Многие читатели помнят письмо Арсена Серопяна, опубликованное в «Махачкалинских известиях» от 18 июля 2008 года № 28, об оплате неполученных этим летом коммунальных услуг и о «сюрпризах» в квартирах махачкалинцев в связи с профилактическим ремонтом мини-котельных.
Автор письма попросил разъяснить: почему, если коммунальные услуги – это такой же «товар, такой же продукт, как огурцы, хлеб и колбаса», за них надо платить и тогда, когда их не потребляешь. Ведь покупатели не оплачивают труд земледельца, пока огурец растет на грядке, а хлеб колосится в поле. На вопросы нашего читателя отвечает директор МУП «Махачкалатеплосервис» Ибрагим Магомедов.
— Я внимательно прочитал письмо А. Серопяна, опубликованное в вашей газете, но, к сожалению, не припомню, чтобы он ко мне обращался. И могу вам уверенно заявить, что не требовал от жителей дома, где он проживает, оплаты неподведенной горячей воды. Я не мог такого сказать и не говорил. А то, что за тепло и горячую воду надо платить отдельно, тут никаких вопросов не должно быть. В своем письме Арсен Серопян подчеркивает, что якобы горячая вода – это дополнительный продукт. Нет, горячая вода – это не дополнительный продукт, а продукт производства котельной, оплата за горячую воду начисляется отдельно, за отопление – отдельно, поэтому дополнительным продуктом горячая вода никак быть не может.
— Как строятся Ваши отношения с потребителями и управляющими компаниями или ТСЖ?
— Все контакты между потребителем, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией регулируются Постановлением Правительства от 23 мая 2006 года № 207. В нем расписаны все подробности о порядке предоставления коммунальных услуг. Я являюсь представителем ресурсоснабжающей организации, и со мной должны заключать договоры исполнители, то есть исполняющие компании или ТСЖ. Они должны получать у нас тепло, горячую воду и своевременно поставлять их во внутренние сети, которые находятся в домах, поставлять потребителю означенную коммунальную услугу. Помимо того, что исполнители должны заключать договор с ресурсоснабжающей организацией, они должны еще заключить договор и с потребителем. Когда оба эти договора заключены, проблемы решать легче.
— Если, к примеру, в доме нет горячей воды, то управляющая компания должна подать вам акт, подписав который, вы снимаете плату за неполученную горячую воду?
— Да, мы составляем акты, если нет горячей воды или какой-либо другой услуги не по нашей вине: просто отсутствует вода, газ или электроэнергия, то мы обязаны это активировать и снимать начисления за непредоставленные услуги.
— Без акта вы этого сделать не можете?
— Вся информация у меня имеется. Когда отключается, например, вода, я знаю, ведь у нас есть диспетчерская служба, которая фиксирует все эти отключения, и я обязательно в конце месяца подвожу итоги. Если не было воды, газа или электроэнергии, то акты я составляю сам.
Получается, что человек не остается в накладе. И если ему приходится платить за неполученную услугу, то это, в первую очередь, говорит о плохой работе управляющей компании, и это является внутренней проблемой жителей, избравших такую компанию.
Правда, может сложиться так, что человек перестанет доверять нам. Никто против этого возражать не будет. В правилах, о которых мы говорили выше, сказано, что каждый потребитель может установить у себя счетчики, то есть приборы учета как электроэнергии, так и газа, холодной и горячей воды. Все проблемы тогда решаются автоматически: потребитель получил горячую воду, счетчик показал столько, сколько потребитель получил, все зарегистрировано. Мы пересчитаем, и пусть потребитель платит.
— Но ведь индивидуальных счетчиков нет в продаже.
— Индивидуальные счетчики есть, но никто их не ставит. На электричество счетчики многие поставили, а вот на воду, на газ не ставят. Но это завтрашний день. Все придут к тому, что поставят счетчики и будут по ним платить.
Конечно, можно посчитать Ибрагима Иминовича лицом заинтересованным. Поэтому мы решили обратиться в организацию, призванную защищать интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг – жилищную инспекцию при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД. На наши вопросы ответил Рашид Рашидов – советник начальника жилищной инспекции РД.
— Из письма неясно, с кем у автора заключен договор на поставку коммунальных услуг: с управляющей организацией или напрямую с МУП «Махачкалатеплосервис».
— А что, каждый житель должен заключать договор?
— Обязательно. Каждый потребитель по закону должен заключать договор.
— На управляющей компании большая ответственность?
— Управляющая компания избирается собственниками жилых помещений для того, чтобы решать все вопросы, связанные с техническим обслуживанием домов.
Правилами предусматриваются перерывы в подаче коммунальных услуг, нормы продолжительности перерыва и уменьшение оплаты за ухудшение качества или несанкционированные перерывы в процессе оказания коммунальных услуг. Каждый жилец должен заключить договор согласно статье 161 Жилищного кодекса с управляющей организацией.
— Многие махачкалинцы месяцами не получают горячую воду и тем не менее платят, потому что нужно составить акт, нужно его подписать, подать, и эта бюрократическая волокита – зачастую пустая трата времени, так как ресурсоснабжающая компания не подписывает этот акт. Как же быть тогда?
— Когда одна из сторон не соблюдает условия договора, все вопросы в соответствии с Гражданским кодексом решаются в судебном порядке. Если одна сторона нарушает договор, то другая вправе требовать возмещения материального и морального ущерба.
— То есть А. Серопян имеет право требовать возмещения материального и морального ущерба только в том случае, если у него есть договор?
— Договор в данном случае может быть и письменным, и публичным. Публичным договор считается, если потребитель хотя бы один раз получил и заплатил за услугу.
Жилищным кодексом предусмотрено, что люди платят только за полученные услуги. Как это обстоит на практике: с первого по пятое число каждого месяца организация, которая предоставляет коммунальные услуги, должна принести потребителю счет-уведомление с указанием общей суммы оплаты, количества людей, обязанных заплатить за предоставленную им услугу, а с пятого по десятое число каждого месяца гражданин должен или оспорить этот счет-уведомление, или оплатить указанную сумму.
— У людей часто не хватает времени. Поэтому они сначала платят, а потом пишут возмущенные письма.
— В таком случае надо установить приборы учета потребленной энергии, воды и газа.