Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, за один?
Магомед Магомедов, г. Махачкала
Большинство ученых предшественников (саляфов) и их последователи, в частности, ученые четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) и их последователи едины во мнении, что развод, данный троекратно, или же стократно, в один момент, считается за тройной. Ученый шафи’итского мазхаба имам ибн Хаджар аль-Хайтами относительно этого вопроса в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Не запрещено давать сразу три развода. Что же касается того, что они имеют силу трех разводов в случае непосредственного их осуществления, или если они даны в привязке с ситуацией, от которой будет зависеть их осуществление, то относительно этого нет противоречивого весомого мнения. Имамы мазхабов порицали тех, кто противоречил в этом вопросе. Они сказали: “Противоположное мнение (что три развода, данных одномоментно, считаются одним разводом) предпочел тот, кто вынес об этом фетву, не имея авторитета, а за ним последовали те, кого заблудил и унизил Аллах”» [См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 82-84]. Когда ученого ханафитского мазхаба имама Хайру-ддина ар-Рамли спросили: «Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, тройным?», он ответил: «Да, троекратный развод, данный одномоментно, считается за три, согласно мнению всех авторитетных ученых. И не берут в расчет мнение тех, кто противоречил им в этом и вынес противоположное решение» [См.: Аль-фатава аль-хайрия, т. 1, с. 72-73].
Ученый ханбалитского мазхаба имам ибн Куддама
в своей книге «Аль-Мугни» пишет: «Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то происходит три развода, даже если муж имел в виду один. Мы не знаем относительно этого вопроса разногласий» [См.: Ибн Куддама, Аль-Мугни, т. 7 с. 483]. Также имам Аль-Бахути в своей книге «Кашшаф аль-Кина» пишет: «Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то получается троекратный развод»
[См.: Аль-Бахути, Кашшаф аль-Кина, т. 5 с. 261].
Ученый маликитского мазхаба имам аль-Баджи
в своей книге «Аль-Мунтака» пишет: «Ибн Аббас согласился с мнением группы сподвижников (о том, что такой развод считается тройным) и таким образом в этом вопросе ученые пришли к единогласию (иджме)» [См.: Аль-Баджи, Аль-Мунтака, т. 5, с. 261].
Отдел фетв Муфтията РД



