Нотки, дождавшись освобождения, неспешно покидают
фортепиано и, выскользнув в
замочную скважину, прыгают
по ступенькам вниз, проверяя
акустику подъезда, вплетаясь
в фон предрассветной тишины. Привычка творить ночью и
рано утром осталась у члена
Союза композиторов России
Магомеда Гусейнова со времен
напряженных будней, заполненных нетворческой работой.
В предвкушении обязанностей композитор должен был
сделать живительный глоток
перед рабочим днем, и коллег
встречала лирическая мелодия из кабинета заведующего
музыкальной редакцией ГТРК
«Дагестан».
Фонике утра соответствует
именно лирика. Уже потом день
придаст иное звучание новым
аккордам, которые сложатся
в фрагмент симфонического
произведения или эстрадную
песню.
Великую музыку, в отличие
от шедевров других видов искусств, узнают почти всегда
вовремя. Оттого, что ее стук
в души людей звучен. Лесть
и правду в оценке творчества
Магомед Азизханович чувствует так же тонко, как фальшь
в музыке. Но природная деликатность принимает чужие
слабости. До поры. А увидеть
композитора в ярости – так же
сокровенно, как проникнуть в
творческую лабораторию. Не в
кабинет, где половину площади
занимают инструмент и компьютер, специальная программа которого облегчает технический труд. А в замыслы…
Прекрасный рассказчик,
владеющий словом не менее
изощренно, чем музыкальным
инструментарием, он может
озвучить сокровенную мысль
своих произведений. И все
же слово бессильно передать
развитие этой мысли. Вседоступность, всепостижимость,
всепроникновенность музыки
когда-то побудили переполненного страстями юношу из села
Хлют Рутульского района сделать этот вид искусства делом
жизни. Ее величество МУЗЫКА
— вот кому можно довериться,
без страха быть непонятым или
непринятым. Драматизм, пронизывающий личную судьбу
композитора, сливаясь с переживаниями общества, обретает
великую силу выражения общих чаяний в вокально-симфонических произведениях М.Гусейнова.
Все чувства доступны музыке – многовековую фразу французский композитор, известный
больше как автор очерков о
музыке, Третри дополнил важным нюансом – за исключением плохих стихов. Поэтическое
насыщение для своих произведений Магомед Гусейнов подбирает тщательно – детская
ли это песенка или крупное
произведение, как трагические
фрески на стихи С.Стальского
и Е.Эмина.
До сих пор не может комозитор обнаружить слова для
музыкального сочинения, выражающего его восприятие
искусства, названного «Музыкой». Неравнодушие к поэзии
Эмина определило словесное
полотно не только трагических
фресок, драматической поэмы
«Эмин», нескольких песен, но и призвало М.Гусейнова написать музыку к спектаклю по
сценарию Арбена Кардаша о
великом лезгинском поэте.
Музыка к спектаклям, кино и телефильмам — тоже проявление гражданской активности
композитора, не обособившегося в своем творческом
мире. Здесь хочется поставить
ноты…
Модуляции мелодий в его симфонической сюите «Музыкальные краски Дагестана»,
концерте-поэме для фортепиано с оркестром «Контрасты»,
лирической кантате «Ритмы
Лалаана»,камерных сочинениях, оживляя прекрасные звуки,
приносят наслаждение гармонией.
Мир музыканта, как и представителя любого другого искусства, субъективен. И характер музыки всегда зависит от
склада мышления автора. Пропуская сквозь призму индивидуальных способностей, звуковое
многообразие, он перестраивает его в нечто новое. Дирижирует процессом переплавки
звуков в музыку кругозор.
Музыковед Маймусат Коркмасова, убежденная, что широта обзора непременно должна включать в себя профессиональное образование, допускает( как из всякого правила)
исключения:
— Это как раз тот случай…
Не хочется говорить об этом
применительно к Магомеду
Азизхановичу, но раз зашел
разговор о таких тонкостях
ремесла, скажу. Получив зачатки композиторского образования в Институте культуры в Москве, где он учился композиции, Гусейнов в своем
саморазвитии настолько пытлив, что сумел преодолеть все
грани и перерасти многих композиторов. В плане широты
охвата интонационного строя.
Очень интересно, когда композитор сам добивается этого в своем видении. Скажем,
Бетховен или Бах не учились
этому нигде. Грамота – чисто
техническое дело.
А настоящая музыка рождается, когда композитор охватывает музыкальный смысл, интонацию. Здесь непременно хочется поставить ноты … И хотя
они немы, способны настроить
читателя на восприятие окружающих звуков. И задуматься,
что именно они, организуясь в
ритмический ряд, могут подвигнуть сочинителя на новое произведение.
Подчеркивавший свою
непритязательность на ученость, Бетховен с детства пытался постигать смысл сказанного мудрецами того времени.
Умение впитывать переливы
социальной жизни и улавливать волнения природы рождают идеи. Они, «превращаясь в звуки, звучат, бушуют,
пока не станут перед автором
в виде нот». Естественно, для
музыканта ноты имеют более
определенный смысл, чем
слова. Когда Магомед Гусейнов выстраивал их в детские
песни на стихи А.Раджабова, за которые получил 1 премию
Республиканского конкурса, или драматичесую поэму
«Эмин», которая сделала его
лауреатом Государственной
премии им.Г.Гасанова, или
трагические фрески «Протест совести», отмеченные
Государственной премией
им.С.Агабабова, он наполнял
ноты не только вдохновением,
но и содержанием, без которых немыслимо подлинное
музыкальное произведение.
«Пришло в голову» — сакральная фраза, определяющая творческий процесс…
Какой будет встреча того, что
пришло, зависит и от длительности, и от силы ожидания.
— Почему-то музыка приходила папе в голову ночью
раньше, — не могут не быть свидетелями рождения сочинений
домашние. И скрипачка Айна в
детстве затаенно окуналась в
это волшебство. — Музыка соответствовала ночи, спокойная,
умиротворяющая и одновре
менно фантастическая, сказочная.
Картинность мышления
отца настолько была ощутима
на слух и завораживала, что
подобным хотелось заполнить
и свою жизнь. В шесть села за
папино пианино Айна, а до этого примерялась к инструменту
Гюзель, которая не изменила
уже фортепиано и стала концертмейстером. Айна выбрала то, что ближе по характеру
звучания ночи – скрипку. Назим – гобой. У старшей Нурият
и ее дочери со временем проявились вокальные данные, и
среди песен, исполняемых ими,
особой эмоциональностью выделяются гусейновские.
Есть у Магомеда Азизхановича музыкальные произведе
ния, посвященные каждому из
шести детей. Они же играют
музыку отца и ревностно относятся к ошибкам других исполнителей. Когда на репетиции симфонического оркестра
один из музыкантов торопился,
играя партию духовых из «Дороги на Фалфан», Айна не выдержала и сделала замечание.
Глядя на партитуры, лежащие
перед оркестрантами, хочется
скопировать строчку нот… Но
этим не передать тембра инструментов.
Музыка Гусейнова, по признанию его друзей и коллег,
очень похожа на самого композитора.
Песни его отличаются особой лиричностью. Хотя есть и
шуточные, и патетические.
Пафос баллады о матери в
исполнении Хаирбека Асланбекова сделал премьеру этой
песни событием в музыкальной
жизни республики. Умение отталкиваться от текста способствовало рождению такого необычного представителя малого
жанра, как веселая песенка «В
Сингапуре». Впрочем, реакция
«текст — музыка» в творчестве
М.Гусейнова взаимообратная.
Общение с музыкантами, курьезные случаи из их жизни
со временем не пожелали тесниться в рамках устного жанра
и подтолкнули заслуженного
деятеля искусств РД и РФ М.Гусейнова к выпуску двух изданий
юморесок.
Звуковое выражение мыслей композитора, проторившее
свои пути, подсказывало ориентиры и в других занятиях.
Контрастом компенсировать существующее, создавая целое в восприятии жизни. Свое
слово о музыке и музыкантах
Гусейнов сказал в контрастных
формах — в юморесках «Дагестанские музыканты улыбаются» и в справочнике «Дагестанские деятели музыкальной
культуры ХХ века». Будет ли
он препарировать сам процесс
творчества, кажется, зависит
и от супруги Бидирнисе — профессионального музыканта, единомышленника и хранителя
творческого уюта, который позволяет теперь творить Магомеду Азизхановичу и днем.
В эти дни есть повод для
паузы – 65-летний юбилей, но
крещендо привычек проявляет
натуру композитора, и выбор
однозначен: МУЗЫКА.
— Произведения Гусейнова
звучат не только в Дагестане,- многолико чувство, с которым супруга говорит о композиторе. — Концерт для гобоя
с оркестром прочно вошел в
репертуар симфонического
оркестра им. Ниязи Гостелерадио Азербайджана. Многие
музыкальные произведения
звучали в исполнении московских коллективов. Событием в профессиональной
дагестанской музыке стало
участие композитора в этом
году в Международном фестивале современной музыки в Нальчике, посвященном
100-летию великого композитора Дмитрия Шостаковича.
Кабардино-Балкарский государственный симфонический
оркестр исполнил концерт-поэму «Контрасты».
Желание перечислить музыкальные сочинения композитора шариком пинг-понга от
билось от фразы заслуженного
деятеля искусств М.Коркмасова
« Количество в искусстве ничего не определяет».
— Чисто механическое деление в музыке не правомерно. Гусейнов – разносторонний композитор, успешно
работает в разных жанрах.
Особое место в его творчестве занимают музыкально-поэтические жанры. Начиная
с ранних вокальных циклов на
стихи Алирзы Саидова и Фазу
Алиевой, они нашли логическое развитие в опере «Шарвили» — работу над которой он
недавно завершил.
Музыкальный материал неисчерпаем — и 7 нот, 12 звуков
будут рождать новые комбинации, служа музыкантам в
создании новых произведений, где «Я» композитора будет сливаться с многоголосым
«я» слушателя. От соблазна
поставить здесь ноты можно
удержаться, но не назвать количество музыкальных произведений Магомеда Гусейнова
трудно – их более 200.