О НАБОЛЕВШЕМ…

Прошедшая летняя сессия стала поистине жаркой как для студентов, так и для преподавателей. А все из-за нее — модульно-рейтинговой системы. Откуда она взялась? Кто ее придумал? И главное — зачем и почему?
К 2010 году планируется полностью приравнять российскую систему высшего образования к европейским стандартам. По подсчетам Министерства образования РФ, через четыре года Россия завершит все мероприятия в рамках «Болонского процесса», то есть вузы страны перейдут на двухступенчатую систему преподавания — бакалавриат и магистратуру, а студенты получат право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.

Свое название «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России.
Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
«По сути, применение у нас «Болонской системы» — не что иное, как скрытый переход к платному образованию, — считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько — вопрос пока нерешенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам».
Общий курс обучения составит, таким образом, около 7 лет, 3-4 года из которых студенту придется, вероятно, оплачивать самому. Если, конечно, это не сделает организация, для которой готовится специалист. Такая практика взаимоотношений работодателей с потенциальными кадрами, к сожалению, очень редка в России. Ставку на сотрудничество с работодателями делают в основном негосударственные вузы, поэтому можно предположить, что именно в так называемом частном секторе «Болонский процесс» пойдет полным ходом.
Ситуация в основном осложняется еще и тем, что не совсем ясно, каким образом будет массово вводиться «Болонская система». Сергей Комков заметил: «Сегодня нет единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, как и не существует единой позиции по этому вопросу. А потому каждый вуз решает для себя, как будет выглядеть новая система образования».
«Главное — чтобы процесс внедрения системы не шел насильно (а именно так и внедрилась эта система в наш учебный процесс). Нельзя «чесать все вузы под одну гребенку». Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора (чего не было у нас) — присоединяться к «Болонскому процессу» или нет».
Как видно, у данной системы один большой плюс (и то, в основном, для частных общественных учреждений) и немалое количество минусов, учитывая, что российская образовательная система во многом отличается от европейских стандартов. И проводя такую серьезную реформу в системе образования, надо тщательно подготовиться: рассмотреть специфику всех вузов, а также входящих в них факультетов, провести определенные семинары по данному вопросу, объяснить преподавателям механизм этой системы, ввести в курс дела студентов. Очень важно выслушать мнения и преподавателей, и студентов, взвесить все за и против, подготовить определенную методику по каждому вузу, факультету и т.д., и т.п. На все это нужны годы!
А что же в Дагестане? В каких-то вузах (например, в ДГУ) эта система уже введена, а в других (например, Политехнический университет) даже не знают, что она собой представляет.
Модульно-рейтинговая система упала как снег на голову преподавателям и студентам.
Преподаватели не могут разобраться в нелегкой системе вычисления баллов. Это происходит по ряду причин.
Первая — многие преподаватели уже довольно-таки взрослые, пожилые люди, которые привыкли к традиционной системе и к тому же имеют консервативные взгляды. Представьте, как им тяжело осмыслить всю эту систему.
Вторая причина заключается в том, что каждый преподаватель имеет собственные представления о том, как и за что нужно выставлять студентам баллы, таким образом, у всех появляется своя собственная система вычисления баллов.
И третья — в том, что баллы берутся неизвестно откуда: то ли с неба, то ли высасываются из пальца.
Студентам в течение учебного года не оглашаются баллы, хотя они имеют полное право их знать. Фактически получается, что студенты узнают свои результаты только на экзамене и уже ничего не могут поделать — как бы ни отвечал, оценка ниже желаемого. Многие студенты сталкиваются с этим. Например, на факультете иностранных языков.
Очень странно… Учишься, готовишься, не спишь ночами, отвечаешь на семинарах, борешься за каждый балл, а в результате у тебя очень низкие баллы (такие же, как и у троечников и двоечников), которые не позволяют даже отличнику получить свою заслуженную оценку — «отл.». И здесь будут не правы те, кто скажет: «Надо было зарабатывать баллы, готовиться лучше в течение семестра», — так как как бы ты ни готовился, как бы ни отвечал, никто не идет навстречу. Эта модульно-рейтинговая система помогла в какой-то степени тем, кто не прилагает особых усилий в учебе, троечникам и двоечникам, которые получают свои незаслуженные «удовл.» по баллам. «Почему незаслуженные?» — спросите вы, но они действительно не заслуживают «удовл», так как не прилагают в течение семестра усилий, посещают занятия, когда им удобно, и учатся, как получится. И выходит так, что отличнику тяжело, как и во время семестра, так и во время сессии. Где справедливость?
Многие преподаватели считают, что данная система справедливая, так как учитывает, ходит студент на занятия или нет. Но у модульно-рейтинговой системы нет задачи призвать к дисциплине нерадивых студентов.
Многим по-прежнему нравится традиционная российская система образования. Конечно, назад пути нет, но думаю, приостановить модульно-рейтинговую систему на время можно для того, чтобы все тщательно и досконально обсудить, осмыслить и довести до ума.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан признан победителем всероссийского конкурса «От южных морей до полярного края»

Республика Дагестан признана лидером народного голосования в конкурсе «От южных морей до полярного края», организованном Росмолодежью. Голосование, охватившее свыше...

Пять человек погибли на дорогах Дагестана за прошлую неделю

В результате дорожно-транспортных происшествий в Дагестане за прошлую неделю погибли пять человек, сообщает ГИБДД республики. Всего в период с 5...

Дагестан запустил туристические маршруты, посвященные Великой Отечественной войне

Три новых туристических маршрута, посвященных теме Великой Отечественной войны, запустили в Дагестане. Данный проект, инициированный региональным Минтуризма и ЦУР...

Семейный фестиваль по спортивному туризму «Победа поколений» провели в Махачкале

В парке им. Расула Гамзатова (Эльтавский лес) в Махачкале сегодня провели масштабный семейный фестиваль по спортивному  туризму  «Победа поколений»....
spot_imgspot_img

Дагестан выбился в лидеры по оборотам общепита на Кавказе

По статистическим данным, в первые два месяца 2025 года оборот предприятий общественного питания в республике составил чуть менее 20...

Дагестанские спортсмены доставили гуманитарный груз в зону СВО

Именитые дагестанские спортсмены – чемпион мира по рукопашному бою, директор махачкалинской средней общеобразовательной школы №49 Абдулкерим Айгунов, чемпион мира...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам