Время – безмятежная река: события, люди, целые эпохи то всплывают к ее поверхности, то вновь погружаются в мягкие обволакивающие воды, грозя навсегда исчезнуть в
бесцветной ленте небытия. И, увы, неподвластен человеку главный закон времени – необратимость.
Невозможно прокрутить назад историю – лишь выхватить из ее потока значимые факты, лица героев и гениев эпохи, чьи имена стали достоянием и гордостью человечества.
В большей степени эта задача под силу одному из самых интересных жанров искусства
– документальному кино и тем, кто его создает, – кинематографистам. На них возложена
почетная миссия летописцев событий, человеческих судеб, истории.
Справляются ли с ней дагестанские кинематографисты? Какие мысли, идеи волнуют
их, и почему дагестанский зритель не избалован показами документального кино?
В поисках ответов на эти вопросы я обратилась к руководителю творческого объединения «Панорама» Абдуле БЕЧЕДОВУ.
Документальное кино – интересное и очень трудоемкое
искусство, – говорит он. – В
среднем на один фильм приходится 30-50 выходов на
съемки. Приступая к работе,
я запасаюсь «христианским»
терпением, иначе зритель не
осмыслит кино, не проникнется
идеей произведения.
Абдула Бечедов не понаслышке знаком со всеми
премудростями творческой
работы. На сегодняшний
день все отснятые им картины – результат сложной плодотворной работы автора,
первой из которых является
небезызвестная – «Вспомним
всех поименно». Удивительна
предыстория создания этой
киноленты:
– В годы Великой Отечественной войны мой дед пропал без вести. Мне хотелось
проследить путь его воинской
службы. Перебирая архивные
документы, я обнаружил, что
имена многих людей, павших
в ожесточенной битве за Родину, за давностью времени преданы забвению. Так возникла
идея создания документального кино «Вспомним всех поименно».
В то время, да и впредь,
огромную помощь мне оказал
Государ
ственный
комитет
по архиву РД
тем, что
откликнулся
на мою
просьбу
предоставить
весь необходимый для
изучения материал,
– с благодарностью говорит он.
Тема истинного патриотизма и удивительной человеческой судьбы в годы Великой
Отечественной войны нашла
свое воплощение в другом его
кинопроизведении «Фронтовая
журналистика».Огромной удачей Абдула Бечедов считает
то, что при его создании ему
удалось встретиться с несколькими из военных журналистов.
К сожалению, их, как и ветеранов Великой Отечественной
войны, из года в год становится все меньше и меньше, и вот
уже те из них, кто принимал участие в фильме, ушли из
жизни: это Тамара Березов-
ская и Федор Зимбель.
Думается, что упомянутые выше фильмы призваны
ответить на острый вопрос о
проблеме нравственно атриотического воспитания. Каким
должен быть настоящий патриот? Как все это донести до
сознания мальчиков и девочек,
взращенных на бездушных
блокбастерах, «нежизненном»,
компьютеризированном кино?
Достойные примеры любви к
Родине, мужества и самоотверженности явили бы им герои
авторских кинокартин дагестанского кинематографиста, будь
они представлены школьникам
на уроках военной подготовки
или во внеурочное время.
На сегодняшний день А.Бечедов – автор семи картин, в том
числе «Союз журналистов Дагестана», «Боль тревоги» (фильм
о чернобыльцах), «Пусть сбывается мечта», «Фестиваль и
туризм», «Почта вчера и сегодня», которые были замечены
и получили высокую оценку на
международных и российских
кинофестивалях. Яркое свидетельство тому – дипломы и
награды: дипломант. Международного фестиваля им.
С.Ф.Бондарчука «Волокаламский рубеж» за фильм
«Вспомним всех поименно», лауреат конкурса «Все мы сочинцы хотя бы раз в году»
за фильм «Фестиваль
и туризм», на V Международном фестивале видеолюбителей
2-е место в номинации «Фильм, посвященный 60-летию По-
беды» – «Вспомним
всех поименно», дипломант 2-го Международного фестиваля
им. С.Ф.Бондарчука
«Волокаламский рубеж» – фильм «Фронтовая журналистика», диплом
лауреата 2-го регионального
конкурса журналистов «Золотое перо» памяти Героя России
А-Х. Кадырова, второе место в номинации «Лучший материал,
способствующий укреплению
дружбы народов Северного
Кавказа» и многие другие награды.
Участие в многочисленных
фестивалях – огромный, но, пожалуй, не единственный стимул
для работы.
– Приятно осознавать, что
твой труд оценен именитыми профессионалами этой сферы культуры, но для меня важнее всего
тот опыт, который я приобретаю,
общаясь с представителями российских и зарубежных киностудий. Эти встречи дорогого стоят,
– признается А. Бечедов.
Дорогого стоит и конкуренция дагестанского документального кино, составляемая
творческим объединением «Панорама» таким маститым кинофабрикам, как «Ленфильм»,
ОАО «1 канал Росмедиагрупп»,
«Беларусьфильм».
Беседуя с Абдулой Магомедовичем, я изначально и не подозревала о том, что этот опытный кинематографиста
мостоятельно осваивал премудрости киноискусства.
Окончив иностранный факультет ДГУ, он работал
пресс-секретарем МЧС и
по долгу службы снимал
стихийные бедствия, отсылая затем материал на
телевидение.
– Это были очень напряженные и интересные
годы работы, – вспоминает он, – своеобразная
база подготовки для моего будущего занятия документальным кино.
К сожалению, нет в Дагестане ни студии, ни базового центра, где начинающие ребята
могли бы обучаться киноискус
ству, поэтому А. Бечедов мечтает об открытии секции детско-юношеских фильмов, чтобы
помочь молодежи реализовать
свой творческий потенциал.
В одиночку существовать
таким, как Абдула Бечедов,
немыслимо. Осознавая это,
известный дагестанский кинематографист Магомед Сулейманов выступил с предложением собираться всем деятелям
кино республики для обсуждения творческих замыслов и
планов.
А пока в рамках твор
ческого объединения
«Панорама» А. Бечедов
планирует объявить конкурс на лучшую
идею
создания
документального
фильма о
Дагестане. Уже
учреждена
ежегодная
премия
«Панорама» за лучший фильм
года. Разве это не прекрасный
стимул для молодых начинающих кинорежиссеров?
– Хотелось бы создать
фильм об обычаях, традициях
народов Дагестана, – поделился Абдула Магомедович своими планами на будущее. – Переводить их на национальные
языки.
Когда я спросила о необходимости атериальной поддержки, он только плечами пожал: «Надо работать, засучив
рукава, а не сидеть, протянув
руку».
Приступая к написанию
этого ма териала,
я поймала
себя
на
мысли, что
культурное
наследие
создается не
группой
людей и
даже не
специальными министерствами и ведомствами, а отдельными личностями – настоящими энтузиастами, признанными мастерами своего дела.