ЗНАНИЯ РЕШАЮТ ВСЕ

«Химия и жизнь». Так называется журнал об успехах современной химии и ее значении в развитии мировых производительных сил. Ниже приведены факты, когда мы сталкиваемся с серьезными трудностями из-за отсутствия должной химической подготовки.

Однажды, проводя ревизию в крупном хасавюртовском магазине, мы обнаружили в сарае для тары неучтенные шерстяные и шелковые ткани, тюлевые изделия и еще многое другое на сотни тысяч рублей. На них не было ни артикулов, ни ярлыков цен. Не владея необходимыми знаниями о волокнистом составе, характере отделки, мы не смогли установить цены на эти товары. За помощью обратились к специалистам Министерства торговли и потребсоюза, но и они не смогли помочь нам в определении цен и природы этих товаров. И тогда, разозлившись на них, я решил сам стать квалифицированным специалистом в этой области.
Мало кто знает, что товароведы в вузах изучают не только все виды химии в объемах, превышающих даже объемы этих дисциплин на химических факультетах, но и химическое строение всех материальных ценностей, которыми пользуется человек. Например, говоря о хрустальном стекле, товаровед должен знать состав и свойства всех его компонентов, показать их влияние на формирование качества изделий. И так далее обо всех материалах или товарах, которые призваны удовлетворять потребности людей. Такая система обучения помогает специалистам-товароведам не только знать строение и свойства материалов, но и определять их поведение в процессе эксплуатации изделий в предметной и климатической среде. Например, в одежде и мягкой мебели уже в течение нескольких десятилетий применяется синтетический пористый материал на основе полиуретана — поролон. В начальной стадии эксплуатации поролон — упругий материал с высоким теплозащитным свойством. Однако через 8-10 лет эксплуатации мебели поролон становится хрупким и жестким, превращаясь, наконец, в порошок. Товаровед должен не только фиксировать эти явления, но и находить физико-химическую основу разрушения материала. Вот такого характера подготовку прошел я за 5 лет обучения в вузе,
Не буду дальше подробно писать, как я по рекомендации известного академика В.А.Каргина сделал доклад о физикохимии биополимеров в Академии наук, как положительно оценили результаты моих исследований известные ученые-химики Л.Г.Слонимский, Г.М.Франк, С.Я.Френкель, А.Н. Михайлов и многие другие. Однако пишу я обо всем этом, чтобы учителя и ученики поняли, что все это случилось с тем абитуриентом, который однажды не сумел сдать вступительный экзамен по химии с первого захода. Если ты однажды споткнулся у основания вершины, это не значит, что ты гору не одолеешь.
Теперь хочу дать совет всем, кто собирается выбрать себе профессию инженера-химика. Чтобы хорошо знать различные разделы химии или разные химические дисциплины, надо изучить все. Химия — это не история или философия. О трехстах спартанцах можно рассказать даже на «отлично», не зная ничего о родоначальнике Персидской державы Кире. А вот тот же ученик не сможет рассказать ничего об окислительных свойствах кислорода или хлора, если он не знает строение их атомов. Да, в отличие от многих других дисциплин, химию надо знать с самого начала — или все, или ничего. Обычно ссылаются на трудности запоминания химических формул различных соединений, хотя в этом нет особой необходимости. Число известных в мире органических соединений составляет 1750000, а неорганических — 500000. Можно ли запомнить химические формулы или элементарный состав такого числа соединений? Вряд ли. Поэтому в учебниках по химии основное внимание уделяется химическим элементам, их группировке по важнейшим свойствам, законам превращения веществ. Следовательно, чтобы понимать свойства какого-либо химического соединения, надо знать общие закономерности-строения материального мира.
На наших рынках продается огромное количество импортных тканей, ковров, одежды и других товаров, изготовленных из химических соединений. Так, например, большие ангары на Восточном рынке забиты иранскими коврами. Знают ли продавцы и покупатели этих ковров, что исходным сырьем для их изготовления послужили нефтепродукты? То же самое можно сказать о многочисленных текстильных материалах, поступающих к нам из-за рубежа. Все они имеют химическое происхождение.
В Махачкале построено два крупных предприятия для переработки шерсти и кожевенно-мехового сырья. Простаивают эти предприятия потому, что у нас нет химически подготовленных кадров.
Трудности в обучении учащихся химическим дисциплинам связаны также с низким качеством учебной литературы. Очень часто эти учебники перепечатываются из года в год без учета развития современной химической науки и в отрыве от практики. Приведу лишь один пример. Перед моим отъездом из Москвы в Воронеж для чтения лекций студентам-заочникам заведующий кафедрой попросил меня объяснить студентам в доступной им форме теорию старения полимерных материалов. Действительно, в учебной литературе десятки листов посвящены изложению этой теории, что затрудняет студентам определить суть темы. И вот мне пришлось в своей лекции проложить мосты между тяжелоизложенным материалом в учебнике и его слабым восприятием студентами.
В лекционном зале собралось около 150 человек, прибывших с Урала, Прибалтики, областей Черноземья и других регионов страны. Я задал один вопрос: бывает ли так, что после стирки белья резина-продержка теряет эластичность и приходится ли тогда заменять ее на новую? Ответ был положительным. Тут я объяснил, как под действием тепла и солнечных лучей происходит сшивание смежных молекул резины кислородом воздуха по месту двойных связей. Кто-то из студентов еще поинтересовался, не с этим ли процессом связано старение резины-уплотнителя на переднем стекле автомашины. Я подтвердил и добавил, что автоводители, сами не понимая механизм старения, летом резину покрывают изолентой. Это было в марте, а в июне на госэкзамене один из студентов в своем ответе на вопрос о старении полимеров дословно повторил мои объяснения. Комиссия оценила ответ на «отлично», а присутствовавший на экзамене ректор вуза поинтересовался, откуда он все это знает, ведь в учебнике такого объяснения нет. Узнав содержание моей лекции, ректор после моего возвращения в Москву поблагодарил меня за умение изложить студентам сложные учебные материалы в доступной форме. Неумение учителей школ передавать знания по химии в доступной учащимся форме — одна из причин их неудовлетворительной химической подготовки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Собственник обязался за свой счет демонтировать незаконно построенный объект в Махачкале

Сотрудники отдела координации капитального строительства столичной администрации провели беседу с собственником объекта, незаконно возведенного на проспекте Гамидова в Махачкале....

В столице Дагестана локализован пожар на площади 300 квадратных метров

В Махачкале локализован пожар на крыше четырехэтажного дома по улице Манташева, 58. Площадь возгорания составила порядка 300 квадратных метров. Как...

Задержан второй обвиняемый по делу о гибели туристки в Сулакском каньоне

Правоохранительными органами задержан второй подозреваемый по делу о гибели в Сулакском каньоне 32-летней туристки из Ярославской области – это...

В Махачкале загорелась крыша четырехэтажного здания на улице Манташева

В столице Дагестана на улице Манташева, 58 загорелась крыша четырехэтажного здания, сообщили в Единой дежурной диспетчерской службе администрации Махачкалы....
spot_imgspot_img

Фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир России» откроется сегодня в Дагестане

В рамках развития международной культурной коммуникации СКФО сегодня в столице Дагестана откроется фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир...

В Дагестане задержали женщину, подозреваемую в подготовке теракта на 9 Мая

По подозрению в подготовке террористического акта в Хасавюрте задержали местную жительницу, сообщают СМИ со ссылкой на Центр общественных связей...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам