Его превозносили и отвергали, о нем
спорили и мечтали, его копировали и канонизировали — маленькое черное платье —
большой подарок женщинам от Коко Шанель.
Коко совершила не одну
революцию в истории моды. С мечтой научить женщину жить в гармонии с собой она
ворвалась в мир моды и перевернула сознание о женской сути. Она сняла с женщин
XX века корсет и убедила их отказаться от длинных тяжелых волос. Она научила
женщин носить бижутерию с достоинством королевы и открыла магию маленького
черного платья.
И оно, наконец, появилось: платье из черного
крепдешина, без воротника, с длинными облегающими рукавами без манжеток, с
напуском на плотно обтянутых юбкой бедрах и украшенной всего лишь ниткой
жемчуга. Стройность силуэту придавали диагонали из декоративной вышивки,
пересекающие модель сверху донизу. Новое платье отличали выверенный крой и
революционная длина: в классическом варианте маленького черного платья длина
навсегда замерла на уровне середины колена.
Когда в 1926 году
маленькое черное платье вышло на сцену, американский журнал «Vogue» приравнял
его по универсальности и популярности к автомобилю «Форд». Торжество прямых
линий, минимализм в деталях, простой четкий крой, качественное шитье не
отвлекали внимание от индивидуальности. Это была совершенно новая философия,
созвучная мгновенно меняющимся идеалам века. Позволить себе такой наряд могла
любая женщина, даже с весьма скромными доходами, в нем горничная и герцогиня
выглядели одинаково эффектно.
Женские журналы мгновенно отреагировали
на нововведение, назвав черное платье с длинным рукавом новой униформой, от
которой не откажется ни одна женщина. Никто и не думал отказываться, несмотря
на то, что скептики были уверены — женщины не захотят носить практически
одинаковые платья. Многие называли его траурным, слишком простым и слишком
универсальным. Говорили, что она ввела в моду бедность и стиль гувернанток.
Давний оппонент Шанель дизайнер Поль Пуаре сказал: «В былые времена женщины
походили на прекрасные архитектурные сооружения, теперь они похожи на
недокормленных телеграфисток». Но она просто шла в моду со временем, может
быть, лишь чуть-чуть опережая его.
Привлекающей всех особенностью
этого черного платья является также то, что оно одинаково хорошо как для
деловой обстановки, так и для светского раута. Для этого достаточно лишь
дополнить его одной — двумя яркими деталями. (У той же Шанель любимой
деталью, освежающей и придающей маленькому черному платью совершенно новый
облик, была нитка жемчуга).
Маленькое черное платье всегда лаконично
и элегантно, и в нем, как говорила Шанель, женщина не чувствует себя «излишне
разодетой». Оно всегда в хорошем смысле льстит своей хозяйке, оно никогда не
заслоняет ее, а всегда подчеркивает ее природную красоту. И самое главное — в
нем никогда нет дешевого привкуса сиюминутности. Его можно хранить в гардеробе
годами, не опасаясь, что оно выйдет из моды. В нем, безусловно, есть комфорт и
непринужденность, которые так ценила Шанель, и та кажущаяся простота, которая
вселяет уверенность в том, что никто не засмеется вслед.
После смерти
Габриель Шанель, дамы далеко не бедной, экстравагантной, способной на
неожиданные поступки, в ее гардеробе обнаружили всего три наряда — одним из них
было маленькое черное платье.