Есть только миг…

Время – безмятежная река: события, люди, целые эпохи то всплывают к ее поверхности, то вновь погружаются в мягкие обволакивающие воды, грозя навсегда исчезнуть в
бесцветной ленте небытия. И, увы, неподвластен человеку главный закон времени – необратимость.

Невозможно прокрутить назад историю – лишь выхватить из ее потока значимые факты, лица героев и гениев эпохи, чьи имена стали достоянием и гордостью человечества.
В большей степени эта задача под силу одному из самых интересных жанров искусства
– документальному кино и тем, кто его создает, – кинематографистам. На них возложена
почетная миссия летописцев событий, человеческих судеб, истории.
Справляются ли с ней дагестанские кинематографисты? Какие мысли, идеи волнуют
их, и почему дагестанский зритель не избалован показами документального кино?
В поисках ответов на эти вопросы я обратилась к руководителю творческого объединения «Панорама» Абдуле БЕЧЕДОВУ.

Документальное кино – интересное и очень трудоемкое
искусство, – говорит он. – В
среднем на один фильм приходится 30-50 выходов на
съемки. Приступая к работе,
я запасаюсь «христианским»
терпением, иначе зритель не
осмыслит кино, не проникнется
идеей произведения.
Абдула Бечедов не понаслышке знаком со всеми
премудростями творческой
работы. На сегодняшний
день все отснятые им картины – результат сложной плодотворной работы автора,
первой из которых является
небезызвестная – «Вспомним
всех поименно». Удивительна
предыстория создания этой
киноленты:
– В годы Великой Отечественной войны мой дед пропал без вести. Мне хотелось
проследить путь его воинской
службы. Перебирая архивные
документы, я обнаружил, что
имена многих людей, павших
в ожесточенной битве за Родину, за давностью времени преданы забвению. Так возникла
идея создания документального кино «Вспомним всех поименно».

В то время, да и впредь,
огромную помощь мне оказал
Государ
ственный
комитет
по архиву РД
тем, что
откликнулся
на мою
просьбу
предоставить
весь необходимый для
изучения материал,
– с благодарностью говорит он.

Тема истинного патриотизма и удивительной человеческой судьбы в годы Великой
Отечественной войны нашла
свое воплощение в другом его
кинопроизведении «Фронтовая
журналистика».Огромной удачей Абдула Бечедов считает
то, что при его создании ему
удалось встретиться с несколькими из военных журналистов.
К сожалению, их, как и ветеранов Великой Отечественной
войны, из года в год становится все меньше и меньше, и вот
уже те из них, кто принимал участие в фильме, ушли из
жизни: это Тамара Березов-
ская и Федор Зимбель.
Думается, что упомянутые выше фильмы призваны
ответить на острый вопрос о
проблеме нравственно атриотического воспитания. Каким
должен быть настоящий патриот? Как все это донести до
сознания мальчиков и девочек,
взращенных на бездушных
блокбастерах, «нежизненном»,
компьютеризированном кино?
Достойные примеры любви к
Родине, мужества и самоотверженности явили бы им герои
авторских кинокартин дагестанского кинематографиста, будь
они представлены школьникам
на уроках военной подготовки
или во внеурочное время.
На сегодняшний день А.Бечедов – автор семи картин, в том
числе «Союз журналистов Дагестана», «Боль тревоги» (фильм
о чернобыльцах), «Пусть сбывается мечта», «Фестиваль и
туризм», «Почта вчера и сегодня», которые были замечены
и получили высокую оценку на
международных и российских
кинофестивалях. Яркое свидетельство тому – дипломы и
награды: дипломант. Международного фестиваля им.
С.Ф.Бондарчука «Волокаламский рубеж» за фильм
«Вспомним всех поименно», лауреат конкурса «Все мы сочинцы хотя бы раз в году»
за фильм «Фестиваль
и туризм», на V Международном фестивале видеолюбителей
2-е место в номинации «Фильм, посвященный 60-летию По-
беды» – «Вспомним
всех поименно», дипломант 2-го Международного фестиваля
им. С.Ф.Бондарчука
«Волокаламский рубеж» – фильм «Фронтовая журналистика», диплом
лауреата 2-го регионального
конкурса журналистов «Золотое перо» памяти Героя России
А-Х. Кадырова, второе место в номинации «Лучший материал,
способствующий укреплению
дружбы народов Северного
Кавказа» и многие другие награды.
Участие в многочисленных
фестивалях – огромный, но, пожалуй, не единственный стимул
для работы.
– Приятно осознавать, что
твой труд оценен именитыми профессионалами этой сферы культуры, но для меня важнее всего
тот опыт, который я приобретаю,
общаясь с представителями российских и зарубежных киностудий. Эти встречи дорогого стоят,
– признается А. Бечедов.
Дорогого стоит и конкуренция дагестанского документального кино, составляемая
творческим объединением «Панорама» таким маститым кинофабрикам, как «Ленфильм»,
ОАО «1 канал Росмедиагрупп»,
«Беларусьфильм».
Беседуя с Абдулой Магомедовичем, я изначально и не подозревала о том, что этот опытный кинематографиста
мостоятельно осваивал премудрости киноискусства.
Окончив иностранный факультет ДГУ, он работал
пресс-секретарем МЧС и
по долгу службы снимал
стихийные бедствия, отсылая затем материал на
телевидение.

– Это были очень напряженные и интересные
годы работы, – вспоминает он, – своеобразная
база подготовки для моего будущего занятия документальным кино.
К сожалению, нет в Дагестане ни студии, ни базового центра, где начинающие ребята
могли бы обучаться киноискус
ству, поэтому А. Бечедов мечтает об открытии секции детско-юношеских фильмов, чтобы
помочь молодежи реализовать
свой творческий потенциал.
В одиночку существовать
таким, как Абдула Бечедов,
немыслимо. Осознавая это,
известный дагестанский кинематографист Магомед Сулейманов выступил с предложением собираться всем деятелям
кино республики для обсуждения творческих замыслов и
планов.
А пока в рамках твор
ческого объединения
«Панорама» А. Бечедов
планирует объявить конкурс на лучшую
идею
создания
документального
фильма о
Дагестане. Уже
учреждена
ежегодная
премия
«Панорама» за лучший фильм
года. Разве это не прекрасный
стимул для молодых начинающих кинорежиссеров?
– Хотелось бы создать
фильм об обычаях, традициях
народов Дагестана, – поделился Абдула Магомедович своими планами на будущее. – Переводить их на национальные
языки.
Когда я спросила о необходимости атериальной поддержки, он только плечами пожал: «Надо работать, засучив
рукава, а не сидеть, протянув
руку».
Приступая к написанию
этого ма териала,
я поймала
себя
на
мысли, что
культурное
наследие
создается не
группой
людей и
даже не
специальными министерствами и ведомствами, а отдельными личностями – настоящими энтузиастами, признанными мастерами своего дела.

Следующая статьяЯ ВЕРЮ В СВОЮ ЗВЕЗДУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы поздравил ветерана Великой Отечественной войны с днём рождения

14 октября исполнилось 99 лет почётному гражданину города Махачкалы, легендарному разведчику, ветерану Великой Отечественной войны Гаджи Магомедовичу Инчилову. Поздравить...

Мэр Махачкалы посетил туристический форум “Открытый Дагестан”

14 октября на стадионе "Анжи-Арена" в Каспийске прошёл туристический форум "Открытый Дагестан", на котором приняли участие представители туристической отрасли...

Махачкалинец погиб в результате наезда на шлагбаум

Сегодня, примерно в 7:00, в поселке Тарки, который является часть городского округа Махачкала, 18-летний местный житель, управляя мотоциклом «Zuumav...

В Махачкале провели зарядку для людей с ограниченными возможностями

14 октября на стадионе "Труд", который находится в Махачкале, провели зарядку для людей с ограниченными возможностями. Об этом в...

В махачкалинском аэропорту у россиянина нашли незадекларированные 100 тысяч дирхам

В аэропорту столицы Дагестана у гражданина Российской Федерации, который вылетал в Дубай местные таможенники обнаружили незадекларированные деньги в размере...

В Махачкале прошел показ фильма «Своих не бросаем»

В столице Дагестана в стенах Кумыкского театра состоялся премьерный показ документального фильма «Своих не бросаем», повествующий об участниках СВО...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам