Приведенное в заголовке данной статьи народное изречение лаконично, но очень ясно подчеркивает великое значение традиционной духовно-нравственной культуры в жизни, судьбе народа. Сущность народа, его национальный характер, менталитет, мировосприятие, жизненные приоритеты, идеалы раскрываются в языке и традициях, духовных ценностях его. Традиции, язык созданы самим народом, исходя из выводов тысячелетних духовных поисков лучшего, достойного человека обустройства жизни народа. А затем, регулируя все сферы жизнедеятельности народа в качестве обязательных для исполнения всеми моральных законов народа и обретя значение факторов воспитания подрастающих поколений, традиции сами стали духовно воссоздавать народ из поколения в поколение. Старшее поколение, особенно мудрые старейшины, кого величали умом народа, строго следили за тем, чтобы дети, юноши, девушки, молодежь в семье и обществе, в труде и взаимоотношениях с различными людьми неукоснительно следовали традициям народа, поступали, исходя из их требований.
Традиции народа творили человека гуманной ориентации, с цельным характером, твердыми убеждениями, с высоким чувством собственного достоинства, доброжелательного к людям, целеустремленного, знающего, как вести себя во взаимоотношениях со старшими и младшими, трудолюбивого, подготовленного к добровольному и безвозмездному труду на благо общества и рядом живущих людей. Этническая педагогическая система народов Дагестана, получившая название «традиционное горское воспитание», исключительно большое внимание уделяла формированию у подрастающих поколений нравственных качеств, которые определяют содержание отношения человека к людям, труду, природе, обществу.
Народный моральный кодекс «Намус» — это, по сути дела, стратегическая программа воспитания совершенного, всесторонне развитого, морально зрелого, подготовленного к жизни человека. Одним словом, значение этнокультуры как основы народной педагогики и непреходящей духовной ценности народа огромно. «Народ жив, пока живы его язык и традиции», — так сформулирована мной одна из важных тем в учебнике для 10-11-х классов «Подготовка юношей к жизни. Становление мужчины», автором которого я являюсь.
Стабильный, все более усиливающийся интерес педагогической науки к народному опыту воспитания, этнокультуре народов России, изучение важнейших проблем духовно-педагогического наследия их в целях решения актуальных проблем современной школы привели к тому, что сформировалась новая отрасль научной педагогики — этнопедагогика. Большие заслуги в изучении народной педагогики народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе народов Дагестана, имеет Г.Н.Волков, основоположник науки этнопедагогики, который так определяет роль и значение ее: « Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп, о воспитании и образовании детей, о морально-этических, эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и использует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций». Процессы демократизации общества усилили, упрочили национальное самосознание народов, пробудили у них обостренный интерес к родному языку, к своей духовной культуре, истории и др. Закон Российской Федерации « Об образовании» ориентирован на преодоление скептического, нигилистического отношения к национальным языкам и традиционной культуре многочисленных народов, имевшего место в советское время. Как подчеркивается в Законе, именно системой образования сохраняются, развиваются национально-региональные культурные традиции. Отсюда вытекают этносоциальные, этнокультурные, этнопедагогические функции национальной школы.
В условиях многонационального Дагестана этнокультура, общие для всех народов моральные, трудовые, патриотические, семейно-бытовые и иные традиции в течение всей истории выполняли функции сплочения, объединения этносов в макросоциальную общность — единый дагестанский народ.
К дагестанским традициям межэтнического общения, характеризующимся толерантностью, взаимопомощью, содружеством, братством между народами-соседями, проявляют большой интерес зарубежные ученые, деятели культуры, политики; эти традиции представляют вклад народов Дагестана в общечеловеческую культуру.
В последние годы значительно возрос интерес общества и его образовательной системы к наследственным духовно-нравственным ценностям народов. Учебные предметы, основанные на этнокультуре народов, появились в учреждениях образования национальных автономий: Якутии (Саха), Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Дагестана и др. Открываются этнокультурные школы (например, российских немцев) в ряде регионов России. В нашей республике также функционируют четыре гимназии этнокультурного профиля: Камышкутанская, Ленинкентская, Согратлинская и Каратинская. Уровень знаний и воспитанности учащихся этих инновационных образовательных учреждений намного выше, чем в массовых общеобразовательных школах.
Все это говорит о высоком престиже этнокультуры как важнейшего, надежного фактора совершенствования, гуманизации содержания воспитательного процесса в национальной школе. Пятнадцать лет назад, в 1992-93 учебном году изучение этнокультурных предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни» было введено и в дагестанской национальной школе. Инициатором этого социально значимого, благородного дела был тогдашний министр образования Б.С.Гаджиев, который имел намерение со временем, при создании надлежащих условий ввести приобщение школьников к национальной культуре, начиная с 1-го и кончая 11-м классом включительно. Это был глубоко продуманный шаг государственно мыслящего человека, осознавшего потребность общества в духовном возрождении. Инновацию в школе все — учителя, учащиеся и их родители — встретили с большим удовлетворением, что показали проведенные нами анкетные опросы. Один десятиклассник махачкалинской школы тогда ответил: «Этот предмет всегда должен быть в школе». Несмотря на неизбежные в таком большом деле недостатки, этнокультурные предметы пришлись по душе учащимся всех возрастов.
