Гармония души и нот

Нотки, дождавшись освобождения, неспешно покидают
фортепиано и, выскользнув в
замочную скважину, прыгают
по ступенькам вниз, проверяя
акустику подъезда, вплетаясь
в фон предрассветной тишины. Привычка творить ночью и
рано утром осталась у члена
Союза композиторов России
Магомеда Гусейнова со времен
напряженных будней, заполненных нетворческой работой.
В предвкушении обязанностей композитор должен был
сделать живительный глоток
перед рабочим днем, и коллег
встречала лирическая мелодия из кабинета заведующего
музыкальной редакцией ГТРК
«Дагестан».

Фонике утра соответствует
именно лирика. Уже потом день
придаст иное звучание новым
аккордам, которые сложатся
в фрагмент симфонического
произведения или эстрадную
песню.

Великую музыку, в отличие
от шедевров других видов искусств, узнают почти всегда
вовремя. Оттого, что ее стук
в души людей звучен. Лесть
и правду в оценке творчества
Магомед Азизханович чувствует так же тонко, как фальшь
в музыке. Но природная деликатность принимает чужие
слабости. До поры. А увидеть
композитора в ярости – так же
сокровенно, как проникнуть в
творческую лабораторию. Не в
кабинет, где половину площади
занимают инструмент и компьютер, специальная программа которого облегчает технический труд. А в замыслы…

Прекрасный рассказчик,
владеющий словом не менее
изощренно, чем музыкальным
инструментарием, он может
озвучить сокровенную мысль
своих произведений. И все
же слово бессильно передать
развитие этой мысли. Вседоступность, всепостижимость,
всепроникновенность музыки
когда-то побудили переполненного страстями юношу из села
Хлют Рутульского района сделать этот вид искусства делом
жизни. Ее величество МУЗЫКА
— вот кому можно довериться,
без страха быть непонятым или
непринятым. Драматизм, пронизывающий личную судьбу
композитора, сливаясь с переживаниями общества, обретает
великую силу выражения общих чаяний в вокально-симфонических произведениях М.Гусейнова.

Все чувства доступны музыке – многовековую фразу французский композитор, известный
больше как автор очерков о
музыке, Третри дополнил важным нюансом – за исключением плохих стихов. Поэтическое
насыщение для своих произведений Магомед Гусейнов подбирает тщательно – детская
ли это песенка или крупное
произведение, как трагические
фрески на стихи С.Стальского
и Е.Эмина.

До сих пор не может комозитор обнаружить слова для
музыкального сочинения, выражающего его восприятие
искусства, названного «Музыкой». Неравнодушие к поэзии
Эмина определило словесное
полотно не только трагических
фресок, драматической поэмы
«Эмин», нескольких песен, но и призвало М.Гусейнова написать музыку к спектаклю по
сценарию Арбена Кардаша о
великом лезгинском поэте.

Музыка к спектаклям, кино и телефильмам — тоже проявление гражданской активности
композитора, не обособившегося в своем творческом
мире. Здесь хочется поставить
ноты…

Модуляции мелодий в его симфонической сюите «Музыкальные краски Дагестана»,
концерте-поэме для фортепиано с оркестром «Контрасты»,
лирической кантате «Ритмы
Лалаана»,камерных сочинениях, оживляя прекрасные звуки,
приносят наслаждение гармонией.

Мир музыканта, как и представителя любого другого искусства, субъективен. И характер музыки всегда зависит от
склада мышления автора. Пропуская сквозь призму индивидуальных способностей, звуковое
многообразие, он перестраивает его в нечто новое. Дирижирует процессом переплавки
звуков в музыку кругозор.

Музыковед Маймусат Коркмасова, убежденная, что широта обзора непременно должна включать в себя профессиональное образование, допускает( как из всякого правила)
исключения:
— Это как раз тот случай…
Не хочется говорить об этом
применительно к Магомеду
Азизхановичу, но раз зашел
разговор о таких тонкостях
ремесла, скажу. Получив зачатки композиторского образования в Институте культуры в Москве, где он учился композиции, Гусейнов в своем
саморазвитии настолько пытлив, что сумел преодолеть все
грани и перерасти многих композиторов. В плане широты
охвата интонационного строя.
Очень интересно, когда композитор сам добивается этого в своем видении. Скажем,
Бетховен или Бах не учились
этому нигде. Грамота – чисто
техническое дело.

А настоящая музыка рождается, когда композитор охватывает музыкальный смысл, интонацию. Здесь непременно хочется поставить ноты … И хотя
они немы, способны настроить
читателя на восприятие окружающих звуков. И задуматься,
что именно они, организуясь в
ритмический ряд, могут подвигнуть сочинителя на новое произведение.

Подчеркивавший свою
непритязательность на ученость, Бетховен с детства пытался постигать смысл сказанного мудрецами того времени.
Умение впитывать переливы
социальной жизни и улавливать волнения природы рождают идеи. Они, «превращаясь в звуки, звучат, бушуют,
пока не станут перед автором
в виде нот». Естественно, для
музыканта ноты имеют более
определенный смысл, чем
слова. Когда Магомед Гусейнов выстраивал их в детские
песни на стихи А.Раджабова, за которые получил 1 премию
Республиканского конкурса, или драматичесую поэму
«Эмин», которая сделала его
лауреатом Государственной
премии им.Г.Гасанова, или
трагические фрески «Протест совести», отмеченные
Государственной премией
им.С.Агабабова, он наполнял
ноты не только вдохновением,
но и содержанием, без которых немыслимо подлинное
музыкальное произведение.

«Пришло в голову» — сакральная фраза, определяющая творческий процесс…
Какой будет встреча того, что
пришло, зависит и от длительности, и от силы ожидания.

— Почему-то музыка приходила папе в голову ночью
раньше, — не могут не быть свидетелями рождения сочинений
домашние. И скрипачка Айна в
детстве затаенно окуналась в
это волшебство. — Музыка соответствовала ночи, спокойная,
умиротворяющая и одновре
менно фантастическая, сказочная.

Картинность мышления
отца настолько была ощутима
на слух и завораживала, что
подобным хотелось заполнить
и свою жизнь. В шесть села за
папино пианино Айна, а до этого примерялась к инструменту
Гюзель, которая не изменила
уже фортепиано и стала концертмейстером. Айна выбрала то, что ближе по характеру
звучания ночи – скрипку. Назим – гобой. У старшей Нурият
и ее дочери со временем проявились вокальные данные, и
среди песен, исполняемых ими,
особой эмоциональностью выделяются гусейновские.

Есть у Магомеда Азизхановича музыкальные произведе
ния, посвященные каждому из
шести детей. Они же играют
музыку отца и ревностно относятся к ошибкам других исполнителей. Когда на репетиции симфонического оркестра
один из музыкантов торопился,
играя партию духовых из «Дороги на Фалфан», Айна не выдержала и сделала замечание.
Глядя на партитуры, лежащие
перед оркестрантами, хочется
скопировать строчку нот… Но
этим не передать тембра инструментов.

Музыка Гусейнова, по признанию его друзей и коллег,
очень похожа на самого композитора.

Песни его отличаются особой лиричностью. Хотя есть и
шуточные, и патетические.

Пафос баллады о матери в
исполнении Хаирбека Асланбекова сделал премьеру этой
песни событием в музыкальной
жизни республики. Умение отталкиваться от текста способствовало рождению такого необычного представителя малого
жанра, как веселая песенка «В
Сингапуре». Впрочем, реакция
«текст — музыка» в творчестве
М.Гусейнова взаимообратная.
Общение с музыкантами, курьезные случаи из их жизни
со временем не пожелали тесниться в рамках устного жанра
и подтолкнули заслуженного
деятеля искусств РД и РФ М.Гусейнова к выпуску двух изданий
юморесок.

Звуковое выражение мыслей композитора, проторившее
свои пути, подсказывало ориентиры и в других занятиях.
Контрастом компенсировать существующее, создавая целое в восприятии жизни. Свое
слово о музыке и музыкантах
Гусейнов сказал в контрастных
формах — в юморесках «Дагестанские музыканты улыбаются» и в справочнике «Дагестанские деятели музыкальной
культуры ХХ века». Будет ли
он препарировать сам процесс
творчества, кажется, зависит
и от супруги Бидирнисе — профессионального музыканта, единомышленника и хранителя
творческого уюта, который позволяет теперь творить Магомеду Азизхановичу и днем.

В эти дни есть повод для
паузы – 65-летний юбилей, но
крещендо привычек проявляет
натуру композитора, и выбор
однозначен: МУЗЫКА.

— Произведения Гусейнова
звучат не только в Дагестане,- многолико чувство, с которым супруга говорит о композиторе. — Концерт для гобоя
с оркестром прочно вошел в
репертуар симфонического
оркестра им. Ниязи Гостелерадио Азербайджана. Многие
музыкальные произведения
звучали в исполнении московских коллективов. Событием в профессиональной
дагестанской музыке стало
участие композитора в этом
году в Международном фестивале современной музыки в Нальчике, посвященном
100-летию великого композитора Дмитрия Шостаковича.
Кабардино-Балкарский государственный симфонический
оркестр исполнил концерт-поэму «Контрасты».

Желание перечислить музыкальные сочинения композитора шариком пинг-понга от
билось от фразы заслуженного
деятеля искусств М.Коркмасова
« Количество в искусстве ничего не определяет».

— Чисто механическое деление в музыке не правомерно. Гусейнов – разносторонний композитор, успешно
работает в разных жанрах.
Особое место в его творчестве занимают музыкально-поэтические жанры. Начиная
с ранних вокальных циклов на
стихи Алирзы Саидова и Фазу
Алиевой, они нашли логическое развитие в опере «Шарвили» — работу над которой он
недавно завершил.

Музыкальный материал неисчерпаем — и 7 нот, 12 звуков
будут рождать новые комбинации, служа музыкантам в
создании новых произведений, где «Я» композитора будет сливаться с многоголосым
«я» слушателя. От соблазна
поставить здесь ноты можно
удержаться, но не назвать количество музыкальных произведений Магомеда Гусейнова
трудно – их более 200.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам