ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

В редакцию «Махачкалинских известий» обратилась читательница с вопросом: почему инвалид с ампутацией ноги для того, чтобы починить или заменить протез, должна проходить две комиссии: одну в поликлинике с посещением всех существующих там врачей – от окулиста до гинеколога, сдавать анализы на кровь и мочу, то есть тратить массу времени и нервов, а потом снова отправляться на комиссию во ВТЭКе и тоже обходить всех врачей? И если хватит сил и у тебя крепкие нервы, ты наконец-то получишь индивидуальную реабилитационную карту, без которой в протезно-ортопедическом предприятии не принимают. И добавила: для чего каждый год подтверждать инвалидность, ведь нога у меня вряд ли вырастет? Наверное, этот вопрос волнует многих читателей нашей газеты.

В России 13 миллионов инвалидов – почти каждый десятый. Инвалиды с детства, ампутанты, по слуху, по зрению, после травм, боевых ранений… Ясно, что всем им живется гораздо труднее молодых и здоровых людей.
Большинству инвалидов приходится ежегодно проходить эту процедуру в поликлинике, сдавать анализы, часть из которых платные, а то и в больнице полежать – для одного этого нужно крепкое здоровье. А огромные очереди в бюро медико-социальной экспертизы? И так каждые год-два, в зависимости от группы. Затрагивая эту достаточно «щепетильную тему», нельзя не сказать о том, что каждый год меры социальной поддержки инвалидов пересматриваются: увеличиваются государственные расходы на эти цели, повышаются пенсии, инвалидам стали более доступны санаторные путевки, лекарства, их коммерческие предприятия имеют налоговые льготы. Примерно в 30% случаев инвалидность устанавливалась бессрочно и сразу.
Сложность существующей проблемы подтвердила руководитель организации инвалидов войны и военной службы Дагестана Нелля Раджабова.

– Недавно у нас было собрание по этому вопросу на заводе им.Гаджиева, и представитель Министерства здравоохранения РД, выступая, заметила, что у нас много инвалидов, и, что, если человек достиг восьмидесятилетнего возраста, – это еще не значит, что он инвалид. Я бы на это ответила: а Вы сами почему-то в пятьдесят с лишним лет инвалид, а кому-то 80 лет, и старики не могут получить справку об инвалидности.

– Как Вы относитесь к хождению инвалидов по поликлиникам и экспертизам, ведь это не только немалая физическая нагрузка, но еще и стресс?

– Вы знаете, это для тех, к кому они ходят, – своеобразный бизнес.
Если эта справка об инвалидности будет пожизненной, то и бизнеса у них не будет. А сейчас у инвалида каждый день проблемы: тянут и тянут с заключением, документами, постоянно намекая на то, как можно быстрее получить справку о пожизненной инвалидности. Любой вопрос, связанный с инвалидами, должен быть под контролем. А контроля как такового нет. Вот посмотрите, как работает Министерство здравоохранения. Люди юридически неграмотны, а чиновники этим пользуются. Чему инвалиды научились за это время, так это читать и «примеривать к себе» очередные постановления властей.
Болезненно старики воспринимают список фальсифицированных лекарств, указанных в газете, ведь они этими препаратами пользуются. Сначала выдавали соцпакеты, потом перешли на монетизацию льгот. Вы только представьте себе, сколько инвалидов по России, и все они ходили в поликлиники, доказывали, что они инвалиды. Надо же было придумать: выдавать льготы деньгами. А на эти деньги ничего невозможно было купить.
Хочу привести и такой пример: у нас в организации есть Абдулла, он воин-интернационалист, «афганец», живет в Редукторном поселке. У него нет ноги, и я знаю, что он постоянно ходит продлевать инвалидность. Я не могу понять, почему ему не дают пожизненную инвалидность.
В приемной Регионального отделения фонда социального страхования по Республике Дагестан мне удалось встретиться с некоторыми инвалидами и их представителями. Настроение у них было далеко не радостным.
Миловидная пожилая женщина из Магарамкентского района, муж которой сам не мог приехать в Махачкалу, потому что почти не двигается, долго рассказывала мне о том, что ее супруг 40 лет проработал в сфере образования – сотни и тысячи детей «научил уму-разуму», а здравоохранение его не любит – встретили его, что называется, в «штыки» и по кабинетам начали гонять, пока ему не стало плохо.
Рядом с ней жительница Геджуха с усталыми и грустными глазами: «О Аллах! Я так хотела получить путевку для своей девочки. Ей всего 15 лет, а она инвалид».

