В канун Дня учителя мне хочется рассказать о четырех русских учительницах, которые свою жизнь связали с обучением и воспитанием дагестанских детей. Молодые девушки из Ставропольского края приехали в Дагестан по зову сердца, чтобы в трудные послевоенные годы вести просветительскую, образовательную и воспитательную работу среди местного населения.
Моя учительница Евдокия Максимовна Журунова родилась в 1927 году в селе Сергиевском Александровского района Ставропольского края. Поскольку в военное время обучение пришлось на некоторое время прервать, восьмилетнюю школу она закончила в семнадцать лет, прочитав объявление в газете, поехала поступать в Буйнакское педагогическое училище. Вместе с ней были и ее одноклассницы Анастасия Яковлевна Хирнова, Людмила Ивановна Медведева и Надежда Сафроновна Рябых.
По окончании училища, в 1950 году, девушки приступили к работе в различных районах Дагестана, получив в Министерстве просвещения путевки. Люду Медведеву направили в Ритлябский район, образованный на территории Чеченской Республики, куда насильно были переселены жители многих высокогорных дагестанских районов (в 1944 году после депортации чеченцев и ингушей. Здесь она проработала до 1955 года). Вышла замуж, родила дочь, а после смерти мужа уехала на родину и до выхода на пенсию работала заведующей детским садом, который сама и организовала для сельских детей Ставрополья. Дагестанские ученики с благодарностью вспоминают Людмилу Ивановну.
Надежду направили в школу-интернат для глухонемых детей, где она работала сначала воспитателем, а затем, окончив факультет дефектологии Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, -дефектологом-реабилитологом, заместителем директора школы-интерната. Долгое время возглавляла партийную организацию школы-интерната. Ученики запомнили ее как принципиального, требовательного, ответственного педагога. За добросовестный труд она награждена многими наградами Правительства Республики Дагестан, почетными грамотами, дипломами. Для многих сотрудников школы-интерната Надежда Сафроновна была наставником и просто старшим товарищем, у которого можно было получить добрый совет. Она жила в Махачкале до 1996 года, потом уехала с сыновьями в Буденновск, где живет в настоящее время, воспитывая внуков.
Анастасия Яковлевна работала в школах Карабудахкентского района учителем русского языка и литературы, заочно окончила сначала учительский институт, а в 1959 году — филологический факультет Дагестанского государственного университета. Ее ответственное отношение к работе, старание, инициативность, перспективность мышления были замечены, и она была переведена на должность инспектора Ленинского района в райцентр Карабудахкент. Многие ее ученики тоже стали учителями, многие работают в государственных органах власти, некоторые уже на пенсии. И все они с теплотой и любовью вспоминают те времена, когда приезжая учительница читала наизусть им стихи великих русских поэтов, приобщала их к чтению книг, заботилась о продолжении обучения своих учеников после окончания школы, несмотря на то, что со стороны их родителей встречала неодобрение, а иногда и протест.
А Евдокия Максимовна получила направление в Аргванинскую среднюю школу Гумбетовского района, где в течение трех лет проработала учителем начальных классов и учителем русского языка и литературы. В 1953 году ее направили работать в районный центр учителем русского языка Мехельтинской школы, а затем — инспектором районо. Она приобрела много друзей и среди местного населения, и среди русских учителей, которые так же, как и она, приехали из различных уголков страны работать в школах Дагестана. Ее до сих пор считают родной и близкой в Гумбетовском районе. Одна из ее учениц вспоминает: «Это совершенно замечательный человек, по доброжелательности и справедливости не имеющий равных. О ней можно говорить и много, и долго, но всегда только уважительно. Человек широкой души и доброго сердца. Для нее не было нелюбимых детей, она ко всем относилась одинаково: требовательно, внимательно, по-матерински заботливо. Общение с ней обогащало нас, мы многому научились у нее. Даже в быту она была для нас примером».
Утром 25 мая 2000 года Евдокия Максимовна пришла на школьный праздник, посвященный тем детям, которые 10 лет назад пришли к ней в первый класс. И хотя с ночи сильно кололо сердце, она, превозмогая боль, пошла к своим питомцам: не могла не поздравить их со вступлением в самостоятельную жизнь. Придя после торжественной части домой, она присела в кресло немного передохнуть, чтобы потом пойти в Дом культуры, где продолжался праздник, перенесенный туда из стен школы. Ученики нашли ее бездыханной, и через несколько минут из школы донесся звонок, заставивший каждого отвлечься от своего дела. Из окон школы через усилитель на все село не звенел, а гремел этот последний звонок, оповещая всех сельчан, среди которых были и ее ученики: умер человек, имя которому — Учитель…
В те далекие годы прошлого века, когда далеко не у всех был кусок хлеба каждый день, когда не было дорог в аулы, и единственным видом транспорта были лошади или в лучшем случае грузовик-полуторка, из многих уголков России в наш край приехали сотни русских учительниц. Преодолевая трудности быта, языковой барьер, они учили детей читать, писать, мечтать, добиваться цели, оставив в каждом своем ученике частицу души. Многие навсегда связали свою жизнь с Дагестаном: вышли замуж, родили детей, дождались внуков и даже правнуков.
Благодарный дагестанский народ воздвиг памятник русской учительнице в столице республике — Махачкале, и каждый, кто учился у русских учителей в те трудные голодные годы, видит в ней свою учительницу, чьи доброта, сердечность, теплота, доброжелательность и забота достойны того, чтобы перед ними преклонили колени.