Учителя не имели учебников, методической литературы, располагали только программой и методическими рекомендациями. Рукописи разработанных нами, мной и Ш.А.Мирзоевым, учебников долго не издавались из-за отсутствия средств. Первые учебники «Культура и традиции народов Дагестана» (4-й кл.) и «Подготовка юношей и девушек к жизни» (10-11-е кл.) были изданы благодаря спонсорству Халидова Х.М., директора махачкалинской экспериментальной школы.
Министерство образования нисколько не было озабочено решением проблемы подготовки преподавателей новых предметов и изданием учебников. Будучи одним из разработчиков новых предметов, я был заинтересован в их вхождении в учебно-воспитательный процесс, в обретении ими гражданства в дагестанской школе. Предпринятые мною усилия увенчались успехом: в течение нескольких лет, сначала на базе Хасавюртовского педколледжа, а потом на нескольких факультетах Дербентского филиала Московского открытого социального университета мы сумели по сокращенной программе подготовить более 450 педагогов к преподаванию в школе этнокультурных предметов. Хочу отметить благорасположенность к нашей работе и помощь нам со стороны тогдашнего директора Хасавюртовского педколледжа Гусейнова А.Р., преподавателя колледжа, кандидата исторических наук Р.А.Саидова, директора Дербентского филиала МОСУ И.А.Агабалаева. Большой вклад в это благородное дело внес ныне покойный мой товарищ по работе, кандидат педагогических наук, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана С.М.Гаджимурадов.
Начатое нами важное дело — подготовка преподавателей этнокультурных предметов — и поныне продолжается в Дербентском филиале МОСУ, в Хасавюртовском педколледже оно прекращено — так пожелало Министерство образования Республики Дагестан.
Подготовка специалистов, учителей этнокультурных предметов — это функция Минобрнауки республики, но Министерство полностью самоустранилось от своей прямой обязанности, что крайне негативно отразилось на судьбе инновационных предметов в школе. Часы этих предметов превратились в довесок к нагрузке тех учителей, которым ее не хватало, независимо от того, готовы они по своим педагогическим качествам, эрудиции вести преподавание этого сложного и интересного предмета или нет. В ряде случаев часы этнокультурных предметов передавались другим дисциплинам. Уроки КТНД и ПЮиДЖ (сокращенное название предметов, употребляемое в школьном обиходе), как правило, в расписании ставились нулевыми или седьмыми, что также говорит об отношении руководства школ к этнокультурным предметам. Прохладное, скептическое отношение Министерства обрнауки быстро передалось и руководителям управлений образования и школ.
За 12 лет функционирования ежегодной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» я как руководитель секции «Этнокультура и этнопедагогика» имел возможность убедиться в том, что старшеклас-
сники и студенты педагогических колледжей под руководством своих учителей, научных руководителей с огромным желанием и интересом изучают актуальные, малоизученные и ранее совершенно не изученные проблемы дагестанской этнокультуры, локальные традиции, обычаи, имеющие воспитательное значение. Более 10 докладов юношей и девушек, подготовленных на основе их исследовательской работы, на Всероссийской конференции, подтвердили свою научно-практическую ценность и заняли 1-е и 2-е места.
Наша секция ежегодно собирает самое большое количество участников. Считаем, что это также является важным показателем потребности молодого поколения в овладении мудростью народа, необходимой ему для самоопределения в современной сложной жизни. В начале статьи я сознательно уделил много места раскрытию того, что для духовной жизни народа, воспитания подрастающих поколений, сохранения этносом своей самобытности, национального характера необходимо изучение этнокультуры, т.е. совокупности всех духовно-нравственных ценностей, выработанных им, народом, за всю свою историю.
Также коснулся того, какое важное значение придает сохранению и развитию духовной культуры народов России Закон РФ «Об образовании».
Сделано это для того, чтобы наглядно, предметно показать авторам волюнтаристского учебного плана, вытесняющего национально-региональный компонент содержания образования из национальной школы, что их позиция сильнейшим образом расходится и с принципами Закона «Об образовании», и с положениями ЮНЕСКО, и с отношением народов Дагестана к своей главной святыне -духовному наследию предков.
Сердцевина этнокультуры — это традиции воспитания подрастающих поколений народа, являющиеся залогом продолжения жизни народа на земле. Выдающийся ученый-педагог, академик Г.Н.Волков этнопедагогику назвал «педагогикой национального спасения».