О деятельности МУП «Махачкалатеплоэнерго» в процессе подготовки
этого предприятия к зиме некоторые иронически настроенные жители Махачкалы
говорят: «Молятся усиленно Всевышнему, чтобы зима была мягкой!» Естественно,
зима мягкая – проблем у коммунальщиков меньше, и, соответственно, уменьшается
поток жалоб на отсутствие в домах тепла и горячей воды. Мы полюбопытствовали,
как относится генеральный директор МУП «Махачкалатеплоэнерго» Абдулла Омаров к
подобным высказываниям и как работает городское тепловое хозяйство в
преддверии нового 2008 года.
— Мне иногда намекают, что я
везучий, потому что в Дагестане часто бывают теплые зимы, и все время благодаря
этому выкручиваюсь. На это я отвечаю, что Аллах дал хорошую мягкую зиму для
работников тепловых сетей, потому что возглавляет это предприятие такой
человек, как я. А если серьезно, я хочу отметить, что отопительный сезон только
начался, впереди три месяца напряженной работы: январь, февраль, март, так что
зима может еще себя проявить.
— Начало отопительного сезона прошло,
можно сказать, не без срывов: многие дома, особенно их внутридомовые
коммуникации, были не готовы к подаче тепла. Как обстоят дела сейчас?
— Через две недели после начала отопительного сезона по городу жалоб
стало гораздо меньше, особенно из домов, расположенных на улицах
З.Космодемьянской и О.Кошевого, где не было ни тепла, ни горячей воды. Это
произошло в результате ввода еще одного мощного котла в котельной
банно-прачечного комбината, а также проведенных рейдов, после которых мы
отрезали от общей сети большое количество частников, незаконно врезавшихся в
основное направление трубы.
Пока труба еще «пустая», и идет
капитальный ремонт, находятся люди – руководители коммерческих структур,
заведующие аптеками, владельцы частных домов и др. , которые тайно врезаются в
сеть, а зимой, когда начинается отопительный сезон, высасывают тепло из нашей
трубы, а в результате страдают жители, как правило, высотных домов. Только на
одной трубе, которая проходит от котельной банно-прачечного комбината до улицы
З.Космодемьянской, дома №№ 48, 48а, 50, 52, отрезали около 20 незаконных
врезок.
Есть пивные бары, есть аптеки, есть магазины, столовые,
рестораны и просто частные большие двухэтажные дома, роскошные особняки,
которые каким-то образом оказываются подключенными к нам и втихую получают
тепловую энергию, тихо «сосут» из магистральной трубы.
— Какие-то
наказания предусмотрены за самовольную врезку? К тому же, вероятно, эти хозяева
не платят за коммунальные услуги.
— Обычно не платят, хотя некоторые
имеют договора с
ГЕРЦем. Сейчас у нас конец декабря, за весь год
никто из самовольщиков даже не попытался оплатить коммунальные услуги.
— Вы могли бы этих самовольщиков назвать конкретно?
— Это
различные кафе, пивные бары. Мы просто отрезали их и составили акты. Акты
скоро передадим в ГЕРЦ, чтобы они приняли соответствующие меры.
—
Скажите, утечки горячей воды от этих самовольных врезок по городу большие?
— Нельзя сказать, что большие потери воды только от подобных беззаконных
действий, но они создают помехи: невозможно поддерживать нормальное давление в
сети, если справа и слева к трубе подключены незаконные врезки.
—
Сейчас во многих многоэтажных домах, начиная с третьего этажа, у жильцов
возникают проблемы с водой – это из-за давления?
— Ну обычно в
высотных домах разводка идет сверху вниз, то есть от чердака вниз. И вот когда
внутри дома какие-нибудь хозяева вносят изменения в схему теплоснабжения,
скажем, выносят батареи на балкон или к имеющимся батареям подключают такие
же, тогда схема внутреннего теплоснабжения ломается, складывается
парадоксальная ситуация: на девятом этаже тепло и горячая вода есть, а на
первом — ничего этого нет.
— Как вы относитесь к установке больших и
маленьких насосов для увеличения напора воды?
— Согласно проекту и по
строительным нормам все девятиэтажные, десятиэтажные и выше дома должны иметь
отдельный насос, который поддерживает давление и поднимает воду до последнего
этажа.
— Я заметила, что у вас на совещании присутствовали в основном
представители управляющих компаний и ТСЖ, каждый из которых просил вас, в
основном о предоставлении насосов, манометров, ссылаясь на их отсутствие.
— Да, в основном жаловались они. Вот руководитель управляющей компании
Гасан Алиев жаловался на то, что на верхних этажах все нормально, идет горячая
вода, а на 1-3-х этажах ее нет. Эти высотные дома находятся на пр. Амет-Хана
Султана, 4, 6, 8, 10.
— Парадокс какой-то: вверху есть вода, внизу ее
нет. В Махачкале проживает большое количество иногородных граждан, что намного
увеличивает расход воды. Прописан в квартире один, жилищно-коммунальные услуги
оплачивают в расчете на одного, а фактически живут несколько человек. Как вы к
этому относитесь?
— Это настоящая беда для нас, потому что
практически так получается: мы даем городу столько воды, сколько он потребляет,
а положено на каждого жителя по 105 кубометров горячей воды в сутки. Например,
если взять всех потребителей, подключенных к нашей самой большой котельной
завода
«Дагэлектромаш», — это 18 тысяч потребителей, и сопоставить с
количеством горячей воды, реально подаваемой, то получается, что мы поставляем
горячую воду на 42 тысячи жителей, то есть в два раза больше положенного.
— Как отражаются на вашей работе неплатежи за коммунальные услуги?
— Отрицательно. Если взять для сравнения: я шью, например, сто пар сапог,
отдаю их в магазин, а деньги получаю только за 50. В таком случае мое
предприятие через два месяца вылетит в трубу, обанкротится и перестанет
существовать.
— Как вы расцениваете такой вариант работы с
неплательщиками: если человек не в состоянии платить за квартиру, он нанимается
на работу в свое ЖЭУ или в какую-либо организацию жилищно-коммунального
хозяйства и там отрабатывает свой долг, трудясь на непрестижной работе, не
требующей специального образования.
Может же такой подход к должникам
стать реальной возможностью оплаты долгов?
— У нас такого опыта нет, и
вряд ли это является выходом из положения. Как вы думаете, если на
Комсомольском проспекте в одной квартире площадью в 120 м2 прописан 1 человек,
а в другой — площадью в 80 м2 прописано 2 человека, там только они и живут?!
Жильцы выписываются, чтобы не платить за коммунальные услуги. За границей этот
вопрос решен очень просто: потребитель горячей воды и отопления имеет счетчик,
такой же, как электрический, сколько жилец использовал тепла и горячей воды,
столько он и платит. У нас же в квартирах счетчиков нет.
— То, что ЖЭУ
стали управляющими компаниями, как-то отразилось на вашем предприятии?
— Больших изменений не произошло. Были 7 домоуправлений, были ЖЭУ, теперь
управляющие компании. Мы стараемся с ними работать совместно, потому что делаем
одно общее дело, а пока у нас с ними нет никаких договорных документов, которые
бы регламентировали наши отношения.
— Скачки напряжения, отключения
света как влияют на работу ваших котельных?
— Каждое отключение
электроэнергии — для нас ЧП и опасность взрыва, потому что в котле, скажем,
1500 градусов тепла, чтобы вода не испарилась, циркулирует холодная вода, вдруг
отключается электроэнергия, циркуляция воды прекращается, и вода, которая
осталась внутри, моментально превращается в пар, который может привести к
взрыву. Для нас пятиминутное отключение электроэнергии превращается в
2-3-часовую остановку котельной, потому что котел надо остудить, его надо
проветрить, схему надо заново собрать.
Страшнее всего то, что
становится вероятным гидравлический удар, который выводит из строя теплотрассу:
не было ни одного случая, чтобы после любого отключения электроэнергии
где-нибудь не разорвалась труба. Но слава Богу, пока никаких серьезных аварий
не было. И тут Абдулла Омарович постучал по столу во избежание возможных срывов
в работе.
Все мы знаем, что стабильной ситуации с отоплением не
бывает без большой кропотливой работы, поэтому в заключение нашей беседы я
пожелала руководителю МУП «Махачкалатеплоэнерго» выдержки и хороших погодных
условий в отопительном сезоне 2007-2008 гг.