СЛУЖИЛ КОРАБЕЛЬНОМУ ДЕЛУ

Одним из дагестанцев, чье имя стало бессмертным, является Генрих Гасанов, уроженец небольшого села Алкадар, что в Сулейман-Стальском районе.
«Инженер, ученый, педагог» – так называлась статья в малотиражной газете «За кадры верфям» от 15 июля 1970 года, в которой впервые в честь 60-летия открыто писали о Герое Социалистического труда, лауреате Ленинской и Государственной премий СССР, докторе технических наук, профессоре кафедры энергетики Ленинградского кораблестроительного института Генрихе Алиевиче Гасанове. Будучи засекреченным ученым-конструктором, он тогда был мало известен в Дагестане. Внук известного ученого-философа, поэта, педагога Гасана Эфенди Алкадари, брат композитора, лауреата Государственной премии СССР Готфрида Гасанова, Генрих родился 8 июля 1910 года в Дербенте в семье служащего Алимирзы Гасановича Гасанова. Отец братьев Гасановых прославился тем, что перевел на русский язык один из основных трудов своего отца Гасана Эфенди Алкадари «Ассари Дагестан», мать – Елена Владимировна Бек-Гасанова, являлась родной теткой писателя Александра Бека, автора «Волоколамского шоссе», «Жизни Бережкова».
Детские и школьные годы Генриха Гасанова прошли в Дербенте, Буйнакске, а затем в Махачкале. В 1927 году, окончив школу, он поступает в Ленинградское Военно-морское училище им. Фрунзе, где учится вместе с другом детства, будущим Героем Советского Союза Магомедом Гаджиевым. В 1929 году Генрих был демобилизован из Военно-морского училища по болезни и вернулся в Махачкалу, где поступил на работу слесарем бондарного завода Дагрыбтреста. В 1930 году он как лучший рабочий был направлен на учебу в Азербайджанский нефтяной институт. В 1931 году со второго курса перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт, который оканчивает в 1935 году, и направляется на работу в качестве инженера-конструктора в центральное конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода г.Ленинграда.
Г.А.Гасанов начинает работать в группе проектирования морских котлов и в короткий срок становится ведущим специалистом в этой области. В 1938 году он возглавил проектную группу.
Сорок лет своей яркой, полной творческих замыслов и открытий жизни отдал Генрих Алиевич становлению и развитию отечественной морской энергетики. Еще до войны им был создан испытательный стенд, на котором отрабатывались варианты обеспечения живучести корабельных энергетических установок. Предвидение и масштаб его прогнозов позволили снизить потери на флоте. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Г.А.Гасанову за целый ряд научных разработок была присуждена Государственная премия СССР первой степени. В 1943-1944 годы, считая основной своей задачей оказание технической помощи личному составу кораблей в эксплуатации, в наладке и ремонте корабельных установок, а также в проведении исследований, способствующих техническому развитию отечественного кораблестроительного котлостроения, Генрих Алиевич Гасанов провел на кораблях Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов серию испытаний, за что был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и рядом орденов и медалей.
После войны повысились требования к котельным установкам. Для создания новых котлов, отвечающих высоким требованиям, необходимо было создать сильный, работоспособный коллектив. И Генрих Гасанов выступил в роли организатора. В 1946 году он назначается начальником и главным конструктором бюро. Ему поручается организация бюро на Балтийском судостроительном заводе им.Серго Орджоникидзе. Его коллеги говорили, что он был, прежде всего, главным конструктором, а уже потом начальником. Он сам вникал в процесс проектирования, был первым советчиком конструкторов, которые работали над унификацией узлов и деталей судовых котлов. Создаваемые им конструкции каждый раз имели новые улучшенные качества. На всех судах советского флота главные и вспомогательные котлы были разработаны отделом, который возглавлял Генрих Алиевич Гасанов. Итогом этой большой работы явилось награждение отдела орденом Трудового Красного Знамени.
Кипучая энергия талантливого конструктора, неутомимого исследователя и новатора поставила ученого в число выдающихся создателей новой судовой техники. Любые трудности творческого поиска вдохновляли Гасанова на более решительные действия по их преодолению. Он обладал необычайной смелостью при решении сложнейших научных и технических проблем, прекрасной интуицией и научной прозорливостью. В послевоенный период под непосредственным руководством Г.А.Гасанова и при его личном участии был создан ряд котельных конструкций, за которые в 1958 году он был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии СССР, а в 1970 году за новые открытия в области морской энергетики Г.А.Гасанову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1959 году Г.А.Гасанов был утвержден Высшей аттестационной комиссией в качестве доцента кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института, а в 1966 году ему были присвоены ученая степень доктора технических наук и ученое звание профессора. Профессор Г.А.Гасанов вел большую научную и педагогическую работу. Его лекции по теории и проектированию судовых парогенераторов с большим интересом слушались студентами, а учебные пособия Г.А. Гасанова и по сегодняшний день являются ценным материалом при выполнении курсовых и дипломных работ.
Ученый-дагестанец всегда с большой радостью встречал и оказывал необходимую помощь землякам с Каспийского машиностроительного завода, которые учились и защищали дипломные работы в институте. Под руководством Г.А.Гасанова подготовлены и успешно защищены многочисленные диссертационные работы. Г.А.Гасанов активно участвовал и в работе Научно-технических советов Министерства судостроительной промышленности СССР.
Доброта и отзывчивость, готовность делиться своим опытом с молодыми снискали Г.А.Гасанову высокое уважение и почитание среди коллег и студентов.
Анатолий Петрович Александров, президент Академии наук СССР, долгие годы работавший с Генрихом Алиевичем, в поздравительном адресе к 60-летию конструктора дает ему такую оценку: «…во время совместной длительной и очень плодотворной (с вашей стороны) деятельности мы знали Вас как творца оригинальных и прогрессивных конструкций. Вы вполне заслужили свое неофициальное имя «Железный Генрих» и его полностью подтвердили, хотя в последнее время вас более точно следовало бы назвать «Генрихом Полиметаллическим». В последнее время ваша неутомимая изобретательность дала новую яркую вспышку. Вы предложили все перевернуть вверх дном и построить на новых принципах. Мы кинулись вслед за вами. И сейчас с надеждой идем к тому времени, когда будет получен решающий результат. Мы уверены, что ваша кипучая энергия и плодотворная деятельность дадут еще одно абсолютно новое предложение».
В газете “Красная Звезда” от 15 сентября 1988 года рассказывается, как «…целый месяц не покидая кабинет, не отвечая на звонки, три крупных ученых Н.И.Долижал, В.Н.Перегудов и Г.А.Гасанов – видный специалист по корабельной энергетике, поставили чертежную доску, с утра до ночи считали, чертили, снова чертили и считали. Постепенно определили вес атомной энергетической установки, ее габариты. Они создали атомный реактор для подводных атомных лодок». Кораблестроители называли Г.А.Гасанова «богом котлостроения».
Генрих Алиевич отличался скромностью, никогда не говорил о своих достижениях, да и нельзя было в то время этого делать. Был такой случай. Г.А.Гасанов принес домой Государственную премию СССР, жена – Ангелина Николаевна, спросила его, за что он получил такую весомую награду. На что ученый ответил: «Да я и сам не знаю за что».
В.Ф.Савочкин, заместитель начальника главка Министерства судостроительной промышленности СССР, вспоминал: «Г.А.Гасанов был обаятельным человеком, жизнелюбом и признанным острословом. Его остроумие проявлялось не только в часы отдыха, оно было его постоянным орудием в борьбе с равнодушием, бюрократизмом, просто некомпетентностью…».
Человек большого таланта, самых разнообразных интересов, он до конца своих дней был предан корабельному делу. Будучи уже серьезно больным, он каждый день заставлял себя вставать и идти на работу. Все уговоры близких были тщетны. Он никого не хотел слушать. Ему казалось, что он необходим там, где проработал всю жизнь, что ему обязательно нужно еще раз что-то обдумать, проверить, осуществить.
Генрих Алиевич очень любил природу. Отдых признавал только активный. Во время отпуска он редко выезжал в санаторий или дом отдыха. Брал ружье и спиннинг, продукты, все необходимое для ночевок на природе и вместе с супругой и друзьями отправлялся в Карелию или Прибалтику, или просто уходил в лес, или на озеро. Именно в общении с природой, во встречах с близкими людьми он видел прелесть отдыха, получал новый заряд творческой энергии.
В 1971 году, после двадцатипятилетнего перерыва, Генрих Алиевич вместе с женой Ангелиной Николаевной получил возможность посетить Дагестан. В этой поездке его сопровождал начальник одного из отделов специального конструкторского бюро Балтийского судостроительного завода Гири Моисеевич Хазан. Г.А.Гасанов с большой радостью встретился со своими родственниками в Махачкале, в родном селении Алкадар посетил могилы деда Гасана Эфенди Алкадари и отца Алимирзы.
Он встретился с друзьями детства в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Гунибе. С Абакаром Гаджиевым совершил свое второе восхождение на Гимринский хребет (первое совместно с братьями Абакаром и Магомедом Гаджиевыми, а также с Эффенди Капиевым состоялось в юности). С Абакаром Гаджиевым и директором одного из заводов г.Каспийска Камилем Гасановым посетил строящуюся Чиркейскую ГЭС. Переночевали на турбазе «Орлиное гнездо» и утром следующего дня вернулись в Махачкалу.
За короткое время Г.А.Гасанов объехал пол-Дагестана, и радости не было конца, улыбка не сходила с его лица, а усталости не чувствовалось.
Вернувшись в Махачкалу, он собрал в нашем доме всех своих родственников и близких, сел напротив и обратился к жене: «Лина, посмотри, какие они красивые». Лина незаметно вытерла слезу. Она знала, что ее супруг уже серьезно болен.
28 мая 1973 года Генриха Алиевича не стало. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Богуславском кладбище. В похоронах участвовала дагестанская делегация в составе секретаря Обкома КПСС Дагестана Ш.И.Исмаилова, президента Дагестанского филиала Академии наук СССР, члена-корреспондента АН СССР А.Х.Амирханова, главного инженера Каспийского завода Д.Эмирбекова, родственников Шихсаидова А.Р., Гусейнова Н.Г., Алкадарского С.И. и других.
И после смерти Генрих Алиевич Гасанов остался верен флоту. Его имя присвоено крупному танкеру Северного флота, который был спущен на воду 28 июля 1976 года. Строки В.Маяковского “…чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие добрые дела”, думаю, относятся и к имени этого великого человека и ученого.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с руководителями флагманов промышленных предприятий Дагестана

Вчера в стенах администрации столицы Дагестана под руководством мэра Юсупа Умавова состоялось совещание при участии руководителей флагманов промышленных предприятий...

Мэр Махачкалы посетил Открытое первенстве Махачкалы по MMA

9 июня, во Дворце спорта Дагестанского государственного педагогического университета прошло Открытое первенство Махачкалы по смешанным единоборствам. На мероприятии, которое...

Участились случаи мошеннических рассылок от лица Налоговой службы

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан сообщает об участившихся случаях мошеннических рассылок от налоговых органов. Неизвестные от имени ФНС...

Сергей Меликов опроверг присутствие беспилотников на территории Дагестана

Сегодня на просторах сети интернет начала появляться информация о якобы проникших на территорию республики Дагестан беспилотников. Глава региона Сергей...
spot_imgspot_img

Что делать при обнаружении беспилотника?

Администрация главы Республики Дагестан выпустила заявление в связи с распространяемой информацией о замеченных в республике беспилотниках: “Вопросы безопасности республики находятся...

Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации морского торгового порта Махачкалы

Сенатор от Республики Дагестан Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации махачкалинского морского торгового порта. Об этом сообщил в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам