О ТРУДНОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Как известно, процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих молодым поколениям полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, называют социализацией. Процесс этот весьма сложен, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания со стороны государства.

Важнейшими факторами социализации, безусловно, следует считать получение молодежью общего образования и обретение на его базе профессии, обеспечивающей достойное вхождение личности в пространство разделенного общественного труда. Другими словами, обязательным условием надлежащей адаптации в социуме считается профессиональная социализация молодых людей, обеспечиваемая учебными заведениями профессионального образования.
В СССР сложилась в свое время хорошо сбалансированная система подготовки кадров для народного хозяйства, гармонично сочетавшая различные уровни профессионального обучения молодежи, и это позволило стране к середине XX века занять достойное место среди лидеров научно-технического прогресса. Решительные меры советского государства по ускоренному просвещению народных масс и развертыванию широкой сети начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений, безусловно, не могли не дать позитивного социокультурного эффекта.
Однако, как это часто случается в России, к концу XX века явственно обозначились серьезные перегибы и связанные с ними отрицательные тенденции в системе общего и профессионального образования, которые резко усилились после распада союзного государства.
Парадоксальным образом уже в 80-е годы стали отчетливо проявляться никак не прогнозировавшиеся, изначально негативные последствия школьного всеобуча: постепенное выхолащивание сущностной основы образования, плавно переросшее затем в профанацию всего образовательного процесса. К сожалению, эти процессы в силу ряда причин особую остроту обрели в Республике Дагестан. Желая любыми путями выполнить установку центральной власти на всеобщий охват детей средним образованием, дагестанские чиновники требовали от руководства школ выпускать с аттестатами зрелости практически всех учеников, даже тех, кто по своим природно-генетическим параметрам не был в состоянии освоить школьную программу. Постепенно в обществе возникла иллюзия легкодоступного среднего образования, и получение аттестата стали рассматривать как само собой разумеющееся, обыденное явление. Быстрый рост числа выпускников школ, имеющих документ об образовании, но не имеющих надлежащей базовой подготовки, привел впоследствии к заметным деформациям и в системе профессионального образования, прежде всего — к резкому перекосу в соотношении числа обучающихся в вузах, ссузах и профессионально-технических училищах.
Если обратиться к мировой статистике, в развитых государствах, имеющих высокий уровень жизни населения, на каждого специалиста с высшим образованием приходятся несколько (3-5 человек) специалистов с довузовской подготовкой и значительное число работников с начальным профессиональным образованием. Такая структура кадрового потенциала вполне адекватна реальным потребностям общества и обеспечивает баланс интересов народного хозяйства, с одной стороны, и стремления граждан к самосовершенствованию, развитию собственного интеллекта, профессиональному становлению и карьерному росту — с другой стороны. В условиях свободной экономики, естественно, никому не приходит в голову учиться не для получения знаний, а ради получения диплома. Подобная инверсия целеполагания, к сожалению, оказалась возможной в нашей стране из-за многолетней практики анкетно-номенклатурного подбора руководящих кадров партийными органами. В числе обязательных условий карьерного роста личности, жестко контролируемого государством, было два главных -наличие диплома об образовании и членство в КПСС…
Введение всеобуча, быстрый рост числа выпускников средних школ (далеко не всегда подкрепляющих аттестаты реальными знаниями) породили в молодежной среде мощный всплеск амбициозных настроений, гипертрофированное стремление самоутвердиться в иерархической структуре общества, подняться по ступеням номенклатурной лестницы. Но для этого нужны были дипломы, в первую очередь — дипломы высших учебных заведений… Таким образом, несвободная экономика страны, в которой практически все планировалось государством, устранила естественную конкуренцию специалистов на рынке труда и деформировала целевые установки молодых поколений советских людей. Нормой поведения стало стремление любой ценой обрести документ об образовании, без особой оглядки на реальный уровень полученных знаний и навыков. Диплом стал символом и гарантией будущего жизненного успеха.
В результате произошедшей в обществе целевой инверсии резко возрос интерес молодежи к поступлению в высшие учебные заведения и заметно уменьшилось число поступающих в учебные заведения среднего и особенно начального профессионального образования. В Республике Дагестан в настоящее время число студентов вузов в несколько раз превышает численность студентов техникумов и колледжей, а количество обучающихся в профтехучилищах достигло критического минимума, за которым неизбежно начнется развал системы начального профессионального образования.
Одной из причин столь печальных метаморфоз в профессиональном образовании Дагестана является специфическая ментальность нашего населения: никто не хочет «терять лицо», т.е. в чем-то уступать окружающим. Анкетные опросы, проведенные среди студентов, показывают, что фактор престижа играет ключевую роль как в выборе профессии, так и в выборе места учебы. Более того, выясняется, что многие девушки считают наличие вузовского диплома весомым фактором удачного замужества, а молодые люди в массе своей уверены, что для успеха в жизни важны не реальные знания, а степень «крутости» диплома. В результате в РД ежегодно выпускают сотни, даже тысячи юристов и экономистов, в то же время постоянно сокращается выпуск инженеров и техников. Вполне понятно, что подобная психологическая установка населения закономерно обусловливает функциональную неграмотность многих выпускников вузов: мы можем со знанием проблемы утверждать, что при наличии в республике тысяч юристов очень трудно найти квалифицированного человека, способного качественно защитить интересы организации в арбитражном суде… С тревогой думаем мы также о том, кто будет лечить наших внуков и правнуков, когда со сцены жизни уйдет старая гвардия дагестанских врачей. Можно было бы продолжить рассуждения в том же духе, но вряд ли есть необходимость — и так все ясно…
На наш взгляд, перед дагестанским обществом, в первую очередь, перед интeллигeн-
циeй, стоит задача первостепенной важности: преодолеть сложившийся стереотип сознания, проникнуться адекватным пониманием роли и места разных уровней профессионального образования в деле социализации молодежи, в обеспечении разумного баланса интересов общества и личности. Для этого, прежде всего, полезно провести незатейливый житейский эксперимент — спросить у своих знакомых и родственников, которые заканчивали вначале техникумы, а затем институты, сожалеют ли они о времени, «потерянном» на учебу в ссузе.
Мы неоднократно проводили анкетные опросы, и вот что выяснилось: все специалисты, прошедшие до поступления в вуз школу среднего профобразования, в один голос утверждают, что техникумы дали им очень многое, что как специалисты они сформировались главным образом в техникумах, а учеба в вузах только расширила общий кругозор. Все опрошенные тепло вспоминают свои средние учебные заведения и отмечают, что последующая учеба воспринималась ими как дополнение к полученному ранее базовому образованию.
На первый взгляд, подобные утверждения могут показаться порождением эмоций, сопряженных с молодостью, своего рода романтической интерпретацией реальности. Однако серьезный анализ убеждает, что это не так. Среднее профессиональное образование, полученное в сензитивном возрасте (15-19 лет), отличается особой эффективностью и долговременной фиксацией информации, а также мощным воздействием на аналитическое мышление тинейджеров. Происходит относительно ранняя (ускоренная) социализация личности, в первую очередь — социализация профессиональная. Молодые люди быстро перестраивают свои взгляды на жизнь, взрослеют, у них повышается чувство ответственности за свою судьбу, появляется осознанное стремление быстрее «встать на ноги», формируется глубокий интерес к профессии.
Достаточно подробный обзор, выполненный в учебных заведениях ( речь идет о мониторинге профессионального роста выпускников), показывает, что значительное число наших выпускников со временем предпочли получить высшее образование по заочной или вечерней формам обучения и добились впечатляющих успехов в своей сфере деятельности.
Каждое среднее профессиональное учебное заведение Дагестана может назвать десятки имен выпускников, впоследствии прославивших республику. Не следует забывать, что выпускниками техникумов были, в частности, А.Д. Даниялов, Р.Г. Гамзатов, Г.Г. Гамзатов, М.И. Гаджиев и многие другие выдающиеся общественные деятели, ученые, военачальники Дагестана.
Резюмируя сказанное, хочется особо подчеркнуть, что не следует фетишизировать вузовский диплом, нужно понимать, что среднее профессиональное образование — это самая эффективная форма ранней социализации молодежи, закладывающая надежный фундамент будущего жизненного успеха молодых людей, обеспечивающая осознанный выбор ими своей профессии. Родителям есть над чем подумать, как, впрочем, и всему обществу…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан запустил туристические маршруты, посвященные Великой Отечественной войне

Три новых туристических маршрута, посвященных теме Великой Отечественной войны, запустили в Дагестане. Данный проект, инициированный региональным Минтуризма и ЦУР...

Семейный фестиваль по спортивному туризму «Победа поколений» провели в Махачкале

В парке им. Расула Гамзатова (Эльтавский лес) в Махачкале сегодня провели масштабный семейный фестиваль по спортивному  туризму  «Победа поколений»....

Дагестан выбился в лидеры по оборотам общепита на Кавказе

По статистическим данным, в первые два месяца 2025 года оборот предприятий общественного питания в республике составил чуть менее 20...

Дагестанские спортсмены доставили гуманитарный груз в зону СВО

Именитые дагестанские спортсмены – чемпион мира по рукопашному бою, директор махачкалинской средней общеобразовательной школы №49 Абдулкерим Айгунов, чемпион мира...
spot_imgspot_img

В Дагестан наблюдается подорожание услуг на отдых за рубежом и санаториях внутри страны

На март 2025 года в Дагестане сохранялся высокий спрос на зарубежный туризм. Несмотря на укрепление рубля, цены на туристические...

Пассажирский автобус загорелся на трассе в Дагестане

На федеральной трассе, в районе поселка Ачи-Су Карабудахкентского района Дагестана, сегодня загорелся рейсовый автобус. Внутри транспортного средства в это...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам