ДАГЕСТАНЦЫ И СЛАВЯНЕ – ПОТОМКИ СКИФОВ

Как пишет М.Мусаев, «данные генно-молекулярных исследований материнской линии происхождения доказывают, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана и Исфахана гораздо менее значительна, чем между аварцами и почти всеми на данный момент изученными кавказскими популяциями».
«Йирки, яркьуны» называют лезгин родственные соседи, но почти также звучит и наименование гирканцев – жителей Южного Прикаспия и северного Ирана, откуда, по мнению многих ученых, и начали осваивать безлюдный или малолюдный мир северной Европы и Азии непоседы-скифы. Эти йирки – гирканы перенесли название самой высокой горы на своей родине Альборс сперва на дагестанский Эренлер – Уранлер или Шалбурз (Шалбуз-даг), а затем и на карачаевский Минги-тау – Эльбрус. Одноименные Эльбрус или Шалбурз – (даг) означает в переводе с лезгинского лед, ледяной (бырз, буц – буцхана –ледохранилище) и «шел, шал – платок, головной убор», а слитно «ледяной платок», то есть «вершины, покрытые ледяными платками».
Откуда пошли скифы, хорошо знали древние авторы еще более двух тысячелетий назад. В частности, Диодор Сицилийский, автор «Исторической библиотеки» из 40 книг, в I веке до нашей эры писал о том, что «вначале скифы жили в очень незначительном количестве по реке Араксу и были всеми презираемы. Но когда один из первых царей оказался воинственным и умелым полководцем, то они (скифы) приобрели новые земли в гористых странах до гор Кавказа, а в равнинных местностях земли, лежащие у Океана и Меотийского озера, и остальные пространства до реки Танаис…».
(Океаном или заливом мирового океана и даже краем света в древности называли западный берег Каспийского моря. Меотийским озером – Азовское море, Танаисом – реку Дон).
А объективной природной причиной, вынудившей скифов осваивать «севера» того времени, была, по исследованиям ученых, многолетняя засуха, охватившая 2800 лет назад их родные земли на юге, в Закавказье. Во все времена люди искали и ищут, где лучше жить. Но это не всегда учитывают историки.

8. СЛАВЯНО – НАХЧИ –
ДАГЕСТАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ
Общеизвестно, что «Ярило – божество славяно-русской мифологии, связанное с мужским плодородием. Культ Ярилы сопровождается карнавальными играми, плясками». (Советский энциклопедический словарь. Стр.1592). Но ведь лезгины и другие нахчи-дагестанцы ежегодно так же, как и русские, отмечают этот праздник Яра –Ярило, Яран сувар. Почему–то в последние годы этот общий и древний славяно – русско – нахчи – дагестанский праздник малограмотные в истории местные культурологи стали именовать «новруз – байрамом», названием, чуждым для дагестанских языков и в корне меняющим суть названия. Ибо «Яран сувар», как и Ярило, означает «праздник Солнца», а «новруз» – новый год.
Как объясняется в «Кратком этимологическом словаре русского языка» (М., 1975г.,стр.525) «яр (йер) имеет индоевропейскую основу, выступая в готском, немецком, англосакском, авестинском языках в первоначальном значении «весенний, теплый, горячий».
И «яр» – не единственный общий культ, который почитали и почитают как славяне, так и нахчи-дагестанцы.
«Между Средиземноморьем, Балтикой, северным Причерноморьем, – пишет исследователь религий Ю.Петухов, -раскинулась древняя родина славян с культом Лады –Лели – Кополо, архаичным по своему характеру богом кочевников. Древнее божество Кололо, покровитель пастухов и пахарей, с приходом христианства на Русь превратилось в Янку Купалу, но сохранилось в названии религиозной столицы кавказских алпан – Кабале». (Журнал «Наука и религия», 1989г., №9,стр.34).
Интересно, что автор цитируемой статьи, не упоминая скифов, обозначил пространства, по которым они кочевали и властвовали, от Кабалы в Закавказье до междуречий Дуная и Волги. А культ лели – купалы до недавних времен (середина XX века) сохранялся у лезгин, в хороводах детей и девушек, где обращения к божеству начинались со слов «Я, Леле!». А на территории Сулейман-Стальского района, вблизи села Ага-стал, – пишет поэт Сажидин, – расположен действующий «Леле – пир», – святилище святой или древней богини Лелы. («Лезги газет», 2006 г., от 22 августа).
«В русских древних памятниках, – пишет Ключевский В.О., уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Хорса, Велеса». Во всех этих древнерусских названиях явно просвечивается нахчи–дагестанское «ца» –солнце. Сварог – это по- лезгински «цава рагъ» (небесное солнце), Хор-са (хуьр –ца –огонь села-хуьра или даже хуритов), Велес – Веле-са от «цеве – ца» – небесный огонь).
«Под именем «чура», в церковно-славянской форме «щура»,- пишет Ключевский В.О., – сохранилось заклинание от нечистой силы или нежданной опасности: «Чур меня!». У лезгин сохранилось имя «Чуру», от которого и фамилия «Чураев», (а у славян – «Чуров, Шуров» и др.), что обозначает «береженный». И ничего ведь зазорного в том нет, если какой – то малообразованный великоросс вдруг обзовет национала «чуркой», т.е. божеством, которому издревле поклонялись сами славяне. Такому «интеллектуалу -националисту» не грех и разъяснить, что само название «русский» по-лезгински означает «рыссы», что и по-русски означает то же – русый (внешний отличительный признак древних славян). Поэтому лезгины и другие нахчи-дагестанцы называют русских «урусами». Этноним происходит от двух слов: «хур (хуриты) и рыссы (русые), «хурусы», то есть «хуриты русые». Слова эти постепенно слились и сократились в произношении до «урусы» – «русские».
Сами русские, особенно на севере, и ныне остаются русыми. В отличие от нахчи – дагестанцев, которые, как считают некоторые историки, в древности были не то что рыжими, но и даже красноволосыми, отдельные генотипы которых еще встречаются в горах Дагестана. Даниялов Г.-А. называет предков горцев «аларосой», что переводится как «алу – ала – алая (красная) раса». И слово «алу-пан» ведь также содержит в себе красный цвет и означает «красный отец» или «восходящее солнце».
Тут нелишне напомнить, что русское слово «бог» также происходит от общего с нахчи – дагестанцами слова «ба» – отец. Да и у самих русских «ба-тя» означает то же самое. Бога называют еще и «отцом» небесным, происходящим от нахчи –дагестанского «ата-ца» или «глава – хозяин огня-очага». У лезгин «ата-ба или ата-буба» означает «предок» или «хозяин отца», глава рода, главный хозяин. Кумыкское слово «атай», видимо, также имеет то же общедагестанское значение, ибо кумыки – команы в древности также имели родство со скифскими племенами. (Кумыкский язык сменился на тюркский позднее, когда на их землях образовался Семендер, столица Хазарского каганата (VII-X вв.). Ведь для того, чтобы русский язык стал вторым родным, а для многих дагестанцев и первым, понадобилось менее ста лет. Скорее всего, хазары, как и их предшественники гунны (IV в.), были хоть и воинственны, как все кочевники, но малочисленны. Но к ним присоединялись жадные до грабежей и пиров воинственные представители других народов, в большинстве своем потомки скифов, которые и составляли основное население на этих просторах. Потому и гунны, и хазары быстро растворились в среде других народов. Название «хазары» происходит от слегка искаженного кас – ра, касар, то есть солнцепоклонники. Кстати, лезгинское «ра» – солнце входит и в другие топонимы и гидронимы на территориях, где кочевали скифы. Древняя топонимика, пишет профессор Мурад Магомедов, «содержит элементы древнейшей языковой праосновы, включающей в себя различные варианты слов, содержащих слог ра- (Арал, Урал, Туран, Иран, Кура, Аракс, Евфрат, река Ра (древнее название Волги), который, очевидно, связан с фундаментальными понятиями или явлениями того времени». А что у всех древних народов было более фундаментальным понятием, чем ра (рагъ) – солнце?
Отдельные авторы, представители, как правило, кумыкской национальности, доказывают, что казаки, а через них и славяне имеют свое происхождения от кумыков. Эти авторы, как говорится, попадают пальцем в небо. Дело в том, что и кумыки, и нахчи-дагестанцы, и казаки, и славяне, и прочие так называемые индоевропейцы все вместе имеют общих, признанных историей предков – скифов.
Мурад Аджиев, в своей книге «Мы – из рода половецкого», (М.,1992г., стр. 59) приводит исследования Савельева Е.П. – донского казака, из его книги «Типы донских казаков и особенности их говора», изданной еще в XIX веке, где автор сравнивает внешность казаков с внешностью некоторых народов Северного Кавказа и отмечает их поразительное сходство. «Но иллюзии пропадают тотчас, как заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают». Если донские казаки всего несколько сот лет назад были кавказцами, то «зачем им, кавказцам, нужно было в те времена понимать по-русски?» – обоснованно задается вопросом М. Аджиев. Косвенным подтверждением сказанного является и образ горбоносого Григория Мелехова из советского романа «Тихий Дон» М.Шолохова, и образы терских казаков Лукашки и Ерошки, с огромной любовью описанных Л.Толстым в его знаменитых «Казаках», которые по–татарски говорили не хуже, чем по-русски. И не только донские, но ведь и уральские (яицкие) казаки (которые лишь в 1614 году «попросились под руку Москвы», а до того жили самостийно) соотносят свое происхождение с Закавказьем. «Одни (исследователи и сами казаки) уверяют, что слово «казак» пошло от какого-то мифического народа «коасогов», другие – от «казар», третьи – от закавказской области «касахии» (Аджиев М., стр. 104). Некоторые ученые и писатели еще с древних времен твердят о касах (каспиянах, касогах) как об исчезнувшем народе, хотя этот народ, который дал свое имя не только Каспийскому морю, но и Главному Кавказскому хребту (къав – кас, – «крыша, укрытие, высоты – касов), не мог таинственно исчезнуть, таких фактов история не знает. Слово «казак – касак» происходит от лезгинского «кас» – человек, вернее, «вольный человек» и вовсе не «вор, бродяга, бездомный» и т.д., как пытались доказать некоторые авторы. Да и слово «хазар», как и «хазарское» море, не что иное, как несколько измененное «касар» и «касарское», т.е. Каспийское море. Хазарский каганат, как известно, был не только многобожьим, но и многоязычным конгломератом народов, в том числе ираноязычных и тюркоязычных, которые со временем присоединились и слились с «касами – касогами – касарами» и превратились все вместе в «хазар». Древние люди не могли быть наивными романтиками и называть себя именем ветра, который также называли «хазар», то есть ветер с моря.
Интересно, что «хазары» появились на исторической арене лишь после скифов, в VII-X веках. И самое поразительное, что они кочевали по тем же территориям, что и скифы: по районам нижнего течения Волги, Дона, Приазовья, Северного Кавказа, по большей части Крыма. После разгрома князем Святославом Игоревичем Хазарского каганата в 964-965 гг. в местах обитания так называемых хазар объявились татары и казаки. Как пишет Аджиев М., «уже при Петре I о казаках начали отзываться как о пьяной, разбойной братии», «говорили даже, не «казаки», а «донские и белгородские татары». То есть не было различий между казаками и татарами (подразумевая под татарами кавказцев), то есть бывших исконно скифами. Не только казаки, но и казахи, скорее всего, являются потомками касов – касагов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам