Рецензия на книгу М.Р. Курбанова и Г.М. Курбанова
«Религии народов Дагестана: история и современность»
За последние десятилетия интерес к религиям народов Кавказа, Дагестана да и собственно к самой истории религий заметно возрос. Это объясняется тем, что религия тесно связана с историей, культурой народов. В русле этих интересов лежит и работа М.Р.Курбанова и Г.М.Курбанова.
В монографии «Религии народов Дагестана: история и современность» авторы показывают религию, культуру как важнейшие факторы, способствующие сближению межконфессиональных, межнациональных отношений и укреплению единства и дружбы народов. В книге исследуется и на многочисленных примерах доказывается, что Дагестан отличается не только национально-языковой пестротой и величием гор, но и самобытной полиэтнической культурой, поликонфессиональной религией.
Основная задача проведенного ими историко-религиозного анализа состояла в том, чтобы обозначить роль и влияние религий в жизни народов Дагестана, показать воздействие религиозных традиций на историко-культурные процессы как в прошлом, так и в наши дни. Реализация этого замысла вовсе не означала акцентирования внимания на противостоянии различных конфессий. Речь шла о рассмотрении архаичных верований, зороастризма, иудаизма, христианства и ислама как своеобразных продуктов исторического развития духовной культуры народов. Как бы в едином блоке рассматриваются история развития, формирования трех этих религий в Дагестане. Иными словами, они взглянули на духовную культуру народов Дагестана через призму различных религиозных учений. Авторам это удалось.
Существенные изменения в положении религий, вызванные в первую очередь распадом СССР и перестройкой в России и противостоянием исламских радикалов на Северном Кавказе, начиная с 1999 г., оставались без комплексного описания. Более того, за это время религия во многих регионах превратилась в политический фактор глобального значения. Все эти события, конечно, не могли не отразиться на положении в дагестанских религиозных структурах, о чем подробно изложено в книге. Здесь же рассмотрены проблемы партийности, духовных деятелей, различных конфессий, занимающих определенные политические позиции и пропагандирующих созвучные им идеи или создающих религиозные партии, движения.
Серьезное внимание в работе уделено и анализу государственно-религиозных отношений. Данный аспект позволил им не только представить общие черты в отношениях государства и религии, но и отметить ту сложность и неоднозначность в их взаимоотношениях, которые складывались в республике в разных исторических условиях.
В работе обращено внимание на то, что религия, с одной стороны, играет важную роль в формировании и развитии многих этнонациональных общностей, их самосознания, в передаче этнокультурной информации от поколения к поколению, с другой, выступая частью современной политической жизни в Дагестане, становится одним из ключевых направлений, определяющих общественно-политическую обстановку. Авторы на конкретных примерах показывают, что религия обладает мощным потенциалом, нацеленным на экспансию своих идеологических доктрин. В то же время в работе подчеркивается, что и религия испытывала на себе влияние этнической психологии дагестанских народов. Вероучение, религиозные традиции, культовая практика проходили своеобразную «этнизацию».
Заслуга авторов заключается в том, что они сумели в своей работе раскрыть глубинную взаимосвязь этноконфессиональных процессов. Серьезное внимание в работе уделено источниковедению. Подробно анализируется обширная литература, связанная так или иначе с предметом исследования. Сделан акцент и на некоторые методологические вопросы.
В монографии есть разделы, посвященные полиэтническим особенностям современного дагестанского общества и роли религии в общественно-политической жизни республики. Достаточно полно исследован процесс трансформации и эволюции этноконфессиональных систем в современном Дагестане. Определены структурные и типологические элементы этноконфессиональных отношений народов Дагестана. Здесь показано, как религия, будучи исторически включенной в культурный срез дагестанского общества, являясь его важным компонентом, неизбежно оказывает влияние на социально-экономические, культурно-исторические и межнациональные отношения народов Дагестана. В работе отмечено, что изменение политического строя и государственного устройства в
постсоветском Дагестане нашло свое выражение в политизации деятельности исламских организаций.
Авторы акцентируют внимание на проблемах появления в республике религиозного экстремизма и перспективах разрешения этноконфессиональных противоречий в Республике Дагестан. В работе подробно анализируется история развития в Дагестане мюридизма, шейхизма. Прослеживаются краткие биографии и деятельность известных дагестанских шейхов, алимов, суфийских орденов, тарикатских направлений, братство на Кавказе.
Вместе с тем рассмотренные проблемы уже на данном этапе дают нам возможность сделать некоторые выводы. В частности, указать на то, что религиозные направления, существующие в Дагестане, уходят своими корнями в древний Ближний Восток, Переднюю Азию, Европу; религии как общий социальный феномен специфически отражаются в материальной и духовной культуре, нравах, обычаях, обрядах, нередко являются важным элементом этнического самосознания. Авторы правильно делают вывод, что формирование и развитие народностей в Дагестане на протяжении многих веков проходили и ныне проходят при участии разных религий и церквей. Поэтому культура народов Дагестана и образ жизни несут на себе следы форм иудаизма, христианства, ислама и других конфессий.
Авторы книги стремились не только к фиксации событий, происходящих в религиозной жизни Дагестана, но и пытались выявить тенденции влияния на жизнь, бытие. В книге дана аргументированная критика религиозному экстремизму, фанатизму, терроризму, ваххабизму. Считаем, что книга «Религии народов Дагестана: история и современность» помогла многим правильно понять и оценить роль и место религии в культуре и жизни народов Дагестана и Северного Кавказа. Полагаем, что монография Курбановых внесла большой вклад в развитие философской науки.
Для сведения сообщаем, что авторами были изданы другие сотни философских научных статей и большое количество монографий: Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. «Религии в истории народов Дагестана» (2006г.), Курбанов М.Р. «Лезгины: проблемы разделенного народа» (1996г.), Курбанов М.Р. «Чеченцы-аккинцы», Курбанов М.Р. «Дагестан: депортация и репрессии» (2001г.), Курбанов Г.М. «Зороастризм в средневековом Дагестане» (1998г.), Курбанов М.Р. «Закон и религия», Курбанов Г.М. «Очерки по истории культуры народов Дагестана», Курбанов Г.М. «Религия и политика террора» (2002г.).
В заключение можно сказать, что книга Курбановых является первой попыткой комплексного изучения истории формирования мировых религий в Дагестане. Она, безусловно, внесла серьезный вклад в научное исследование проблемы истории религии и ее роли в развитии истории, культуры народов Дагестана и заслуживает присуждения Государственной премии Республики Дагестан в области общественных наук.