О том, что в современных школах не хватает учителей мужчин, не стоит даже говорить: эта проблема не нова. Не очень охотно идут они в школу. Почему? Ответ очевиден: недостаточно высок сегодня статус учителя, не велика его зарплата. В моде другие профессии, и юноши, даже окончившие педагогические вузы, идут работать в большинстве своем в бизнес или в силовые структуры.
Но хорошо, что есть истинные педагоги, для кого работа в школе стала призванием и судьбой. И это не просто красивые слова, это жизнь человека, выбравшего себе профессию учителя.
Шамиль Джалилович Джалилов – преподаватель географии в Махачкалинском лицее № 5, отличник образования РД. Это тот редкий случай, когда с выбором профессии проблем не было. Учителем решил стать еще будучи учеником Махачкалинской школы № 17. После 10-го класса перешел в лицей № 5 и 11-й класс, педагогический, окончил там. Собственно, из-за педкласса туда и перешел.
Преподавали там, наряду с учителями лицея, педагоги университета. Программа была сложнее, чем в других выпускных классах, школьники изучали педагогику, методику преподавания и даже один раз в неделю сами давали урок. По результатам выпускных экзаменов в лицее Шамиль Джалилович поступил на 1-й курс факультета «география и экология» ДГПУ.
… Дальние страны, моря и океаны, горы, равнины – наша планета бесконечна в своем разнообразии, каждый ее уголок уникален и совершенен. Хотелось познать и родной край, природу, заповедные места. Потому и выбрал для себя специальность географа – узнать самому и донести до других все тайны Земли. Потому и увлекся туризмом, чтобы своими глазами увидеть, как богата и разнообразна природа Дагестана.
Проще назвать те места, где он не был, чем те, где побывал. Шахдаг, Шалбуздаг, Базар-дюзи – эти вершины покорялись ему не раз. Будучи студентом, Шамиль Джалилович сам участвовал в туристических слетах, в первенстве Дагестана занимал призовые места. Тогда же вел туристический кружок в лицее № 5, проходил там же свою педагогическую практику, и так получилось, что на работу после окончания вуза пришел именно сюда.
С той поры прошло 11 лет, но свой первый рабочий день Шамиль Джалилович запомнил надолго. Урок географии в 7-м классе. Вчерашний студент зашел в класс, представился. Ребята особого внимания педагогу не уделили, продолжая заниматься своими делами. Тогда Шамиль Джалилович попросил всех встать, добился тишины в классе, спокойно и вежливо объяснил свои цели и задачи. Урок прошел без проблем.
С одной стороны, нелегко молодому учителю общаться с детьми – вроде бы, свой, молодой, а с другой – он их сам прекрасно понимает и знает все уловки и хитрости. Шамиль Джалилович решил для себя сразу и навсегда: детей нужно «брать» добротой. Понимать каждого ребенка, находить к нему подход, не угрозами и криком, а душевным участием покорять детские сердца. Пусть даже про кого-то говорят, что из него ничего не получится. Это не так. Каждый ребенок откликнется на доброту, в каждом есть «зернышко», которое можно взрастить.
На своих уроках Шамиль Джалилович старается не только спросить домашние задания и донести новый материал. Несколько минут выкраивает, чтобы обсудить какую-то бытовую проблему, поговорить о жизни. Например, некоторые взрослые требуют запретить телевизионный канал ТНТ, особенно «Дом-2». Но чего запрещать, можно просто не смотреть. И после разговоров со своим преподавателем его ученики вместо этого «Дома» стали смотреть новости.
Шамиль Джалилович признает, что ему было очень приятно, когда ученики заговорили о новостях в экономике других стран, им стала интересна эта тема. Но не только учитель влияет на детей. Влияние это взаимообразное. Педагог перенимает от них какую-то «детскость», более простой и спокойный взгляд на жизнь. Даже если придешь в школу в плохом настроении, посмотришь на детей, пообщаешься с ними и вроде все не так уж плохо.
Мужчины в школе должны работать – таково убеждение Шамиля Джалиловича. Есть ситуации, с которыми может справиться только педагог мужчина. С него берут пример мальчики, подражают его манерам, повадкам. Он может поговорить с подростком, как старший с младшим.
Сегодня Шамиль Джалилович – классный руководитель в 8-м классе. Мальчики и девочки ловят каждое его слово, стараются заслужить его похвалу. На судьбу он не жалуется, жизнью доволен. – Я на своем месте, — повторяет он. А мечта, которая пока не осуществилась, — побывать в других странах, пообщаться с людьми. Особенно хочется посетить Финляндию и Японию. В нашей жизни все возможно.