Одним из наиболее популярных среди мусульман
тарикатов является Кадирийя, получивший название от имени идейного вдохновителя
братства Абд эль-Кадира (Абдулкадира) ал-Джилани (Гилани), родившегося в 1077 году
в арабской семье, проживавшего в персидской области Гилан (Джилан), расположенной
на юге от Каспийского моря. Гилани умер в Багдаде в 1166 году, где поныне находится
его мавзолей, посещаемый паломниками со всех концов света.
Абд
эль-Кадир происходит по материнской линии от Хусейна, а по отцовской – от Хасана,
являющихся внуками пророка Мухаммеда. Поэтому Абдулкадир иногда именуется –
Хасан-Хусейни.
Его отцом был Али Салих по прозвищу Джани Дост, что в
переводе с персидского означает «Воинственный друг». Эта подробность биографии
шейха свидетельствует о том, что его семья достаточно долго проживала в Персии.
До достижения 18 лет Гилани учился у разных наставников на родине, а затем за
знаниями отправился в Багдад. Здесь он стал учеником Абу Саида Мубаррака
Мухаррами, который руководил медресе мазхаба Абу Ханбала. После окончания этой
школы он возглавил ее и начал активную деятельность. Чтобы послушать лекции и
публичные выступления Абд эль-Кадира, в медресе собиралось так много людей, что
учебное заведение пришлось значительно расширить.
В 1134 году был
построен новый комплекс учебно-просветительского центра Абдулкадира Гилани, откуда
его учение распространилось сначала по Ираку, а затем – по всему мусульманскому
миру. Ал-Джилани достиг высочайшего уровня в явных и тайных науках, получил
множество званий и титулов на разных языках. Среди них – Пири Пиран (по-персидски:
Святейший среди Святых), Маххуби Субхани (по-арабски: любимец Господа) и другие.
Не сохранились письменные свидетельства о том, что Абдулкадир был
суфийским наставником или же принадлежал к конкретному ордену. Однако известно, что
он не носил суфийских одеяний и не имел каких-либо внешних атрибутов, которые бы
свидетельствовали о его относимости к той или иной ветви суфизма. Официально он
также не возглавлял какую-либо ханаку или завийю и не являлся основателем
самостоятельного тарикатского направления. Однако его имя носит один из самых
популярных суфийских орденов Кадирийя, имеющий многочисленных приверженцев в
различных странах.
Этот тарикат имеет все признаки, свойственные
суфийским формированиям, а также силсилу, исходящую от Пророка, и Али Аби Талиба,
Абу Бакра. Линии этой силсилы спустя столетия сошлись на Абдулкадире Гилани,
который, будучи Святым учителем, дал дальнейшее направление развитию теории и
практики своей школы.
В Кадирийя одновременно практикуются тихий и
громкий зикры, а также их музыкальное сопровождение.
Тарикат Кадирийя как
самостоятельный Путь к Истине сформировался уже после смерти шейха во многом
благодаря его сыновьям Абд ар-Раззаку и Абд эль-Азизу, которые с рвением,
искренностью и скромностью популяризировали учение своего отца.
Апологеты
этого тариката принципиально отмежевываются от политики и государственной службы,
хотя случаются и исключения.
Например, в XIX веке в борьбе народа Алжира
против французких колонизаторов, которую в течение 20 лет возглавлял Абд эль-Кадир
Алжирский, заметную роль играли кадириты, нашедшие в данном случае достаточно
теоретических оснований для участия в военно-политических действиях на стороне
воюющих мусульман.
Кадириты (не путать с кадаритами) усиленно
пропагандируют набожность, милосердие к ближним, смирение, кротость духа и
преданность шейху.
Руководство братствами, как правило, передается по
наследству, хотя бывают и исключения.
В ритуальной практике большое
значение придается зикру (поминанию Бога), который заключается в многократном
произношении определенных сакральных формул. При этом суфий тихо, «сердцем»,
поминает Аллаха, а коллективный зикр произносится громко, иногда под аккомпанемент
бубнов, малых барабанов, тамбуринов, скрипки, флейты.
Музыкальные ритмы,
тело-
движения и регулируемое дыхание вместе с чередуемыми молитвенными
речитативами способствуют вхождению в экстатическое состояние и стиранию мирских
переживаний.
Члены братства традиционно носят маленькие войлочные
шапочки с эмблемой Кадирийя – зеленая роза с тремя рядами лепестков. В первом ряду
пять лепестков, что означает пять столпов ислама, во втором – 6 (шесть основ веры),
в третьем — 7 (семь слов в сакральной формуле зикра – шахида).
Традиционными атрибутами кадиритов являются также четки из 99 бусинок, что
символизирует 99 явных имен Аллаха, посох – помощник путника, широкий пояс –
признак аскетизма.
Последователей Кадирийя можно встретить практически во
всех мусульманских странах.
Один из поздних наставников этого тариката
Кунта-Хаджи, живший в XIX веке в Чечне, противостоял по ритуальным и
идеологическим вопросам даже имаму Шамилю, являвшемуся шейхом накшбандийского
тариката.
Кунта-Хаджи выступал с пацифистских позиций против войны на
Кавказе, при этом критиковал как Шамиля, так и царскую администрацию, в результате
чего оказался в немилости у обеих противоборствующих сил. В конце концов он был
вынужден покинуть Чечню и вернулся на родину уже после окончания Кавказской войны.
Ранее мы говорили об ижазе (свидетельстве, благословении) как о
необходимом для продолжения силсилы условии, но его содержание оставалось не
конкретизированным. Ниже приводятся извлечения из текста такого свидетельства,
которое в 1815 году было выдано устазом кадирийского тариката Хаджи Ахмедом
Сузийским, Абдул-Рахману эль-Арифу.
В этом интереснейшем и довольно
обширном документе в сконцентрированном виде содержатся основные положения учения,
а также силсила данного тариката. Поэтому он стоит того, чтобы подробно
процитировать, что мы и делаем, предварительно извинившись перед читателем за
объем приводимых выдержек. Перевод документа сделан статским советником П.
Наумовым и хранится вместе с подлинником в Российском государственном
военно-историческом архиве (РГВИА).
«Свидетельство
шейха суфиев кадирийского братства, выданное на имя Аб дуль-Рахмана
эль-Арифа, сына Омара Калисийского.
…Касательно сего почетного
свидетельства на степень доктора богословия и на звание шейха и наставника суфиев
секты Кадирийской, я слуга бедный, грешный, нуждающийся в милосердии всемогущего
Господа моего, должен сказать, что я сам получил таковое свидетельство и право
преподавания: 1-е от деда моего с материнской стороны превосходного совершенного,
святого Сеида, шейха Алия, 2-е от святой особы, которая явилась мне во время
утренней молитвы в минуту размышления, которая приказала мне принять место имама и
начальника суфиев секты Кадирийской, предаться молитве, богомыслию, размышлению и
воздержанию и предоставила мне право выдавать свидетельство всякому, кто учился и
приобрел нужные познания в высоком учении суфизма, изучив все семь имен, известных
суфиям, в порядке, назначенном и по условиям, известным между шейхами и
законоучителями. Этой святой особой был великий шейх шейхов Абу Салех, Абдуль-Кадир
Джилянский, Ханбалийский, Багдадский и Гилянский, величайший и знаменитейший из
святых, сила набожных, источник учености, поэзии и веры…
Собрат наш, шейх
Абдуль-Рахман Эль-Ариф, сын Омара Калисийского просил у меня, бедного раба Бога
Всевышнего, свидетельство на степень и звание шейха суфиев секты Ахмедийской и
секты Кадирийской.
…Я принял его просьбу, отвечал ему и выдал ему сие
свидетельство на степень шейха и наставника суфиев секты Кадирийской с
представлением ему выдавать со своей стороны таковые же свидетельства и
права…Таковое право я даю ему (Абдуль-Рахману Эль-Арифу) вследствие наставления и
прав, которые я получил: во-первых, от Абдуль-Кадира Гилянского, а во-вторых, от
деда моего Сеида, шейха Алия…
От имени моего и великого деда моего я выдал
сие свидетельство моему брату и сыну в Боге шейху Абдуль-Рахману Эль-Арифу, сыну
Омара Калийского, потому что я видел в нем сильное и искреннее желание предать себя
богослужению. Я позволил ему занять место учителя и наставника суфиев Ахмедийской
секты, и сверх того я назначил его своим послушником и наместником в Кадирийской
секте.
…Суфий должен избегать всякой ссоры, скрывать таинственный смысл
выражений, ибо сия наука (суфизм) не может быть приобретена посредством разговора и
прения, но только посредством долгого размышления».
В документе приводятся
подробные данные о силсиле Кадирийя. Автор пишет, что пророк Мухаммед получил
тайные знания и право наставления от архангела Джабраила (Гавриила), а тот от
архангела Исрафила (Мафусаила), которому сие снизошло от самого Всевышнего. Далее
он называет имена «звеньев цепи», начиная от праведных халифов Абу Бакра и Али Аби
Талиба, которые через вереницу своих последователей передали ижазу Абдулкадиру
Гилани, а у него наследовали его сыновья.
Надо отметить, что в Кадирийском
тарикате часто практикуется наследование наставнических титулов, хотя бывают и
исключения.
Хаджи Ахмед Сузийский в этом документе прояснил очень важный
вопрос о возможности безличной духовной передачи ижазы: «От него (Абдулкадира
Гилани – М.И.) сия наука перешла ко мне силою вдохновения, когда в ясном видении,
которое я имел в минуту размышления, я слышал красноречивый и благосклонный голос
сего великого святого, хотя я сего не был достоин, но единственно по милости Бога,
Царя Всещедрого».