– Какие-то льготы получаете, – спрашиваю я, и слышу в ответ: «Только памперсы и пеленки!»
Самым разговорчивым оказался ветеран войны без одного глаза: «Это фронтовое ранение… Пошел добровольцем на фронт, воевал на Украине, а теперь свои права никак не могу отстоять. Меня призвали из Средней Азии, в Дагестане я тогда не жил. Когда встал вопрос о квартире, мне выделили 420 тысяч рублей на однокомнатную квартиру, но за эти деньги уже тогда ее было невозможно купить».
Более добродушная атмосфера в тот день была в Махачкалинском протезно-ортопедическом предприятии «Росздрав»… Инвалидов принимали врач-ортопед предприятия Сабира Камбарова и представитель Фонда социального страхования по РД, главный специалист отдела обеспечения инвалидов техническими средствами Тамерлан Алиев. В отличие от впервые пришедших на комиссию инвалидов, с которыми мне не удалось детально обсудить интересующие вопросы, им было что сказать.

– Часто поступают жалобы на трудности в получении необходимых документов.

– Иногда поликлиники по месту жительства инвалида «забывают» оформить правильно необходимые документы, и ВТЭК отказывается заполнять реабилитационную карту. Мы говорим врачу социально-медицинской экспертизы: «Что же Вы к нам его не направляете, у него же ноги нет?», а он отвечает: «Я и сам не слепой и вижу, что у него нет ноги и он нуждается в протезе, но для меня основанием является направление из поликлиники», – сокрушается Тамерлан Алиев.

– Получается, что врач, проводящий социально-медицинскую экспертизу, имеет возможность, но не имеет права?

– С врачами ВТЭК в некоторых комиссиях мы работаем вместе. В таких случаях они всегда ссылаются на инструкции.
В разговор вмешивается Сабира Рамазановна, ветеран предприятия: «Если раньше, пять лет назад, они нам показывали справку об инвалидности, и мы могли им выписать наряд на ремонт протезов, и на нашем же предприятии этот ремонт осуществить, то сейчас ремонт без официальных бумаг мы выполнять не можем. Я здесь работаю уже более шестнадцати лет. Раньше, когда это был какой-то обыкновенный текущий ремонт, они к нам просто приходили, мы им не отказывали. Мы прекрасно знали, что из Хасавюрта или Левашей они лишний раз не приедут. А сейчас приходится часто отправлять инвалидов обратно из-за неверно оформленных документов. И, конечно, они после этого редко к нам обращаются.

– У меня такое ощущение, что в таких условиях складывается благоприятная почва для взяточничества.

– Согласен. Так происходит потому, что, например, какого-то специалиста из тех, кого надо пройти, нет на месте, а у инвалида не хватает знаний и желания изучать памятки и инструкции, и он постоянно наталкивается на ответ «вам не положено». Ну как это: положен корсет и не положена ортопедическая обувь, если одна нога короче другой, как у девочки, которую мы только сейчас принимали? Старались помочь человеку–инвалиду, а получилось наоборот: создаем препятствия.

– Какое количество людей к вам приходило на комиссию раньше?

– Человек 10-12 в день, даже до 15 доходило.

– А сегодня?

– Всего двое. На прошлой комиссии было шесть человек, раньше бывало на комиссии и по 30 человек.

– Значит, люди Вам не верят.

– Очень сложно собирать документы и сельскому, и городскому населению, потому что надо всех специалистов обойти, а потом и подпись руководителя поликлиники получить.
Для удобства инвалидов представители Фонда социального страхования вместе с врачами-ортопедами предприятия каждый понедельник и четверг ведут прием инвалидов, чтобы сразу можно было сделать заказ и лишний раз не «гонять» их по инстанциям. Но, к сожалению, это не помогает, и, измучившись хождением по кабинетам и инстанциям, инвалиды вначале просто швыряли документы на стол врача–ортопеда, но потом поняли, что ни ортопедическое предприятие, ни Фонд социального страхования в их мытарствах не виноваты.
На вопрос инвалида, написавшего в редакцию и пожелавшего остаться неизвестным, отвечает и заместитель управляющего региональным отделением Фонда социального страхования по РД Шарабудин Даришмагомедов: «В данном случае проблема инвалидов связана прежде всего с порядком прохождения обследования. В карте реабилитации указано, какими ортопедическими изделиями, какими средствами инвалид должен быть обеспечен. Там же указано, какое санаторно-курортное лечение необходимо, какие средства для этого прописаны, нужен ли инвалиду специальный уход или не нужен – все это должно быть записано в индивидуальной программе реабилитации. Карту инвалида разрабатывает медико-социальная экспертиза и для нас, чтобы обеспечить ортопедическими и реабилитационными средствами, это обязательное условие.

– Но ведь люди жалуются в основном на бюрократизм.

– Я все прекрасно понимаю, но ведь есть постановление Правительства РФ о порядке обеспечения инвалидов средствами реабилитации от 30 декабря 2005 года. В постановлении обязательное условие – индивидуальная карта программы реабилитации, без наличия которой никакими ортопедическими средствами обеспечить нельзя. Эту карту разрабатывает медико-социальная экспертиза по направлениям соответствующей поликлиники.
Какие нужны консультации инвалидам, у каких врачей они должны проходить обследование – это тоже решает медико-социальная экспертиза. Она же разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

– А как Вы относитесь к тому, что инвалиды должны ходить по всем врачам – от лора до хирурга?

– Давайте к этому вопросу подойдем немного шире. Может быть, у инвалида в процессе обследования выявятся какие-то другие болезни, для лечения которых нужна консультация врача, может быть, этот инвалид в течение длительного времени вообще не обращался к медикам. И у них, наконец, появится возможность полностью обследовать его. Эти действия врачей пойдут не во вред, а на пользу инвалиду… Правда, в центральной прессе появилась информация о том, что в будущем каждый инвалид будет иметь паспорт, в котором все будет прописано, и не придется лишний раз консультироваться с врачами. Но на сегодняшний день все пока остается по-старому.

– И все-таки я бы хотела задать вопрос о конкретном инвалиде, обратившемся в нашу газету: что делать этой
женщине, ведь очень тяжело ходить по многочисленным инстанциям для починки протеза?

– Она может подать письменное заявление в протезно-ортопедическое предприятие. У нас есть специальная комиссия, врачи которой выезжают в районы и города, оказывая соответствующую помощь. Так что и в такой тяжелой ситуации выход найти можно.
P.S. В заключение хочу сообщить обратившейся в редакцию читательнице, что процедура получения инвалидности в ближайшее время будет упрощена. Заявление о том, что все необходимые документы уже подготовлены, сделала недавно министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова на совещании, проведенном в Уфе Дмитрием Медведевым.
Проекты постановлений, которых ждут многие инвалиды, будут внесены в Правительство РФ в конце марта текущего года. В проектах заложены две принципиальные новации. Во-первых, определен перечень заболеваний, при которых инвалидность будет устанавливаться бессрочно уже через два года наблюдения после первоначального оформления инвалидности. Это, к примеру, ампутация, слепота, глухота и т.п. Двухлетний срок установлен потому, что примерно столько длится период заживления после ампутации конечностей, лечения, протезирования. То есть инвалидность будет оформляться сразу, а бессрочно – через два года.
Во-вторых, для получения средств реабилитации больше не придется проходить переосвидетельствование, что также облегчит работу медико-социальной экспертизы.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам