных дней, когда набирается «все и вся» по известным причинам. Если подойти к этому дню с юмором и из мистических соображений, то можно расшифровать «Понедельник» по буквам, и получилась хорошая формула ( П – порядок, О – обеспечивать, Н – нужно, ЕДЕЛЬ – еженедельно, Н – необходимо, И – исполнять, К – каждому).
3. При каждой районной администрации создается специальная комиссия в составе 2-3-х человек с соответствующими полномочиями по приему прилегающей территории, которые еженедельно по понедельникам в конце рабочего дня или во вторник совершают объезд закрепленных объектов (можно выборочно). Если прилегающая территория объекта не соответствует требованиям, выписывается соответствующее предписание на устранение недостатков на первый раз. В случае неустранения замечаний, при следующей проверке руководитель объекта подвергается штрафу, скажем, в размере от 2-3-х тысяч рублей на первый раз и т.д. (это, как решат местные власти). Этим можно пополнить бюджет города и эти средства можно направить на мероприятия, связанные с уборкой города. Если вести эту работу серьезно, то могут получиться значительные суммы.
4. Нужны и механизмы обеспечения. Например, имена злостных нарушителей санитарно-гигиенических норм и порядка можно опубликовать в СМИ или принять другие меры морального воздействия, например, заслушать на заседании расширенной комиссии в администрации и т.д. Но в любом случае должны предусматриваться различные формы мер воздействия, ибо без воздействия невозможно обеспечить работу любой системы управления.
5. Разработать определенную систему этой работы, которую мы рассматриваем как совокупность звеньев местных властей, осуществляющих управление, и связей между ними и всеми элементами системы в совокупности действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей по достижению поставленных целей.
6. Разработать механизмы реализации, представляющие собой некие рычаги или средства воздействия, которые призваны обеспечить нормальную работу всей системы управления местными органами.
7. Самое главное, для решения задач НЭПа не требуется дополнительных затрат из бюджета. Они в основном могут быть решены за счет организационно-административных мероприятий. Если и будут незначительные расходы, то они могут быть компенсированы наложением штрафных санкций.
Конечно, сказанное выше следует рассматривать как подход к решению проблемы, а составляющие можно расписать более детально.
Мне могут возразить и сказать, что административные комиссии уже существуют. Это так, но результаты оставляют желать лучшего, поэтому необходимо, мягко говоря, изменить систему их работы с ориентацией на ее эффективность.
Пока мы ведем речь лишь об элементарных вещах, но есть масса и других вопросов, связанных с обликом города и социальной стороной жизни горожан.
Это и соблюдение архитектурно-строительных норм (когда пожарные не могут подъехать к зданию), сохранение облика культурно-исторических объектов (памятников, зданий сооружений). Соблюдение санитарно-гигиенических норм на объектах торговли и обслуживания, наведение элементарного порядка (НЭПа) в социальных, коммунальных и других службах, обеспечивающих жизнедеятельность граждан.
Полагаю, бесспорно, что без элементарного порядка в любых делах, а тем более в совершенствовании системы управления, добиться существенных результатов на любом уровне невозможно. История подтверждает, любые преобразования – перестройка, реформы, модернизация, по сути своей направлены на обновление отсталого или совершенствование чего-то существующего. В большинстве случаев эти начинания проваливались из-за плохой организационно-административной составляющей. В нашем случае, прежде всего, речь идет о социальном порядке, представляющем собой предельно общее понятие, выражающее идею организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия или социальной системы.
К сожалению, ослабление ответственности и определенное равнодушие к окружающей среде, особенно на уровне средних звеньев управления, которые в силу своих обязанностей выполняют социальные функции, приводит к недовольству граждан ко всей системе государственного управления. Очевидно, что очень многое зависит от руководителя и справедливо считается: как порядок, так и беспорядок начинается с руководителя. Трудно выпрямить тень, если ствол кривой. Поэтому оптимальная структура управления, подбор и расстановка компетентных кадров-профессионалов играют особую роль эффективности в любой системе управления.
Известно, что отсутствие элементарного порядка в любой системе управления приводит к возмущению и недовольству людей. В этой связи на одном из совещаний в Пятигорске Владимир Путин заметил: «Основным критерием нашей общей работы на Северном Кавказе должны стать качественные изменения в социальном самочувствии людей, в их настроении. Граждане должны почувствовать, что они востребованы и могут найти работу, открыть собственное дело, обеспечить достаток своим семьям, могут своими руками, честным трудом добиться перемен к лучшему, внести вклад в развитие своих регионов, что у них и их семей есть будущее, то, ради чего стоит жить и трудиться». Как видим, ключевыми словами являются «качественные изменения в социальном самочувствии людей», а это, в сущности, является критерием оценки деятельности властей любого уровня.
Мы больше говорили о роли власти, но следует заметить и большую социальную ответственность каждого жителя региона, города.
В целом чистота и наличие порядка во всей нашей многогранной жизнедеятельности многим нравятся, но когда дело касается обязанности каждого по соблюдению этого элементарного порядка на рабочем месте, в быту, отношениях и т.д., то тут появляется масса причин для нарушения элементарных правил и обязательств. Поэтому каждому надо начинать, прежде всего, с себя, а руководителям любых уровней управления пресекать самым строгим образом нарушение общепринятых правил, используя как правовые, так и моральные средства воздействия.
Следует подчеркнуть, что нашими властями принимаются определенные решения по чистоте и наведению элементарного порядка, и это радует горожан. Нам представляется, что эффективность этих решений может быть намного результативнее, если они будут обеспечивать системность той или иной работы с использованием конкретных механизмов реализации.
Букар Нагметулаевич Гамидуллаев родился в 1953 году в с. Кара-Кюре Докузпаринского района Республики Дагестан, лезгин, заслуженный машиностроитель РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии науки и практики организации производства (МАОП). Более 30 лет работал в оборонных отраслях промышленности, научных и образовательных учреждениях, директор крупных оборонных предприятий. Обладает большим практическим опытом хозяйственного руководителя и ученого.
Автор более 120 публикаций, монографий и книг, посвященных совершенствованию процессов и систем управления в отраслях промышленности. Награждён дипломом лауреата российского конкурса “Менеджер — 2001” в номинации “Промышленность”. В 2003 году награждён дипломом лауреата Всероссийского конкурса “Инженер года” в номинации “Инженерная экономика”. Является автором десяти свидетельств, зарегистрированных в Госреестре изобретений РФ по оборонной и медицинской технике.
Стажировался по менеджменту за рубежом в европейских странах (Германии, Италии, Испании, Франции).