… Музыка здесь больше не звучит. Здание Дагестанской государственной филармонии не подлежит реставрации. Его будут сносить, на этом месте построят новое – красивое и современное, куда вернется творческий коллектив.
Последние два года в зале запрещено проводить концерты из-за аварийного состояния стен и потолка. Но артисты свою работу не прекращают: выступления проводятся на сцене Кумыкского и Аварского театров, а еще солисты филармонии сами несут искусство в массы, избирая в качестве концертной площадки сцены школ, вузов, колледжей, не забывают о гастролях – им всегда рады зрители городов и сел Дагестана.
Сам же коллектив, а это 164 человека по штатному расписанию, пока еще здесь, в старинном угловом особняке, выходящем своими стенами сразу на три махачкалинские улицы.
… Обветшали полуметровые стены, осыпалась штукатурка, приобрели причудливую форму изъеденные временем каменные ступени. Да и немудрено! Здание построено в начале ХХ века и уже перешагнуло столетний рубеж своей жизни. Говорят, что возводилось оно для каких-то производственных нужд, а в нынешнем зале был склад готовой продукции. Но вот чудо: когда заложили кирпичами окна, выходившие на ул.Пугина, оказалось, что здесь идеальная акустика и выступавшим не нужен даже микрофон.
В филармонии бережно хранят один документ: это архивная копия Постановления Совета Народных Комиссаров ДАССР и бюро Обкома ВКП(б) от 20 декабря 1943 года «Об организации Дагестанской государственной филармонии».
Так что время ее рождения известно точно – январь 1944 года. Филармония была создана на базе Дагестанского концертного бюро и включала в свой состав Дагестанский государственный национальный ансамбль песни и пляски, концертно-эстрадные группы (русская и национальная) и цирковую группу из лучших мастеров национального искусства.
Годы тяжелые, военные, вроде бы не до музыки, но согревала души вера в скорую победу, но поддерживало и помогало выжить самобытное искусство Дагестана.
Постепенно, шаг за шагом, год за годом, филармония становилась культурным центром республики.
Музыканты, композиторы, певцы считали честью для себя выступать на ее сцене, даже торжественные мероприятия на правительственном уровне проходили именно там. Со стороны ул.Пугина вела в филармонию неприметная дверь, через которую заходили члены правительства. Рядом со сценой, в небольшой комнате они собирались, прежде чем подняться на сцену.
Вторая половина ХХ века – расцвет в жизни филармонии, когда на концерты собирались толпы зрителей, а на сцене блистали звезды мировой величины.
Какие имена! Какие судьбы! Энтузиасты, подвижники, таланты! Они оставили свой след на небосклоне дагестанского искусства, как оставляют свет звезды, даже если они уже сгорели и погасли…
В полумраке фойе филармонии, на темной потрескавшейся стене – портрет женщины в полный рост. Красивое, одухотворенное лицо, статная фигура, на груди, на розовом концертном платье – орден Трудового Красного Знамени.
Это Исбат Баталбекова, певица, народная артистка РСФСР. Исбат Гайдарбековна – первая женщина, получившая профессиональное музыкальное образование, она окончила Азербайджанскую государственную консерваторию.
Ее удивительный голос, меццо-сопрано, завораживал; она была первой исполнительницей вокальных сочинений Г.Гасанова, Н.Дагирова, С.Керимова. Она не только пела, но и преподавала, участвовала в работе музыкального лектория Дагестанской государственной филармонии.
В каких только странах не побывала Исбат Гайдарбековна, каких только наград не удостоилась, но с родной филармонией не расставалась. Она даже жила в доме неподалеку и ходила на работу пешком. А еще была у нее светлая мечта, чтобы открылся в Дагестане оперный театр. И, когда проходил в филармонии первый концерт, посвященный ее памяти, в зале вставали зрители и говорили, что Дагестанскому театру оперы и балета нужно присвоить ее имя…
В мае этого года исполнилось 90 лет Лилии Викторовне Этигон. Талантливая пианистка, она работала концертмейстером в Дагестанской государственной филармонии, была одной из тех, кто стоял у истоков ее становления. Рассказывают, насколько она была эрудированной, энергичной, как тщательно работала с вокалистами над репертуаром, создавала камерные ансамбли. В разное время была и лектором – искусствоведом.
Лилия Викторовна приехала в свое время в Дагестан из Ленинграда, нашла здесь вторую родину. Ее труд был высоко оценен. Она имеет звания заслуженной и народной артистки ДАССР, награждена медалью «За трудовую доблесть» и орденом «Знак Почета».
… Манашир Якубов – музыковед, имя которого известно во всем мире. А начинал когда-то свою деятельность с должности заведующего лекторием Даггосфилармонии. Сегодня он живет в Москве, работает главным редактором по изданию творческого наследия Д.Шостаковича. Многие его работы посвящены дагестанской музыке и дагестанским композиторам. Манашир Абрамович – лауреат Госпремии ДАССР, заслуженный деятель искусств ДАССР.
В 70-е годы работала художественным руководителем Даггосфилармонии Рена Эфендиева. Заслуженная и народная артистка ДАССР, талантливый искусствовед, она умела так увлечь слушателей своими рассказами, что те забывали все на свете, настолько это было интересно и увлекательно.
В последние годы Рена Зиявдиновна работает преподавателем в музыкальном колледже им.Шнитке в Москве.
Яркая страница в истории филармонии – супруги Абуевы. Зальмина Семеновна родом из Одессы, в свое время окончила Саратовскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Мурад Ахмедович – скрипач.
Преданность профессии, подвижничество – это все о них, о дружных и талантливых Абуевых. Они и выступают вместе с сольными концертами по России и за рубежом. В репертуаре – произведения западноевропейских и русских классиков, современных композиторов и почти вся скрипичная литература дагестанских авторов.
Неоспоримы заслуги в дагестанском музыкальном мире заслуженного деятеля искусств РФ Наиды Абдулгамидовой. Наида Абдурахмановна в бытность свою министром культуры Дагестана организовала камерный оркестр при Дагестанской государственной филармонии, эстрадно-духовой оркестр Министерства культуры РД, Дагестанский государственный театр оперы и балета.
Первым художественным руководителем и главным дирижером Камерного оркестра стал Станислав Хржановский. Это была эпоха в жизни филармонии! Скрипач, артист, композитор, дирижер, яркая личность – все хорошие и добрые слова можно произнести в адрес Станислава Валериановича. Победы на конкурсах следовали одна за другой. Он воспитал много учеников, которые поступили в лучшие консерватории России.
С появлением камерного оркестра многие дагестанские композиторы стали писать музыку, предназначенную для этого коллектива. Оркестр давал концерты не только в Махачкале, но и гастролировал по городам и районам Дагестана.
В середине 70-х годов на музыкальный Олимп республики поднялась Зарифа Абдуллаева. По окончании Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу фортепиано Зарифа Ахмедовна становится солисткой Даггосфилармонии.
Масштаб ее таланта поражает, эрудиция потрясает. Человек, беспредельно преданный Дагестану, Зарифа Ахмедовна в многочисленных своих концертах исполняет в основном дагестанскую музыку.
Заслуженная артистка ДАССР, народная артистка РД Зарифа Ахмедовна с 2005 года – художественный руководитель и дирижер камерного оркестра.
Вообще, всех, кто работает сегодня в филармонии, можно назвать «подвижниками». Мыслимое ли дело в наше время, в эпоху бездуховности, когда экраны и книжные полки заполонили бесконечные милицейские сериалы, криминальные хроники и наспех сделанные детективы, эти люди работают изо всех сил, стараясь донести до зрителей и слушателей высокое и прекрасное, что зовется музыкой…
Душой сегодняшнего коллектива, несомненно, является художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль. Училась Ирина Германовна в Ленинградской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, по образованию музыковед-педагог. Она заслуженный деятель искусств РД, в филармонии работает с 1985 года.
Сама – автор и ведущая филармонических концертов. Выступает с аналитическими обзорами музыкальных произведений на телевидении и радио. Профессионально и доступно помогает слушателям осмыслить и понять сложные жанры классической и современной музыки.
— В конце 90-х годов наша филармония пришла в упадок, — рассказывает Ирина Германовна, — но с приходом нового директора ситуация изменилась в лучшую сторону. Абубакар Расулович Хайруллаев сумел сплотить коллектив, он обозначил перед нами новые перспективы, внушил оптимизм и уверенность. Он очень по-доброму относится к артистам, старается решить их бытовые и житейские проблемы. Люди ценят такое отношение, держатся за свою работу.
Филармония гордится талантливыми исполнителями – это Светлана Мусаева, Заира Гасанова, Долорес Стринадкина, Адам Максудов, Магомед-Нур Магомедов. Популярные эстрадные певицы, такие, как Патимат Кагирова, Рукият Гамзатова, Габибат Бутаева, Эльмира Исаева, – тоже солистки Даггосфилармонии.
Конечно, в небольшой статье невозможно перечислить всех, чья судьба так или иначе пересеклась с филармонией. Пусть наградой будет им добрая память, уважение и признательность. А традиции подвижничества продолжаются! Как иначе объяснить то, что сегодня происходит в филармонии? Действует в полную силу «Музыкальный лекторий», трудятся солисты, выступают с концертами два оркестра – камерный и эстрадно-симфонический. Работают проекты «Играют студенты и аспиранты консерваторий России» и «Виват, студент, виват!». В 2006 году филармония получила грант Президента России на реализацию проекта «Протяни ребенку руки», выиграла конкурс на грант фонда Гаджи Махачева «По поддержке науки, образования и культуры».
Усилия не пропадают даром. Как признает Ирина Германовна, залы стали наполняться больше. Кто-то открыл для себя, что, помимо будней с тревогами и заботами, существует мир музыки – очищающий и возвышающий душу, музыки настоящей и профессионально исполняемой. И никогда не оскудеет талантами земля Дагестана!









