Чем обосновано появление вашего института в Махачкале?
— Нахождение в Дагестане единственного российского института, занимающегося проблемами геотермии, неслучайно. Наш регион был пионером в освоении геотермальных ресурсов в РФ. Это обусловлено тем, что на территории республики обнаружены большие ресурсы термальных вод.
ИПГ ДНЦ РАН основан в 1980 году, входит в состав отделения энергетики РАН. Из 110 сотрудников института 18 являются докторами наук, 32 — кандидатами. По укомплектованности научными кадрами ИПГ занимает ведущее место в системе РАН.
— Какова основная цель работы вашего института?
— Основной задачей института является разработка фундаментальных исследований освоения геотермальной энергии. Работа ведется в трех направлениях: гидродинамика и теплофизика геотермальных систем, пространственно-временная структура геотермальных полей, научно-технические основы извлечения и комплексного освоения геотермальных ресурсов.
В настоящее время наряду с основным направлением работы институт разрабатывает инвестиционные проекты для внедрения в народное хозяйство. Таких проектов насчитывается уже около двадцати.
— Какие из них вы считаете наиболее важными?
— На данном этапе самыми существенными являются исследования в области низкопотенциальных вод (20-40 0С). Артезианских скважин с 20-40- градусной водой в Дагестане больше 3000, но для нужд теплоэнергетики эти ресурсы практически не используются. Температура их недостаточна для теплоснабжения. С целью эффективного использования низкопотенциальных вод необходимы разработка и внедрение технологий теплонасосных систем теплоснабжения (ТСТ). Теплонасосные установки создаются в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения. В г. Махачкале внедрена система теплоснабжения с тепловым насосом для отопления многоквартирного дома.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев вода из артезианских скважин по причине высокой минерализации не должна поступать в дома, так как она вызывает коррозию трубопровода. Во избежание подобного рода проблем необходимо использовать двухконтурные системы, которые посредством артезианских вод обогревают в теплообменнике пресную воду, она и поступает далее в трубы.
В г. Махачкале уже внедрены системы теплоснабжения многоквартирных домов с термальными водами, но их количество крайне мало, менее 0,8% всего жилого комплекса. Дома, отапливаемые таким образом, есть в Махачкале I и на улице Ирчи Казака. Подключением жилых домов к системе геотермального теплоснабжения занимается АО «Геотермнефтегаз».
Использование ТСТ в более крупных масштабах могло бы решить значительную часть энергетических проблем республики. К тому же это приведет к освобождению довольно больших сумм, которые можно направить на решение социальных проблем.
Еще одним перспективным направлением в области геотермии является извлечение минерально-сырьевых компонентов из геотермальных рассолов. На территории Дагестана находится большое количество высокоминерализованных источников. В Тарумовском, Южносухокумском, Берикейском месторождениях уровень минерализации воды составляет 80-220 г/л. Помимо соли, в этих водах содержатся йод, бром, бор, литий, цезий, стронций и др. Внушительный вклад в экономику республики внесет строительство комбината по извлечению минеральных солей и микрокомпонентов. Такой завод по переработке минеральных вод с целью выделения карбоната лития намеревается построить корпорация «ТВЭЛ Инвесттехнолоджи». Сейчас ведутся переговоры с руководителями этой компании. Но первоначально нам нужно получить разрешение правительства.
Строительство бинарной ГеоЭС на Тарнаирском месторождении тоже входит в число наиболее важных разработок нашего института. На возведение таких ГеоЭС требуется меньше затрат и сроков, чем на ГЭС на горных реках республики. Зато технико-экономические показатели намного выше, а сроки окупаемости меньше. Задерживает развитие этого направления энергетики чрезмерная дороговизна импортного оборудования.
Весьма эффективно создание энерго-биологического комплекса (ЭБК). Этот проект разрабатывается совместно с АО «Геотермнефтегаз», во главе которого стоит Расул Магомедович Алиев. Мы намереваемся создать в Кизлярском районе на Речнинском геотермальном месторождении ЭБК по выращиванию в искусственных условиях ценной пищевой и сельскохозяйственной продукции – молоди и товарных осетровых, белково-витаминной биомассы, мяса птицы и ранних овощей.
— Где еще, помимо Махачкалы, термальные воды используются для теплоснабжения жилых домов?
— В Махачкале использование термальных вод минимально, но есть районы, где посредством геотермии отапливается довольно большой процент населения. К примеру, в городе Кизляре около 80% жилых домов используют воду из артезианских скважин, в Избербаше — 45-50%, также в Терекли-Мектебе, Каякенте не обходятся без такого дополнения к традиционным органическим топливным средствам.
— Как вы считаете, возможен ли переход Дагестана на экологически чистое топливо в ближайшие годы?
— Если внедрение геотермальных технологий останется на том же уровне, что и сейчас, в ближайшее десятилетие вряд ли что изменится. Дело в том, что цены на нефть и газ внутри страны пока невысоки. Для внедрения новых технологий на первых порах нужны большие денежные вложения, поэтому на данный момент легче завозить топливо, чем вкладывать средства в геотермию. Но, я думаю, что так же, как и во всем остальном мире, цены на традиционное топливо скоро поднимутся. Вот тогда-то наши разработки и окажутся актуальными. По прогнозам специалистов, к 2040 году около 30% теплоснабжения будет переведено на возобновляемые ресурсы.
Геотермальное теплоснабжение позволит экономично и с наименьшим риском для окружающей среды провести тепло в дома дагестанцев. В развитых европейских странах около 40-50% энергопотребления покрывается за счет теплонасосных технологий. Пора бы и нам целенаправленно использовать те блага, которые дарит природа.