Я ДАГЕСТАНЕЦ, ЛЮБЛЮ СВОЙ НАРОД

Так сказал горец из табасаранского аула Чере А.Акимов, когда ему был предложен пост главнокомандующего Дербентским фронтом в 1920 г. Каждый народ гордится своими славными сынами. И с каждым годом все ярче и ярче открываются новым поколениям образы мужественных и отважных борцов за народное счастье.

В периоды культа личности и застоя людей заставляли забывать о героических страницах своей истории, о личностях. Теперь созданы условия и возможности для объективного прочтения и интерпретации документов о минувших событиях и личностях, которые были заклеймены ярлыком националистов или врагов народа.
Говоря об Аллахверди Акимове и его соратниках в своих воспоминаниях, начальник штаба Дербентского фронта А.Дьяков пишет, что «эти лица считались национальными героями».
Имя Аллахверди Акимова стоит в одном ряду с именами отважных сынов Дагестана.
Впервые об А.Акимове узнал в 1960 г. от активного участника Гражданской войны А.С.Гасанова, когда, будучи студентом III курса ДГУ, писал курсовую работу на тему: «Разгром деникинцев в Кайтаго-Табасаранском округе».
Увлекательный рассказ собеседника о мужестве и храбрости А.Акимова заинтересовал меня и заставил еще основательнее изучить эту личность. С этой целью я неоднократно бывал в сел. Чере, беседовал со старожилами – К.Мурадхановым, Д.Раджабовым, Б.Гаджиевой – дочерью А.Акимова, А. Гамринским, Т.Шалбузовым, Т.Гаджиевым, Г.Магомедовым (Тюряг) и др., переписывался с его сыном Нажмутдином, сосланным в 30-е годы XX в. в Киргизию.
Кроме того, были использованы архивный материал и имеющаяся литература.
А.Акимов родился в 1887 г. в табасаранском ауле Чере. Конец XIX – нач. ХХ в. – время было совсем непростое. Наступил период, когда «настоящими людьми» стали те, у кого земли и скота больше. Поэтому всякими правдами и неправдами люди пытались урвать себе побольше. Значительная часть обездоленного населения подвергалась все более усиливающемуся национальному и социальному гнету. Гонимые нуждой жители многих аулов уходили на заработки в ближайшие города: Дербент, Баку, Куба и др. Нестабильной была и политическая обстановка в стране и на Кавказе. До предела обострились социальные противоречия. Боясь народных волнений, самодержавие предпринимало драконовские меры, которые не могли приостановить надвигающийся процесс. В стране нарастала тайная и явная борьба. На Северном Кавказе народные мстители объединялись в группы и защищали обездоленных от произвола и коррупции властей и их подручных местных богатеев. Их в народе называли абреками и качагами. Такие отряды в свою очередь находили поддержку в народных массах. Более того, простые люди слагали о них удивлявшие воображение сказания. В начале ХХ в. по всему Кавказу гремела слава об абреке Зелимхане. Большой популярностью в Южном Дагестане и Азербайджане пользовался Качаг-Наби. Однако в это же время на Кавказе орудовали уголовники, убийцы, грабители, которые называли себя абреками. Вот почему у последующих поколений и создались превратные оценки относительно всех абреков. В отряде народных мстителей оказался Аллахверди, а позже и возглавил боевую дружину, в которой насчитывалось 120 человек. Об этом отряде среди масс ходила молва, рассказывающая о его смелых «рейдах» против местных властей и богачей, о защите интересов обездоленных, большой щедрости к нуждающимся. Однако, слушая эти рассказы, сохранившиеся в народной памяти, надо помнить, что в условиях, когда нарушается элементарная справедливость, каждый, даже незначительный поступок в защиту трудящихся получает широкий резонанс, приобретающий со временем законченную форму. Активная деятельность народного мстителя во время всеобщего подъема движения за свое социальное и национальное освобождение не могла не привести и привела А. Акимова в лагерь поднявшихся на революционную борьбу трудящихся масс. Он стал признанным руководителем борьбы народных масс с ненавистным режимом.
В 1917г. А.Акимов совместно со своим племянником Бегляром Акимовым избили начальника Южно-Табасаранского участка Кюринского округа Каркулова за его бесчинства по отношению к трудовому населению. Каркулов пожаловался начальнику округа и просил вооруженный отряд, чтобы подвергнуть аресту Акимовых.
Ненависть к врагам трудового народа и организаторские способности
А.Акимова наглядно проявились в период оккупации Дагестана деникинской армией. «Добровольцы» повели себя в дагестанских аулах как хозяева, применяли ничем неоправданную жестокость. Опираясь на свою социальную базу местных богачей, они вели себя здесь как в оккупированной стране, реквизировали продовольствие и лошадей. И дошли до того, что на базаре в Касумкенте деникинцы снимали с людей одежду, отбирали все, что у них было: скот, продукты, хлеб и т.д. Они потребовали, чтобы каждое селение выделило определенное число вооруженных людей в белую армию. Горцы, естественно, оказывали сопротивление. А.Акимов возглавил борьбу трудовых масс, доведенных деникинцами до отчаяния. Известно, что в августе началось массовое выступление, начатое даргинцами, табасаранами и поддержанное остальными народами Дагестана. Это по существу было продолжением июньско-июльского антиденикинского восстания 1919г.
С самого начала оккупации Южного Дагестана деникинской армией здесь происходили антиденикинские выступления трудящихся масс. В этой борьбе А. Акимова активно поддерживали Бегляр Акимов, Тарикули Юзбеков и др. А. Акимов собрал жителей Кюринского округа и на сходе сказал, что они не должны подчиняться деникинцам. В эту же ночь он собрал у себя дома 21 человека, в том числе Абдулахада Имамова из сел. Чулат, Муслима Турабова из сел. Тюряг и др., и было составлено воззвание с призывом к населению округа не подчиняться деникинцам, и чтобы каждый со своим оружием пришел в местечко Арат вблизи сел. Заза и ЧIилихъар. На следующий день был созван съезд бедноты в местности Арат Южно-Табасаранского участка, на котором был обсужден вопрос об объявленной Деникиным мобилизации в Дагестане. Работой съезда руководили А. Акимов, Т. Юзбеков. Обсудив создавшееся положение, участники приняли решение не давать в армию Деникина ни одного солдата и немедленно начать вооруженное восстание. Позже все его участники, подняв широкие массы трудящихся, начали наступление на деникинцев.
Активный участник событий Гаджимет Сафаралиев вспоминает: «Восставшие решили разоружить деникинский отряд, находившийся в окружном центре (Касумкенте-М.Г.). Первым двинулся к Касумкенту Южно-Табасаранский участок. Восставших вел Т. Юзбеков, происходивший из селения Нижний Ярак. Весть о почине быстро разнеслась по всему округу – за ними двинулись и жители других участков Кутур-Кюринского, Агульского, Курахского, и вот уже многотысячная толпа, вооруженная чем попало: у кого кинжал, у кого берданка и считанное количество патронов – вступила в бой».
Согласно имеющимся данным, А. Акимов, собрав вооруженных лиц Кюринского округа 24 августа 1919г., двинулся на Касумкент, где находилось 260 казаков с 8 пулеметами. Вооруженная борьба между деникинцами и повстанцами продолжалась недолго. Начались переговоры. Деникинцы просили выпустить их из крепости вместе с оружием и требовали 30 заложников, которые проводили бы их до Дербента. Во время переговоров выяснилось, что к деникинцам подходило подкрепление, и уже этот отряд дошел до Ашага-Стал, давал оттуда сигналы своим. Офицеры, которые вели переговоры, стали возвращаться в крепость. Разгадав замысел врага, повстанцы тут же убили этих офицеров, напали на крепость и уничтожили большинство деникинцев. Позже благодарные жители Кюринского округа писали: «Мы, кюринцы, не знаем, чем отблагодарить Аллахверди за освобождение нас от варваров деникинцев».
Партизаны захватили орудия: 11 пулеметов, 330 винтовок, патроны. Число взятых в плен казаков составляло 60 человек, 120 были убиты. Вскоре после взятия Касумкента был созван съезд в местности Пирам-Булах около сел. Орта-Стал. При участии около 1500 человек был избран окружной ревком, в состав которого вошли 5 человек, в их числе был и
А.Акимов. Этот ревком существовал до 2 декабря 1919 г. Основной задачей вновь созданного органа власти была организация партизанских отрядов. В этом деле вновь проявились организаторские способности А. Акимова. Благодаря энергичным мерам за короткое время был организован отряд из 1000 человек, в том числе 400 конных бойцов. Во главе этого отряда А. Акимов и Б. Акимов двинулись через Мамраш на Дербент. Однако поход не достиг основной цели, так как в это время резко обострились отношения повстанцев с турками. Необходимо было решить, как использовать их при возникших обстоятельствах. Этот непростой вопрос был обсужден на специальном совещании, на котором участвовал А. Акимов.
По инициативе турок был созван новый съезд, на котором был избран исполнительный комитет. В его состав был избран и А. Акимов. Несмотря на видимость единого органа Исполкома, в нем наличествовало два непримиримых лагеря. Первый из них составляли сторонники богачей, другой – сторонники бедноты. А. Акимов принадлежал ко второму лагерю.
2 сентября 1919 г. вновь в аулах побывал А. Акимов. Он провел новый набор ополченцев. На этот раз удалось набрать конных 500 человек и 300 человек пеших. Осенью 1919 – в начале 1920гг. Дербентский фронт в Дагестане, да и, пожалуй, на Кавказе, становится основным. Так как с потерей Дербента Деникин лишался необходимой помощи на Кавказе и извне. Поэтому в этот период «главным участком Дагестанского антиденикинского фронта явилось Дербентское направление». Вот почему в начале 1920 г. остро встал вопрос о смещении командующего Дербентским фронтом турецкого полковника Руфат-бея и назначении на его место А.Акимова. Недалеко от Дербента в сел. Куллар фронтовым комитетом было созвано совещание, на котором обсудили вопрос о необходимости очистить фронт от турок и их ставленников. На второй же день это решение при содействии двух рот было проведено в жизнь – турецкие офицеры были арестованы. Главнокомандующим фронтом был назначен А.Акимов, начальником штаба – Турбин и комиссаром – Тымчук. Когда А. Акимову предложили занять пост главнокомандующего Дербентским фронтом, он долго отказывался от этого. По словам начальника штаба Дербентского фронта А.Дьякова, свой отказ он аргументировал следующими словами: «Я дагестанец, люблю свой народ, ненавижу богатых, туркам не верю, а с большевиками вместе согласен бить Деникина до конца освобождения Дагестана. Мне стыдно, что я неграмотный. Могу ли я быть большим командиром?» И все же после продолжительных уговоров А.Акимов согласился занять этот высокий и очень ответственный пост. И нужно сказать, что он с честью оправдал надежду товарищей. Об этом свидетельствует тот факт, когда, оценивая популярность А. Акимова среди народа, турецкий офицер Нури-паша пытался было привлечь его на свою сторону, обещая ему орден «Турецкую звезду», он категорически отверг это предложение. А. Акимов приступил к мобилизации горцев для наступления на деникинцев. Из горных аулов на Дербентский фронт приходили все жители, кто мог носить оружие, – и старики, и молодежь. Это был ответ на приказ штаба за подписью Аллахверди. На Дербентском фронте скопилось людей 5 тысяч. Войска, которыми командовал А. Акимов, сыграли решающую роль в освобождении Дербента от белогвардейцев. Против партизан армия Деникина имела свыше двух тысяч вооруженных бойцов, сосредоточенных вокруг Дербента и в самом Дербенте, несколько десятков пулеметов, одну батарею и четыре орудия. У берега моря действовал военный пароход с дальнобойными орудиями, город был кругом загражден колючей проволокой, действовали бронепоезда. В течение месяца он удерживал значительные силы белогвардейцев, переносил орудийный огонь с суши и с моря, и лишь во избежание потерь А. Акимов отступил на более удобные позиции в дербентских садах, нанося тяжелые потери противнику. Белогвардейские части, потеряв ориентировку, в панике бросились на север с целью прорваться в Порт-Петровск. Но там их ждала неприятность. «Кинжальное ополчение», как в шутку его называли, по команде А. Акимова бросилось врагу наперерез. У белогвардейцев создалось впечатление, что на них обрушилось бесчисленное войско, и они повернули обратно в город, к пристани, где их обстреляли пулеметчики Топалова.
Накануне 25 марта 1920 г. на состоявшемся в с. Джалган совещании было решено утром в 4 часа 26 марта под командой А. Акимова предпринять генеральное наступление на город Дербент.
На помощь восставшим в Дербент направились отряды из Кайтаго-Табасаранского округа во главе с Абдулой Камахским, Али Гамринским. Группа добровольческих офицеров, укрепившихся в гостинице «Гранд-отель», оказывала сопротивление окружавшим их со всех сторон горским частям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024. Представить декларацию о доходах, полученных в 2023 году, необходимо до 2 мая 2024 года....

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...
spot_imgspot_img

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам