Из истории заселения параульцами Махачкалы

К ним относятся не только пригороды, а ещё и отдельные микрорайоны, одним из которых является Махачкала-1, находящаяся в северной части дагестанской столицы. Кумыкское население здесь представлено в основном людьми, имеющими корни из селения Параул Карабудахкентского района. Как нетрудно догадаться, здесь и сосредоточено подавляющее большинство проживающих в Махачкале выходцев из этого села. При этом появление и расселение их в столице (если не считать параульцев, переселившихся в Тарки в начале прошлого века) началось более семидесяти лет назад, так что даже среди стариков немало тех, кто родился и вырос в городе. Но найти людей, являвшихся очевидцами и участниками переселения, оказалось не так-то просто. Воспользовавшись любезно предоставленной нам информацией от Багаудина Закарьяева, удалось собрать некоторые сведения, которые помогли ответить на возникшие в ходе исследования вопросы. Большую часть этой статьи составляет информация, полученная из рассказа Джамалутдина Умарова – бывшего жителя селения Параул, добропорядочного мусульманина, честного труженика, в возрасте восьмидесяти пяти лет, пребывающего на пенсии.
На момент начала переселения из Параула в селе не наблюдалось серьёзных потрясений природного, социального или политического характера, однако некоторые причины всё же способствовали местной миграции. Первые переселенцы из Параула в немалой части были религиозными деятелями, которые вынуждены были покидать село, преследуемые советской властью. Выбор первыми переселенцами нового места проживания и предопределил дальнейший выбор односельчан. Причины основного переселения в Махачкалу носили социально-экономический характер. В условиях организации коллективного хозяйства наблюдался низкий уровень жизни, выражавшийся в мизерной оплате тяжелого труда сельскохозяйственных работников (помимо обычных сложностей, имело место практически полное отсутствие необходимого сельхозинвентаря и сельхозтехники, при возделывании старались обходиться использованием крупного рогатого скота), при этом наблюдалось привилегированное положение лиц, имеющих отношение к руководству колхоза, лиц к ним приближённых.
Первые факты переселения можно отнести к 1935-1937 гг. Процесс интенсифицировался в период Великой Отечественной войны, когда переезжало еще большое количество людей, а пик этого процесса пришёлся на послевоенные семь-десять лет. Несмотря на появившиеся в 1952 году указания властей вернуться домой и работать там, параульские кумыки в основной массе остались в Махачкале. Как это обычно бывает в Дагестане, к первым переселенцам приезжали их братья, а также другие родственники, таким образом микрорайон активно заселялся параульцами, став для них как бы второй родиной. Конечно, нелегко жилось и в Махачкале: невысокая заработная плата, необходимость содержания и обустройства детей, отсутствие постоянной крыши над головой – все это вынуждало вчерашних сельчан обустраиваться на необжитой местности.
Изначальное заселение, связанное с работой на кутанах и занятиями рыбным промыслом (матагъа), имело место в районе Чёрных камней, Карамана, Сулака. В самой Махачкале рабочие селились так же в месте, именуемом по-кумыкски Аркъабаш – территория находящаяся в Махачкале-1 на некотором возвышении в районе улиц Гаджиева, Громова, Дубинина, Орджоникидзе. Расположенные ниже данной возвышенности участки занимались параульцами позже. Первоначально эти участки занимались без разрешительной документации в самовольном порядке. Однако начиная с 1950 г. начался процесс распределения земель, при этом необходимые документы на недвижимость оформлялись быстро – волокиты со стороны органов власти не наблюдалось. В местах, занятых переселенцами, земельные участки предоставлялись в размере 4 соток (также по 4,5 и 6), появлялись и улицы (например, улица Казбекова), заселялись территории в районе нынешних улиц Маяковского и Депутатской.
Трудоустройство переехавших параульцев в советское время, помимо рыбной отрасли, обеспечивалось нуждами находящейся рядом железной дороги, а также нефтебазы, в микрорайоне было много буровых вышек. На аналогичной работе параульцы были заняты и в Пятом посёлке в районе дач, в других местах города, где велись разведка и добыча нефти. Женский труд был востребован на фабрике III Интернационала – предприятии текстильной промышленности. Естественно, со временем сферы занятости населения менялись.
Выходцев из Параула за пределами села сейчас проживает больше (в столице их примерно 15 тысяч), чем в самом населённом пункте. Кумыки с параульскими корнями проживают в Шамахал-Термене, Ленинкенте, Хушете, Сулаке, Карамане и Карамане-2. Параульцы, живущие в Махачкале-1, в большинстве своём заняты в сферах торговли, а также грузовых и пассажирских перевозок. Молодёжь, поддерживая связь с родным селом, не стремится там жить, не имея работы или даже при наличии таковой — достаточного и устойчивого дохода. Но говорить о наличии «городских» или «сельких» родов нельзя — параульцы частично живут в обоих населённых пунктах.
 В настоящее время переселение параульцев в Махачкалу не является интенсивным, однако наблюдается внутренняя трудовая миграция, так называемая «маятниковая» – люди приезжают в город работать, возвращаясь домой по месту прописки на выходные.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Шаткая облицовка

Значительная часть МКД в Махачкале нуждается в капитальном или текущем ремонте Вопрос состояния многоквартирных домов (МКД) в Дагестане и, в...

КЭМЗ выводит Дагестан на высоты

Как-то преждевременно окрестили Дагестан аграрной республикой. Если судить по тому, что производили в нашем регионе в советскую эпоху, промышленный...

И на скалах растут цветы

Национальный музей Дагестана, который в 2025 году отмечает свое столетие, решил пройтись по горным тропам. Еще весной флаг...

Газа, Дагестан, газ

Продолжение. Начало в предыдущем номере. Тема защиты мусульман – для отзывчивых дагестанцев «легкая на подъем». Помнится, в 2017 году...
spot_imgspot_img

Фотофакт

Момент молитвы членов правительства РД у зиярата в Карабудахкентском районе Фото черного флага с красной надписью «Йа Хусейн» (О,...

Вкратце

Глава РД С.Меликов принял участие в награждении слушателей Летних курсов, организованных Муфтиятом. Отметим, что такие курс Централизованной религиозной...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам