Большой, увесистый, в твердом переплете том. Если бы его еще «одеть» кожу (то есть сделать кожаный пере-
плет) – настоящий фолиант. Издание впечатляющее. Взяв в руки эту объемную, оригинально оформленную книгу,
я, не задумываясь, решил отойти от условностей. Каких, спросите вы? Дело в том, что рецензент, перелистав и прочитав еще пахнущую типографской краской книгу, задается целью воздать должное ее содержанию, поддержать автора или подвергнуть критике его труд… Перефразируя известную поговорку, скажу так: пути рецензента неисповедимы (он чуть ли не господь бог для литератора…).
Однако в данном случае, в нашем, меня не столь интересует содержание, поскольку оно уже знакомо и испытано
временем. Я решил изложить свою точку зрения о том, да, именно о том, с какой любовью и как полиграфически грамотно подготовлена и оформлена книга. На самом деле это оригинальный и достойный подарок, сделанный не только лезгинскому, но и всем дагестанским народам: аварцам, даргинцам, агулам, табасаранцам, кумыкам – всем этносам, живущим в этом горном крае, возродившем и одухотворившем эпического богатыря Шарвили.
И объем книги, и набор, и поданный на двух языках текст, и цветная фотоиллюстрация — все говорит о том, что
авторский коллектив поставил перед собой задачу сделать Дагестану красивый и внушительный подарок. И достойно
справился с ней.
Безусловно, а в это я верю безо всяких сомнений, организатором этого весомого и красивого труда был Ризван Ризванов.
Легенды и предания о народных богатырях живут и звучат в устах поколений не только веками, но и тысячелетиями. Но одно дело, когда они сказываются и поются, и другое – когда воплощаются в литературные памятники и, более того, в народные и даже государственные праздники. За это кропотливое и благородное дело – сделать Шарвили героем и нашего времени, примером для подражания и воспитания будущих поколений – по дол-
гу сыновней любви к Родине первым взялся лезгинский просветитель и поэт Забит Ризванов, собирая по крупицам
сказания о легендарном богатыре. Его дело продолжили и развили народный поэт Дагестана Байрам Салимов и сын
Ризван Ризванов.
Понимаете, в любом деле, в любом начинании должен быть локомотив, иначе без ведущей силы вагоны не
сдвинутся с места. Вот этим локомотивом и является Ризван Ризванов. Лет пятнадцать назад (может, и ошибусь
на несколько лет, уж простите), когда мы работали в редакции газеты «Дагестанская правда», он тихо, но мето-
дично, сосредоточенно трудился над какой-то книгой. Я интуитивно чувствовал своим нутром, хотя он и скрывал
это от всех. И однажды он положил мне на стол небольшое издание об эпическом богатыре Шарвили. То была пер-
вая ласточка…
Как же крепко сидела в его душе вера в осуществление цели — заветной цели – вернуть из бытия мифического героя Шарвили, сделать его достоянием народа, возродить на его примере такие высокие нравственные качества, как любовь к родной земле, к Отчизне, высокое чувство всепобеждающей дружбы народов.
Прошло некоторое время. И состоялся первый уже праздник героического эпоса «Шарвили». И здесь одним из ор-
ганизаторов и локомотивом массового праздника явился Ризван Ризванов.
И пошло-поехало, как говорят в народе. Праздник за праздником. Книга за книгой.
Может быть, у Ризвана Ризванова в душе зреют еще какие-то задумки? Не знаю. Но думаю так: если поле, в которое ы бросил семена, дает щедрый урожай, его следует засевать.
Не каждый из нас, оставаясь наедине с собой, спрашивает себя: зачем я пришел в этот мир, в чем смысл
моей жизни? Что я оставлю после себя? Эти минуты можно назвать минутами совести. Уверен, Ризвану Ризванову они знакомы. И труд его будет примером и подарком будущим поколениям.
Не думал писать много. И не потому, что не хотел похвалить Ризвана Ризванова, боже упаси (на похвалу я
очень скуп), да вот труд его емок и заметен. Как и труд всего редакционного совета, коллектива типографии «Лотос», которые подарили нам – каждому из нас и всем народам Дагестана поистине праздник – великолепную книгу «Шарвили. Лезгинский народный героческий эпос».